Home / Экономика и экономическая политика / Бурма А.А. Механизм управления противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях

Бурма А.А. Механизм управления противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях

Бурма Антон Андреевич –

студент 2-го курса магистратуры

Высшей школы государственного аудита

МГУ имени М.В. Ломоносова

Anbur94@yandex.ru

 

Механизм управления противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях

The mechanism for managing the counteraction to the legalization of proceeds from crime through credit institutions

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные схемы и этапы легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях. Описываются направления совершенствования противодействия отмыванию доходов в банковской сфере. Обосновывается роль государственных органов в борьбе с данной категорией правонарушений.

Abstract. The article discusses the basic scheme and stages of the legalization of income obtained by criminal means in the credit organizations. Describe the directions of improvement of combating money laundering in the banking sector. Explains the role of public authorities in the fight against this category of offences.

Ключевые слова: законодательство о противодействии легализации преступных доходов, контроль, комплаенс, кредитные организации, легализация преступных доходов, механизм управления, международная преступность, отмывание денежных средств, противодействие, преступные доходы, преступление, теневая экономика, транснациональная организованная преступность, финансовый контроль, экономический ущерб.

Keywords: legislation on counteracting the legalization of criminal income, control, compliance, credit organizations, legalization of criminal income, international criminality, money-laundering, resistance, criminal proceeds, crime, shadow economy, transnational organized criminality, financial control, economic damage.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Преступники постоянно совершенствуют схемы легализации отмывания доходов. Зачастую знаний сотрудников кредитных организаций не хватает для того, чтобы на должном уровне противостоять им. Данные статистики показывают, что на базе учебных центров и банковских школ (колледжей) Банка России в 2016 г. проведено 296 учебных мероприятий по банковской тематике (семинаров и курсов повышения квалификации) в которых приняли участие 6,7 тыс. специалистов из них только 12 были посвящены проблеме ПЛПД (Противодействие легализации преступных доходов) [8]. Согласно установленным Банком России нормативам плановый инструктаж сотрудников кредитной организации по вопросам ПЛПД должен проводиться не реже 1 раза в год; а для специальных должностных лиц, проводящих операции – не реже 2 раз в год, для остальных сотрудников — не реже 1 раза в 3 года [8].

Для сравнения в США больше внимания отводится обучению специалистов, выпускается несколько ежемесячных журналов по вопросам ПЛПД [8]; создана школа комплайенс при Американской банковской Ассоциации и Ассоциация сертифицированных специалистов по ПЛПД, которые подготавливают и переподготавливают до 20 тыс. специалистов в год, а сроки проведения планового инструктажа персонала в 2 раза чаще российских [3, С. 8].

Недостаточная изученность вопроса отмывания доходов и отсутствие должного профессионализма людей на местах в нашей стране приводит к тому, что сотрудниками кредитных организаций упускается из вида часть операций, которые действительно направлены на отмывание денег и хорошо завуалированы преступниками. Так, известно, что для того чтобы не попасть в поле зрения сотрудников кредитных организаций преступники стараются придать своим операциям правомерный вид: например, дробят сумму проводимой операции, чтобы не превышать пороговый показатель (600 тыс. руб.), но при внимательном изучении часто выясняется факт проведения операций одного вида: за короткий промежуток времени суммарные платежи по нему намного превышают установленный порог. Для выхода из этой ситуации мы считаем целесообразным ввести положение, согласно которому будут суммироваться все платежи в один адрес на протяжении 5-15 банковских дней и при превышении в итоге пороговой суммы сообщение о них должно быть направлено в ФСФМ.

Следует отметить, что фиксирование операций, подлежащих обязательному контролю, которые проведены в сумме меньшей, чем пороговая, снимает возможность отмывания денег путём деления одной операции на множественные и необходимость преодоления вопросов между контролирующей и подконтрольной организацией. Аналогичное решение, должно быть принято и для подозрительных операций, что может поставить точку в спорной ситуации, когда кредитная организация производит документальное фиксирование операции дробления, но не направляет сообщение в ФСФМ. В качестве примера можно привести такой вид обязательной операции как «первая операция юридического лица по счёту (вкладу), по которому операция не проводилась с момента его открытия», например: в течение одного рабочего дня на вновь открытый счёт произведено несколько зачислений от одного контрагента, в общей сумме превысившей порог, установленный законодательством. Действия кредитной организации в данном случае таковы: она производит фиксирование таких операций и на этом прекращает свою работу, считая, что данная операция не может служить для легализации преступных доходов, следовательно, отчёт по ней в уполномоченный орган не отправляется. Эта позиция кредитной организации не противоречит законодательству по формальным признакам. Однако отсутствие в приведённой ситуации признаков дополнительной и детальной работы по сбору и анализу информации о клиенте, характере его деятельности не отвечает требованиям ПЛПД. Это одна сторона проблемы. Другая – отсутствие установленного законодательством конечного контрольного срока проведения работы по выяснению дополнительных сведений и вынесению решения о направлении информации в уполномоченный орган. При такой постановке вопроса видимость работы банка может растянуться на неопределённое время, что предопределяет необходимость законодательно установить контрольный срок для принятия адекватного решения – 3 недели с момента начала проведения операции [9, С. 27].

Вариантов выведения операций из-под контроля сотрудников кредитной организации большое количество. Например, такая операция как «снятие со счёта или зачисление на счёт юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности» тоже может быть выведена из поля зрения компетентных органов. Когда юридическое лицо не работает с крупными наличными суммами (как магазин), сумма операций по зачислению и снятию со счёта дробится на небольшие объёмы. Информация об операции по «получению физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом» также может не попасть в ФСФМ. В данной операции чек платежной системы может быть оформлен как выданный физическим лицом-резидентом по доверенности юридическому лицу, которым и производится его обналичивание [9, С. 28].

Операция по «обмену банкнот одного достоинства на другое» может остаться незамеченной, если преступник откроет счёт в кредитной организации на своё имя, положит на него деньги, а через некоторое время снимет их. Для того чтобы скрыть от сотрудников кредитной организации операцию «по покупке или продаже иностранной валюты» можно открыть рублёвый счёт, внести на него наличные, купить валюту у банка за безналичный расчёт с зачислением её на открытый предварительно валютный счёт, затем снять наличные с валютного счёта, после чего закрыть его. Проблему выявления операции, подлежащей обязательному контролю «размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» можно решить, оформив данный вклад на любое лицо, которое и будет проводить по нему все расчёты. Такие операции не подлежат обязательному контролю. Контроль над операцией по «открытию вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением на него денежных средств в наличной форме» можно устранить путём перевода безналичных средств с другого счёта не используя наличные. В ситуации с операциями «по предоставлению юридическими лицами, не являющимся кредитными организациями, беспроцентных займов физическим (юридическим) лицам», а также «получение такого займа в сумме равной или превышающей 600 тыс. руб. (её эквивалента в иностранной валюте)» заключаются договоры по уплате незначительных процентов по займам (0,001 % и т.п.) [6]. В результате информация о сделках в ФСФМ не поступает.

Существует давно отработанная схема по легализации преступных доходов, полученных в форме наличных денежных средств с применением банковских векселей. Она выглядит следующим образом: преступный капитал поступает посреднику, который затем приобретает в кредитных организациях или филиалах простые переводные банковские векселя и становится векселедержателем, затем он проставляет на векселях индоссамент для второго векселедержателя, при этом может быть выстроена цепочка из двух или трёх человек. В итоге вексель возвращается преступнику с наличием на нём нескольких индоссаментов и предъявляется к оплате в банк, а средства за него могут быть получены наличными или переведены на другой счёт. Характерным признаком проведения такой схемы является малый период времени с момента покупки векселя и его возврата, наличие нескольких индоссаментов и отсутствие экономического смысла. Такая схема может быть выявлена только сотрудниками кредитной организации в момент предъявления векселя к оплате.

По выявлению «необычных» сделок существует практически аналогичная схема. На практике достаточно активно проводятся операции по возврату рублёвых средств по сделкам, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, предназначенных для личного пользования и не имеющих отношения к предпринимательской, инвестиционной и иной коммерческой деятельности между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами- нерезидентами. Эта причина расчётов кажется правомерной. Однако платежные документы, предъявляемые в течение небольшого промежутка времени и оформленные на сумму в 50 тыс. руб., в количестве, превышающем 12 экземпляров, составляют сумму порядка 600 тыс. руб., что свидетельствует о подозрительности легального происхождения переведённых денег. Так в 2006 г. имел место случай перевода денег на общую сумму 23 млн 600 тыс. руб. в течение одного рабочего дня: процедура представляла собой обычный перевод средств на счёт в размере 590 тыс. руб. и таких переводов за день было совершено 40 [5, С. 27]. Как правило, физические лица, получившие деньги обналичивают платежи. Ежегодно физическими лицами-нерезидентами с рублёвых счетов обналичиваются десятки миллионов [5, С. 28].

Другая операция связана с конвертацией рубля в иностранную валюту, зачислением на депозитные счета юридических лиц и переводом за рубеж. Подозрение вызывают короткие промежутки времени между зачислением рублей на счёт и переводом валюты за рубеж. То есть средства юридических лиц, не нарушая законодательства, беспрепятственно утекают из страны. При этом еще и выкачиваются валютные ресурсы с внутреннего рынка страны.

Подобного рода сделки распространены между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами. Последние представлены в небольшом количестве в отдельных банках и зарегистрированы обычно в офшорах [5, С. 32]. Расчёты между ними производятся по основанию предоставления консалтинговых услуг и превышают сотни миллионов рублей [5, С. 33]. Поступившие на счета нерезидентов рубли конвертируются в валюту и переводятся за рубеж. Срочность проведения операции, её совокупные объёмы, основания переводов, небольшие промежутки времени между операциями, страны регистрации нерезидентов должны привлекать внимание сотрудников кредитной организации и подвергаться изучению. Сотрудникам кредитных организаций следует иметь в виду, что зачастую даже несущественные на вид операции способствуют отмыванию больших сумм денег [5, С. 33]. На сегодня в зонах офшоров сосредотачивается от 20 до 35 триллионов долларов денежных средств компаний-нерезидентов [10]. Незаконные операции могут быть выявлены путём:

  1. Осуществления мониторинга операций; анализа контактов клиента (встречи, беседы, поездки по странам и т.д.).
  2. Анализа информации из независимых источников (например, средств массовой информации, Интернет и т.д.).
  3. Анализа собственной (внутрибанковской) информации об окружении клиента (например, политическая ситуация в стране клиента). Сообщение о такой сделке должно быть направлению в ФСФМ не позднее рабочего дня с момента выявления [5, С. 29].

Показателен пример КБ «Содбизнесбанка», который игнорировал требования об отправке сообщений о подозрительных сделках в ФСФМ (более 500 раз) в результате чего привлёк внимание финансовых разведок нескольких стран к своим клиентам. Результатом стала потеря деловой репутации банка, отзыв лицензии на право проведения банковских операций и привлечение четырёх сотрудников к уголовной ответственности. «Содбизнесбанк» стал первой кредитной организацией, привлечённой к ответственности за нарушение законодательства о ПЛПД, размер легализованных им средств составляет 500 млн руб. [4].

В представленной ниже диаграмме отражена динамика поступления сообщений об операциях в Росфинмониторинг за последние 7 лет, в том числе сообщения от кредитных организаций, которые составляют 90 % от общего количества информаторов [4]. С каждым годом процент сообщений не прошедших входной логический контроль сокращается вдвое. Во многом это связано с ежегодным обновлением и уточнением правил подачи заявлений в уполномоченный орган.

Диаграмма 1. Динамика поступления сообщений в ФСФМ
о подозрительных операциях

Доля сообщений, поступающих от кредитных организаций, по подозрительным операциям в ФСФМ значительно возросла в период кризиса 2006-2017 гг. По мнению экспертов ФСФМ, такое положение дел связано с тем, что в период мирового финансового кризиса резко активизировалось финансовое мошенничество, исходя из этого, доля операций, вызывающих подозрение стала расти. Совокупный объём сомнительных операций, сведения о которых были переданы в ФСФМ составил 87 трлн руб. [2]. Исходя из общего объёма – это каждая пятая сделка, проводимая кредитными организациями.

Для недопущения уголовной ответственности сотрудники кредитной организации, которым стал известен факт проведения подозрительной операции или факты нарушения законодательства о ПЛПД со стороны коллеги-сотрудника, обязаны незамедлительно проинформировать об этом орган внутреннего контроля, а тот в свою очередь – руководство кредитной организации. В случае если операция уже проведена, руководитель незамедлительно информирует уполномоченный орган и приостанавливает все операции по подозрительному счёту. В случае же, если сообщение-документ будет направлено в уполномоченный орган, сотрудник кредитной организации не вправе информировать об этом клиента. Просрочка в отправке сообщения – документа о сделке в ФСФМ, в случаях, установленных законом, является нарушением. Так, председатель правления Русского депозитарного банка Д. Леус проинформировал ФСФМ о сделке на 20 млн долл. США со значительным опозданием. За пособничество в легализации этой суммы он осуждён на 4 года лишения свободы [2]. Так, если существуют сомнения относительно того, направлена сделка на легализацию преступных доходов или нет, сотрудники кредитной организации должны провести дополнительные исследования с целью уточнения экономического смысла проводимой операции.

Следующим недостатком является отсутствие положительных стимулов для кредитных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению операций направленных на отмывание доходов, добытых преступным путём — одна из причин роста легализации доходов. Легализация преступных доходов с использованием кредитных организаций представляет собой сложный процесс, включающий в себя множество операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются. Так, к 2016 г. ФСФМ была выявлена схема из 600 финансовых операций, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путём с использованием кредитных организаций в нескольких регионах страны [2]. Другая схема легализации доходов, полученных преступным путём, с использованием кредитных организаций была раскрыта сотрудниками ДЭБ летом 2010 г. Сотрудники ОАО МАБ «Темпбанк», ОАО КБ «Империя», АКБ «Басманный» занимались отмыванием, а также обналичиванием денежных средств. Оборот денежных средств составлял около 2 млрд руб. в месяц, а комиссионные вознаграждения доходили до 17 % от легализуемой суммы [7].

Для своих операций сотрудники кредитных организаций использовали служебное положение, фирмы-однодневки, электронные ключи управления счетами системы «Банк-клиент», счета 7 коммерческих организаций, на которых в момент задержания находился 21 млн руб., таким образом, выгода, получаемая в виде вознаграждения за проведение незаконных операций, мотивирует сотрудников кредитной организации на совершение преступлений. Сегодня некоторые кредитные учреждения испытывая потребность в денежной массе не предъявляют особых требований к происхождению денег клиента и могут ослабить контроль над проводимыми операциями. Мировое сообщество относительно недавно обратило своё внимание на эту проблему.

Все схемы по отмыванию денег, так или иначе, состоят из одних и тех же этапов с разными вариациями операций. Рассмотрим две типовые схемы.

Таблица 1

Обобщённые схемы легализации доходов, полученных преступным путём

Название этапа Операции Вероятность

обнаружения

1 .Размещение Placement Физическое размещение денег в кредитных организациях Высокая
2.Преобразование Layering Проведение большого количества банковских операций, в т.ч. безналичных переводов, которые наслаиваются друг на друга с целью скрыть источник происхождения денег. В итоге денежные средства выплачиваются в банке иногда при пособничестве его сотрудников Невысокая
3 .Консолидация

(интеграция)

Integration

Помещение отмываемых доходов в экономику и возвращение их преступнику под видом законных доходов Очень низкая
4. Освобождение Mide Наличные деньги размещаются на банковских счетах подставных лиц Высокая
5. Распределение

Move

Происходит покупка банковских платёжных документов При наличии осведомителей – высокая, без – низкая
6.Маскировка Masking Открытие счетов в кредитных организациях и перевод денег в страну нахождения преступника, со счетов легальных фирм с использованием систем денежных переводов Очень низкая
7.Интеграция

Invest

Инвестирование отмытых денег в легальную экономику и производство; ложное погашение кредитов Практически

невозможно

Как видно из представленной Таблицы 1 Обобщённые схемы легализации доходов, полученных преступным путём – первый этап в схеме отмывания денег является решающим, поскольку именно на этой стадии возможность обнаружения факта легализации – наибольшая. Именно фаза размещения криминальных доходов в кредитных организациях является наиболее уязвимой и требует государственного контроля – это может существенно снизить вероятность отмывания денег, для чего регулирующим органам – нужно создать кредитным организациям такие условия, при которых проводить операции по отмыванию денег было бы сложно, опасно и невыгодно.

Международные эксперты особое внимание уделяют контролю над отмыванием денег именно на стадии размещения в кредитных учреждениях. Если на данном этапе криминальные деньги будут упущены из вида, дальнейшее доказательство их преступного происхождения становится практически невозможным, так как эти деньги, прошедшие первые стадии отмывания, приобретают легальный характер и с лёгкостью интегрируются в реальную экономику и финансовою систему. В дальнейшем они могут быть инвестированы в предпринимательскую деятельность, переведены на банковский счёт, использованы при покупке недвижимости. Преступники стремятся к тому, чтобы легализуемые деньги постоянно находились в обороте, для чего меняют их форму, местонахождение, что способствует запутыванию следа и затруднению работы правоохранительных органов. Для этого используются многочисленные транзакции: перевод денег со счёта на счёт, как в пределах одного банка, так и между банками- корреспондентами.

Весьма популярными становятся электронные денежные переводы – ежедневно по всему миру проводится 500 тыс. операций на общую сумму более 1 трлн долл. США
[1, С. 5]. Естественно, среди такого потока операций достаточно сложно напасть на след преступников. Поэтому экспертами особо отмечается, то что эффективность любой модели контроля над отмыванием денег зависит от того в какой мере она обеспечивает банковскую прозрачность для уполномоченных органов. Несмотря на то, что в деятельности кредитных организаций важным принципом является сохранение банковской тайны и клиентских привилегий, в последние десятилетия наблюдается тенденция к достижению большей прозрачности финансово-кредитной системы. Этому в немалой степени способствовали ряд международных скандалов: например, произошла серия разоблачений коррумпированных банкиров, сотрудничающих с торговцами наркотиками и оружием и другими группами организованной преступности 4-х отделений Citibanka в Японии. За нарушение требований законодательства о ПЛПД в 2005 г. филиал банка ANB Amro в Нью-Йорке заплатил штраф 80 млн долл. США; филиал Банка Arab Bank’s в Нью-Йорке заплатил 24 млн. долл.
США [1, С. 98].

Очевидно, что основная нагрузка по выявлению, пресечению операций по отмыванию денег ложится на сотрудников кредитных организаций, у которых отсутствуют стимулы для их выявления. Такими стимулами могут являться как поощрения сотрудников руководством банка, так и поощрение кредитной организации государством. Банк России может составлять и опубликовывать списки кредитных организаций, активно противодействующих легализации доходов, полученных преступным путём, что способно привлечь дополнительных клиентов, а если кредитная организация) не попала в данный список, за ней нужно усилить контроль, путём мониторинга проводимых ею операций.

При анализе функционирования механизма управления противодействием легализации преступных доходов в кредитных организациях, необходимо отметить, что ныне действующий механизм не выполняет своего основного предназначения – не способствует упрощению процедуры оперативного ПЛПД и предотвращению негативных последствий от интегрирования отмытых денег в экономику. Это в свою очередь является одной из причин осложняющих развитие в России банковского дела. Полученные преступным путём деньги нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности, принципы рыночной экономики, являются условием развития организованной преступности, и в результате создают угрозу экономической безопасности страны.

Литература:

  1. Алексеев Н.К. Разработка и внедрение методики повышения эффективности механизмов внутреннего контроля кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путём: дис. … канд. экон. наук. – М., 2016. – 230 с.
  2. Васильев А.А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём [Электронный ресурс] // Виртуальный клуб юристов [сайт]. URL: http://www.yurclub.ru/docs/bank/article5.html (дата обращения: 27.04.2017).
  3. Джеймс Р.Ричарде. Разработка программы противодействия отмыванию денег. Опыт американского банкира // Материалы Семинара по подготовке банковской системы к реализации требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ. – СПб.: ЦБ РФ 2001.- 43 с.
  4. Дракина М.Н., Гусева Т.А. Федеральное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [Электронный ресурс] // Регламент [сайт]. URL: http://www.reglament.net/bank/raschet/2004_78_article_1.htm (дата обращения: 27.04.2017).
  5. Корчагин О.Н. Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем // Коммерсантъ. – 2016. – № 14. – С. 28-33.
  6. Лакатош Е.В. Налоговые последствия беспроцентных займов [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру [сайт]. URL: http://www.garant.ru/article/706632/ (дата обращения: 27.04.2017).
  7. Михалова Е. Менеджеры банков пойманы за отмывание денег [Электронный ресурс] // Life Новости [сайт]. URL: https://ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/35587 (дата обращения 27.04.2017).
  8. Отчёт Банка России за 2016 г. [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации [сайт]. URL: http.:// http://cbr.ru/ (дата обращения 27.04. 2017).
  9. Смирнов Е.Е. Какие изменения планируются в банковском надзоре России // Юридическая работа в кредитной организации. – 2007. – № 2. – С. 28-32.
  10. Киселев А.А. Схемы вывода и ввода денег на оффшорные счета [Электронный ресурс] // Финансовая азбука [сайт]. URL: https://fingramm.ru/biznes/offshory/kak-rabotayut-offshori.html (дата обращения 29.04.2017).