Home / Экономика и экономическая политика / Орешкова В.В. Причины не освоения Дальнего Востока

Орешкова В.В. Причины не освоения Дальнего Востока

Орешкова Валерия Вячеславовна – студент 1-го курса

ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

miss.oreshkova@yandex.ru

 

Причины не освоения Дальнего Востока

The reasons for not developing the Far East

 

Аннотация. Данная статья посвящена такой важной теме, как выявление причин, которые мешают или не способствуют нормальному освоению Дальневосточного региона, что приводит к замедлению работ граждан, которые получили там земли. В статье будут представлены мнения студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», с помощью которых автор попытался разобраться в причинах фактического не освоения Дальнего Востока в настоящее время.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России, и при активном участии кандидата политических наук Перенджиева Александра Николаевича в рамках планового изучения учебной дисциплины «Модернизация системы государственного и муниципального управления».

Abstract. This article is devoted to such an important topic as identifying the causes that interfere with or do not contribute to the normal development of the Far Eastern region, which leads to a slowdown in the work of citizens who received land there. The article will present the opinions of the students of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia studying in the direction «State and Municipal Administration», with the help of which the author tried to understand the reasons for the actual non-development of the Far East at the present time.

The article was prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolievich within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia, and with the active participation of the candidate of political sciences Alexander Nikolaevich Perendzhiev, as part of a planned study of the academic discipline «Modernization of the system of state and municipal management».

Ключевые слова: граждане, Дальневосточный гектар, Дальний Восток, критерии, метод кейс-стади, модернизация, наличие строительства на участке, обработанность участка, органы исполнительной власти субъекта, органы МСУ, собственники земельного участка, Трутнев, финансовые расходы по доходам и расходам, федеральные органы исполнительной власти, частный бизнес, эффективность.

Keywords: citizens, Far East hectare, Far East, criteria, case study method, modernization, presence of construction on the site, site processing, executive bodies of the entity, LSG bodies, land owners, Trutnev, financial expenses on income and expenses, federal executive bodies, private business, efficiency.

 

Текст статьи в PDF

Рецензия

 

В рамках планового изучения учебной дисциплины «Модернизация системы государственного и муниципального управления» от ведущих преподавателей кафедры государственного и муниципального управления мы – магистры первого курса очной формы обучения – получили задание разработать авторский учебный кейс. Перед началом работы каждый студент-магистр определился с конкретной сферой госуправления, в которой они будут выявлять проблемную ситуацию, связанную с процессом модернизации, в своем авторском учебном кейсе. Таким образом, автор данной научной статьи выбрала для себя сферу, связанную с модернизацией Дальнего Востока (далее – ДВ), так как на данном этапе только зарождается его освоения, и вносятся новые предложения.

Автором данной статьи были просмотрены все последние новости в СМИ, и выбрана реальная новость, которая отражает попытку государства освоить ДВ, но не совсем успешно, поэтому все внимание было обращено на причины, по которым это происходит.

Актуальность темы данной научной статьи заключается в том, что в конце декабря 2014 года президент России В.В. Путин подписал закон, который непосредственно связан с одним из нацпроектов РФ – освоением Д.В. [1]. Суть этого закона состоит в следующем: государство предоставляет возможность всем гражданам России получить один гектар земли безвозмездно, но через 5 лет гражданин обязан отчитаться об использовании этой земли. То есть, если земля простаивает, то ее могут изъять. Раньше бесплатные земли могли получить только жители, проживающие на территории ДВ. Но с 1 февраля 2017 г. «дальневосточный гектар» сможет получить любой желающий гражданин России. Казалось бы, что Дальний Восток теперь станет легче осваивать.

Однако существует очень веская причина усомниться в этом мнении. Она заключаются в фактическом отсутствии развитой инфраструктуры на российском Дальнем Востоке. На выделяемых землях попросту нет никаких коммуникаций: дорог, электричества, водопровода, газа и связи. Современной ферме или предприятию, пусть даже небольшому, требуется в больших количествах вода и электричество, но где их брать – непонятно. Причем государство не выделяет денег на создание инфраструктуры, и эта задача в случае включения в программу освоения Дальнего Востока ложится на плечи самих граждан. Сложилась неблагоприятная ситуация с ключевой ставкой ЦБ, которая не позволяет взять дешевые кредиты для создания ферм и предприятий. На иностранных инвесторов рассчитывать тоже не приходится – объемы зарубежных денег снижаются (не стоит забывать о санкциях).

Ситуация и проблематизация. Проблемы, связанные с инфраструктурой, с высокими кредитами привели к тому, что люди, получившие гектары, ничего на них не могут сделать. Гектары просто простаивают и не осваиваются, или же осваиваются, но очень медленно [2]. Граждане не понимают, в каком виде должен находиться их участок, чтобы его не отобрали. Кроме того, до сих пор остается невыясненным, по каким критериям властью будет определяться степень освоения участка, эффективность его использования.

В связи с этим полпред президента РФ в ДФО (Дальневосточном федеральном округе) Ю.П. Трутнев сообщил, что, предварительно, критериями для определения освоения «дальневосточного гектара» будут наличие строительства, обработанность участка и финансовые расходы [3]. Под строительством, по словам Ю.П. Трутнева, «подразумевается любое строительство: жилищное или для туризма, что-то строите, для производства. Неважно, построен объект или это незавершённое строительство: если кто-то не успеет с объемом реализации не менее 50 %. Второе – использование земли для сельхозпроизводства, когда не менее 50 % земли от участка должно быть обработано. Все остальные виды деятельности были объединены, по финансовому принципу – по доходам или по расходам. Предполагается, чтобы расходы были не менее 50 тысяч рублей за весь период освоения. Это по тому, что будет затрачено. Если же при этом с участка уже получается прибыль, то расходы колеблются в интервале от 30 до 50 тысяч рублей за последний год» [4].

Таким образом, существует управленческая проблема, заключающаяся в отсутствии чёткого механизма отслеживания соблюдения критериев со стороны органов публичной власти эффективного использования «гектара» тормозит развитие Дальневосточного региона.

В рамках данной научной статьи автором была сделана попытка узнать у магистров 1-го курса очной магистратуры, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» в Академии гражданской защиты МЧС России, какие же существуют современные проблемы не освоения Дальнего Востока.

Краткое описание метода исследования. Метод кейсов (метод конкретных ситуации) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций, которая давно зарекомендовала свою эффективность в образовательном процессе в стенах Академии гражданской защиты МЧС России. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути управленческой проблемы (или сами же ее и сформулировать), предложить возможные решения ЭТОЙ проблемы и выбрать лучшее из них. В решении авторского учебного кейса приняли участие 8 человек. Анализ результатов работ магистров представлен далее в диаграммах и таблицах.

Анализ решение учебного кейса студентами очной магистратуры. Автором статьи было предложено студентам очной магистратуры пройти 4 задания учебного кейса. В первом задании учебного кейса студентам нужно было оценить критерии, их оценку эффективности, выдвинутые Ю.П. Трутневым, по пятибалльной шкале (от 1 балла до 5 баллов). Эти критерии прописаны в таблице 1.

Таблица 1

Название критерия Оценка эффективности критерия в баллах
1 наличие строительства на участке 3
2 обработанность участка 4
3 финансовые расходы по доходам и расходам 5

 

Полученные данные были переведены автором данной научной статьи в проценты (полученные 5 баллов брались как 100 %) и представлены ниже в виде рисунка 1.

Рис. 1. Мнение респондентов по оценке эффективности критериев Ю.П. Трутнева

Как видно из рис. 1, респонденты посчитали, что наличие строительства на участке – не самое важное. Всего 60 % магистров очной формы обучения из 100 % возможных оценили данный критерий. Это объясняется тем, что вероятнее всего это не окупится. Например, если это будет туризм, то вряд ли кто-то поедет на ДВ, тем более с такой не подготовленной инфраструктурой. Что касается, производства, то необходимо будет вложиться не только в него, но и в дороги, в электричество, воду и т.д. Это очень затратно и рискованно, особенно для малого и среднего бизнеса.

Обработанность участка, как предлагает Ю.П. Трутнев, может быть обработана на
50 % сельскохозяйственным производством. Этот критерий оценили 80 % магистров. На ДВ можно вырастить зерновые культуры (пшеница, ячмень), кормовые культуры, картофель, овощи, сою, что позволит больше не закупать в других местах, а даже продавать на экспорт.

Финансовые расходы по доходам и расходам оценили все магистры, что составило 100 %. Скорее всего, потому что здесь установлена нижняя граница расходов на гектар, которая составляет 50 тысяч рублей и доступна большинству желающих, чтобы начать развивать свое дело на ДВ.

Во втором задании авторского учебного кейса нужно было выявить плюсы и минусы каждого критерия по освоению дальневосточного гектара для госорганов и граждан. Самые подходящие ответы были внесены в таблицу 1 и таблицу 2.

Таблица 1

Критерии Плюсы (выгоды, преимущества) для госорганов
Наличие строительства на участке. 1. Оживление экономики региона.

2. Увеличение населения.

3.Постепенное развитие инфраструктуры.

4. Поступление дополнительных налогов.

Обработанность участка. 1. Вовлечение в хозяйственный оборот земли.

2. Рост сельхозпроизводства региона.

Финансовые расходы по доходам и расходам. 1. Наиболее простая оценка деятельности по освоению участка земли.

2. Приток денежных средств в регион.

Минусы (потери, ущерб) для кого?(государства)
Наличие строительства на участке. 1. Возможно ухудшение экологии.

2. Возможно отклонение от архитектурных норм и проектов.

Обработанность участка. 1. Возможно ухудшение качества земли при неправильной обработке.

2. Необходимость контроля за освоением земельных участков.

Финансовые расходы по доходам и расходам. 1. Регламентируемые суммы незначительны и не окажут заметного оживления экономики региона.

Как видно из таблицы 1 в разделе «плюсы» по критерию «наличия строительства на участке», это, прежде всего приток денежных средств в экономику региона. Это объясняется и притоком граждан, которые будут платить налоги, а за счет этого будет развиваться инфраструктура. В критерии «финансовые расходы по доходам и расходам» тоже относятся к притоку денежных средств, так же как и рост сельского хозяйства. Из этого можно сделать вывод, что респонденты считают, что все плюсы в основном относятся к развитию экономики на Дальнем Востоке.

Потери из таблицы 1, связаны больше с культурой. Магистры указали такие минусы (ущербы) для государства по программе «Дальневосточный гектар» как: ухудшение экологии, отклонения от архитектурных норм, ухудшение качества неправильно вспаханной земли. А также постоянный контроль за освоением земельных участков.

Таблица 2

Критерии Плюсы (выгоды, преимущества) для граждан, которые приобрели 1 гектар земли по программе
«Дальневосточный гектар»
Наличие строительства на участке. 1. Строение можно использовать для проживания. 2. Улучшение жилищных условий (дополнительная жилплощадь).

3. Возможно использование строения для хозяйственных нужд.

4. Строение можно использовать для коммерции.

Обработанность участка. 1. Возможно выращивание сельхозпродукции для собственных нужд.

2. Возможна коммерческая деятельность.

Финансовые расходы по доходам и расходам. 1. Установленная сумма (50000 р.) доступна практически для всех желающих приобрести землю.
Критерии Минусы (потери, ущерб) для граждан, которые приобрели
1 гектар земли по программе «Дальневосточный гектар»
Наличие строительства на участке. 1. Расходы на страхование строения.

2. Затруднения из-за отсутствия коммуникаций, энерго-водоснабжения.

3. Затраты на охрану.

4. Высокая стоимость кредитов.

Обработанность участка. 1. Необходимость приобретения средств механизации для обработки земли.

2. Затруднения при первичной обработке целины.

3. Затруднения при реализации произведенной сельхозпродукции.

Финансовые расходы по доходам и расходам. 1. Необходимость доказательств использования финансовых расходов на освоение участка земли.

2. Расходы могут превысить доходы с участка.

Из таблицы 2 видно, что респонденты нашли для граждан больше минусов, чем плюсов в процессе освоения Дальневосточного гектара. Например, таких как: высокая стоимость кредитов, средства для обработки земли, отсутствие коммуникаций и т.д. Это связано с тем, что гражданам придется много потратить сил и средств на обустраивание своего гектара. Из плюсов магистры выделили: строение, как вид собственного жилья, выращивание сельскохозяйственных культур для себя, установленная минимальная сумма в виде 50 тыс. рублей.

Задание 3 авторского учебного кейса было креативным. Нужно было самим придумать 3 новых критерия для освоения Дальнего Востока. Самые эффективные критерии, с точки зрения граждан, находятся в таблице 3.

Таблица 3

Авторский критерий Какую задачу решает?
1 Регистрация граждан, прибывших из другой местности в данном регионе Приток граждан на Дальний Восток
2 Наличие договора с государственными и коммерческими структурами на поставку определенного объема произведенной сельхозпродукции и актов выполненных работ Рост сельхозпроизводства региона.

Объективное доказательство использования земли.

3 Наличие договора страхования объектов собственности на участке Оживление финансовой деятельности региона

Объективное доказательство использования земли.

Автор данной научной статьи считает, что это три самых удачных критерия. Регистрация граждан позволит увеличить численность на Дальнем Востоке, тем самым будет освоено больше земли, больше сельскохозяйственного производства, быстрее станут разрастаться коммуникации, и будет больше доходов в казну с налогов.

Наличие договоров с государственными и коммерческими структурами позволит разрастаться сельскому хозяйству, и у людей, занимающихся этой деятельностью, будет уверенность, что им не придется искать каждый раз новых клиентов, чтобы продавать свой товар.

Наличие договоров страхования объектов собственности на участке позволит  оживить финансовую деятельность региона и доказывать использование земли.

В заключительном задании авторского учебного кейса нужно было определить, кто должен обеспечивать инфраструктуру и проверку освоения выделенного гектара и аргументировать свой ответ. Эффективные варианты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Органы власти Обеспечение инфраструктуры Проверка освоения гектара Аргументация выбора
Федеральные органы исполнительной власти 20 % 10 % Необходимость контроля реализации нацпроекта
Органы исполнительной власти субъекта РФ 15  % 50 % Наиболее компетентны в своем регионе
Органы МСУ 10% 20 % Ближе всего к данным участкам земли
Частный бизнес 30 % 20 % Контроль за использованием своих инвестиций
Свой вариант:

Собственники земельного участка

25 %

Рис. 2. Мнение магистров по обеспечению инфраструктуры на Дальнем Востоке
(в %) органами власти

 

Из рис. 2 можно сделать вывод о том, что раздача земельных участков на Дальнем востоке имеет целью развития региона. В этом заинтересованы государство, субъект Федерации, местные органы власти, бизнес, люди, которые получают землю, которую можно использовать для повышения уровня жизни себя и семьи. Поэтому все эти субъекты должны участвовать в освоении земли, для чего изначально необходимо создание инфраструктуры. Реализация этой задачи эффективно может быть достигнута только при совместном вкладе средств всеми субъектами, иначе строительство инфраструктуры затянется на долгое время. Вклад отдельных субъектов может отличаться.

Приведенные пропорции можно объяснить следующим образом: государство должно реализовать принятую федеральную программу, на которую выделены значительные средства. Часть этих средств должны идти на инфраструктуру. В данном случае предлагается цифра 20 процентов, в связи с тем, что имеется много других заинтересованных юридических и физических лиц.

Субъект Федерации заинтересован в развитии региона, владеет информацией, обладает финансовыми и юридическими возможностями, поэтому его доля в финансировании вполне подъемна для его бюджета. Органы местного самоуправления непосредственно заинтересованы в этой инфраструктур, т.к. могут ей пользоваться. Однако бюджеты органов ограничены, поэтому вряд ли их вклад может быть увеличен.

Бизнес заинтересован в развитие инфраструктуры, т.к. получит заказы на её строительство. Предлагаемую долю увеличивать не целесообразно, т.к. при больших цифрах рентабельность бизнеса будет близка к нулю. Доля населения в финансировании строительства инфраструктуры ограничивается реальными возможностями людей. Большинство населения не владеет достаточными средствами. Но предлагаемая цифра в 50 тысяч рублей, которую задал Ю.П. Трутнев, скорее всего, будет приемлема для активных граждан, которые решились на приобретение земли и её освоение.

Таким образом, проведя исследования в рамках данной работы, можно сделать вывод о том, что существует много причин, по которым Дальний Восток тормозит в своем развитии. Нет подходящих коммуникаций: дорог, электричества, газа, воды, связи и т.д. Но самая большая и глубокая проблема заключается в том, что все это легло на плечи людей, которые решили попробовать на себе программу «Дальневосточный гектар». Пока в государстве будут решать, кто должен создавать инфраструктуру, граждане будут сами пытаться все наладить и обустроить. Так же, если вернуться к таблице 2, где нужно было выписать плюсы и минусы для граждан, осваивающих ДВ, то магистры нашли больше минусов, чем плюсов. Это говорит о большом пробеле в национальном проекте, и если ничего не пытаться изменить, то вряд ли получится то, ради чего он был создан.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/ [сайт]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40772 (дата обращения: 11.05.2017).
  2. Как осваивают первые бесплатные гектары на Дальнем Востоке «ТАСС», 13.06.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://dv.land/people/pervye-gektary (дата обращения: 11.05.2017).
  3. Трутнев сообщил критерии определения освоения «дальневосточных гектаров» «РИА Новости», 25.04.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20170425/1493033026.html (дата обращения: 11.05.2017).
  4. Трутнев сообщил критерии определения освоения «дальневосточных гектаров», «dairynews», 25.04.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dairynews.ru/news/trutnev-soobshchil-kriterii-opredeleniya-osvoeniya.html (дата обращения: 11.05.2017).