Home / Экономика и экономическая политика / Злотникова Е.В., Акимова А.М., Медынская М.А. Сравнительный анализ российской и зарубежной социальной поддержки малоимущих граждан в условиях кризиса

Злотникова Е.В., Акимова А.М., Медынская М.А. Сравнительный анализ российской и зарубежной социальной поддержки малоимущих граждан в условиях кризиса

Злотникова Елена Вячеславовна – преподаватель кафедры
государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат политических наук

manwantara@yandex.ru

Акимова Анастасия Михайловна – студент 3-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

nastya3103@list.ru

Медынская Марина Андреевна – студент 3-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

mara25051@rambler.ru

 

Сравнительный анализ российской и зарубежной социальной поддержки
малоимущих граждан в условиях кризиса

Comparative analysis of Russian and foreign social support

Poor citizens in times of crisis

 

Аннотация: Социальная поддержка малоимущих граждан является важнейшим механизмом социальной стабилизации экономического и политического развития общества. В периоды экономического кризиса актуальность этого механизма значительно увеличивается. В данной статье рассмотрены и проанализированы основные меры социальной защиты малоимущих граждан в России и США. Приводится сравнительный анализ эффективности указанных мер, а также основные задачи современной социальной политики.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Антикризисное управление в России» и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе, под общим руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича.

Abstract: Social support for low-income citizens is the most important mechanism for social stabilization of the economic and political development of society. In times of economic crisis, the relevance of this mechanism is significantly increased. This article examines and analyzes the main measures of social protection for poor citizens in Russia and the United States. A comparative analysis of the effectiveness of these measures is presented, as well as the main tasks of modern social policy.

The article was prepared as part of a planned study of the discipline «Anti-Crisis Management in Russia» and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia on a permanent basis, under the overall supervision of Doctor of Political Science, Professor Melkova Sergey Anatolyevich.

Ключевые слова: антикризисное управление, государственная социальная политика, доход, категории населения, малоимущее население, пауперизация, продовольственные карты, прожиточный минимум, социальные гарантии, социальные программы, социальная политика, сравнительный анализ, стабилизация, стабильная экономика, условия кризиса, утрата работы гражданами, экономический кризис, экономический рейтинг.

Keywords: crisis management, state social policy, income, population categories, low-income population, pauperization, food cards, subsistence minimum, social guarantees, social programs, social policy, comparative analysis, stabilization, stable economy, crisis conditions, loss of work by citizens, Economic crisis, economic rating.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуальность: Социальная поддержка населения является важнейшим направлением политики любого государства, т.к. уменьшение социальной нужды является признаком благополучия общества, высокого правого развития страны и стабильной экономики. Впервые проблема создания социального государства была поднята еще в XIX в. в работе Лоренца фон Штейна и с тех пор активно развивается в трудах многих ученых, отражается в законодательной базе развитых стран, а также фиксируется в мировых экономических рейтингах.

За последние годы число граждан России, чей доход находится ниже прожиточного минимума, многократно увеличилось, это связано, прежде всего, с низким экономическим ростом страны, высоким уровнем социального расслоения, частыми экономическими кризисами и слабыми антикризисными мерами. По данным отчета Министерства труда и социального развития, в 2016 году, общая численность людей с доходами ниже прожиточного минимума составляла 22,7 млн человек, что на 3,5 млн больше, чем было в конце 2015 года [1]. Данная тенденция подтверждает тот факт, что социальная поддержка в России, в отличие от европейских стран, в большей мере направлена на снижение социального напряжения в обществе и компенсацию чрезвычайно высоких темпов инфляции, а не на повышение уровня жизни отдельных категорий граждан [2].

Выводы данной научной статьи, полагаем, вполне могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности Департаментом социальной защиты населения в каждом субъекте РФ, а также применяться в дальнейшей научно-исследовательской работе по различным направлениям подготовки и, в частности, по «Государственному и муниципальному управлению», «Антикризисному управлению», «Антикризисному менеджменту». Наверно, они могут быть полезны для изучения таких курсов и дисциплин, как «Политология», «Политическая аналитика», «Политический консалтинг», «Прогнозирование и планирование», «Управление проектами», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология», «Демография».

Проблематизация. В статье исследуется актуальность проблемы социальной поддержки малоимущих граждан в условиях кризиса, проводится сравнительный анализ эффективности мер социальной поддержки в России и США. По мнению авторов данной научной статьи, для решения этой проблемы необходим поиск новых путей стабилизации и повышения уровня жизни населения РФ.

Авторами были использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, метод аналогии, метод сравнительного анализа и статистический метод.

Исследование проблемы. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ [3], Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все граждане должны быть обеспечены социальными гарантиями. Это понятие выступает в качестве ключевого в разработке программ, направленных на защиту населения от разного рода деструктивных общественных и политических процессов в стране. Кроме того, социальная направленность государства предполагает наличие экономических нормативов, гарантирующих населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающий минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих. К малообеспеченным слоям граждан относятся пенсионеры, студенты, инвалиды, сироты, матери – одиночки и некоторые другие категории граждан, за исключением асоциальных элементов общества. Помощь социально незащищенным группам населения государство оказывает посредством материальных выплат и социального обслуживания [4].

В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума, а граждане, получающие доход ниже этой планки, подпадают под категорию малоимущих. Официальный статус «малоимущих» присваивается гражданам после признания этого факта решением органов местного самоуправления с учетом дохода, который приходится на каждого члена семьи, в независимости от трудоспособности. В отношении трудоспособного населения, социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя, а в отношении нетрудоспособного населения – должны создавать условия для его потребления [5].

В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70 % всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. При этом, только девятью видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.) [6]. Кроме того, социальная поддержка населения оказывается и в натуральной форме, например, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством. Таким образом, низкая эффективность экономического развития в стране с каждым годом увеличивает нагрузку на социальную политику России, увеличивая численность граждан, включенных в состав малоимущих, что в результате негативно сказывается как на обществе, так и на государстве.

В период экономических кризисов проблема обнищания населения многократно возрастает. Кризис приводит к тому, что граждане теряют работу, происходит резкое падение доходов, и многие оказываются просто в безвыходном положении. В связи с этим, можно различать две категории населения: изначально малоимущие (инвалиды, многодетные, пенсионеры и т.д.) и граждане, вошедшие в эту категорию в силу утраты работы, утраты актуальности их профессии или перенасыщенности рынка труда в период кризиса. Рассмотрим далее, какое количество людей проживает в России с доходами ниже прожиточного минимума [7] с 2008 по 2016 гг., согласно данным Министерства труда и социального развития [1] (см. таблицу 1).

 

 

 

Таблица 1

Население России с доходами ниже прожиточного минимума с 2008 по 2016 гг.

Год Млн чел % от населения Величина прожиточного минимума
на душу населения, руб.
2008 19,0 13,4 % 4593
2009 18,4 13,0 % 5153
2010 17,7 12,5 % 5688
2011 17,9 12,7 % 6369
2012 15,4 10,7 % 6510
2013 15,5 10,8 % 7306
2014 16,1 11,2 % 8050
2015 19,2 13,3 % 9701
2016 22,7 15,6 % 9828

 

Как видно из таблицы 1, с 2008 года по 2013 гг. население с доходами ниже прожиточного минимума снижается, этот явление можно объяснить некоторым увеличением заработных плат, которые следовали за высокими темпами инфляции и последовавшими за этим процессом ростом цен на производственные товары потребления. Кроме того, экономическая ситуация начала постепенно восстанавливаться, однако с 2013 года этот показатель начинает возрастать. Можно предположить, что одной из причин увеличения числа малоимущих стало резкое повышение уровня прожиточного минимума на душу населения в связи с тем, что 2013 год оказался худшим после 2008 года (уровень экономического развития был ниже среднемирового). В настоящее время в России насчитывается более 21 млн малоимущих граждан [8], что представляет собой угрозу для сохранения как покупательской способности, так и существующей политической системы, поэтому Правительство РФ озвучило инициативу введения программы адресной продовольственной помощи. По словам главы Минпромторга, с помощью указанной программы можно будет оживить российскую экономику в условиях санкций (т.к. государство профинансирует отдельным категориям граждан увеличение их потребления продуктов) [9].

Программа предполагает перечисление нуждающемуся населению на специальные карты баллы или бонусы, на которые можно будет покупать продукты российского производства: овощи и фрукты, мясо и рыбу, молочную продукцию. Начисленные баллы будут эквивалентами денег и равные по сумме 1,4 тыс. рублей, которые малоимущие должны будут потратить в течение одного месяца.  В случае неиспользования начисленных баллов в течение месяца они будут утрачены. Таким образом, отдельные категории граждан смогут приобретать дополнительное здоровое питание, поддерживая отечественных производителей, занятых в агропромышленном секторе, но при этом не смогут накапливать бонусы для единовременной крупной покупки.

Основные плюсы программы адресной продовольственной помощи:

  • поддержка конкретной семьи, члены которой не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми продуктами;
  • поддержка отечественного производителя;
  • введение карточек будет способствовать переходу малообеспеченных россиян на здоровое питание, так как поставщики должны будут соблюдать жесткие требования к качеству своей продукции.

Следует отметить тот факт, что идея введения продовольственных карточек уже активно используется некоторых странах мира, в частности в США. В рамках данной научной статьи авторы проанализировали зарубежный опыт использования указанной программы.

Социальная сфера занимает достаточно весомое место во внутренней политике США и строится на личной ответственности гражданина за свое благополучие. Только тот, кто не в состоянии прокормить себя и свою семью, может рассчитывать на поддержку государства, общины или этнической группы. Таким образом, государство берет на себя помощь лишь отдельным, наиболее уязвимым, категориям населения, оказавшимся в крайней нужде. Такой подход к социальной политике в известной степени обусловлен национальными особенностями страны, в их числе: внушительные размеры и федеративное устройство государства; разнообразный этнический и расовый состав; индивидуализм как национальная черта характера [10].

В США, в отличие от Российской Федерации, не используется такое понятие, как прожиточный минимум, применяется только определение потребительской корзины, которая никак не зависит от уровня заработной платы. Между тем, негативные последствия экономического кризиса требуют внесения коррективов в социальную политику этой страны. Так, согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), в настоящее время каждый седьмой житель США имеет низкое финансовое положение. Более того, 75 % американцев имеют больше долгов, чем активов, [11] что усугубляет положение населения в период нестабильной экономики. Крайне негативные последствия имеет и существенная разница в доходах мужчин и женщин. По статистике Бюро переписи населения США зарплата женщин почти в 1,3 раз меньше, чем у мужчин. Доходы 20 % самых обеспеченных жителей – в 7,93 раза больше заработка 20 % самых бедных.

В последние десятилетия Правительство США расширяет рамки социального обеспечения для малоимущего населения методом косвенного регулирования, делая таким образом экономически выгодным для работодателей расширение масштабов и спектра оказания социальных услуг труженикам и неработающему населению. Прежде всего используются такие меры как: налоговые льготы, бонусы, роялти[1] и транши[2]. Особую роль при этом имеет государственное социальное страхование (пенсионное, на случаи безработицы, производственного и бытового травматизма), которое не только способствует повышению экономической безопасности населения, выполняя основные функции социальной защиты, но и адекватное возмещение утраченных доходов, а также является важнейшим фактором реализации принципов и методов достижения социальной интеграции и повышения трудовой мотивации участия в общественном производстве.

В США существуют множество крупных и мелких программ адресной социальной помощи, действующих в масштабах всей страны, штатов и общин. Задача этих программ – полностью или частично восполнить недостаток средств на удовлетворение минимально необходимых потребностей семей. Одним из направлений программ социальной поддержки является продовольственная помощь, которая включает в себя специальные талоны. Продовольственные талоны предоставляются нуждающимся пожилым людям, инвалидам, бездомным, мигрантам и другим уязвимым категориям населения.

Более половины получателей талонов – семьи с детьми, охваченные временной помощью нуждающимся семьям (ВПНС). Тем, у кого истек срок получения ВПНС, штаты по своему усмотрению могут продлить выдачу талонов еще на 5 месяцев. Программа находится в подчинении Службы продовольствия и питания Министерства сельского хозяйства США и реализуется через местные центры социальной помощи и систему продовольственных банков и рынков. Потребителям выдаются талоны, в обмен на которые можно получить определенное количество продуктов. Федеральное правительство покрывает за счет бюджета полную стоимость продовольственных талонов, а административные расходы делит с администрацией штатов [10]. Граждане, не имеющие доходов, получают талоны на всю сумму, обеспечивающую адекватную диету. Семьи, имеющие доходы, получают талоны, стоимость которых покрывает часть общей суммы, затрачиваемой на питание. Минимальная стоимость талона на месяц – 10 долларов.

Программа продовольственной помощи как в США, так и в России, направлена на помощь малоимущим гражданам в покупке недоступных для них товары. Проведем сравнительную характеристику работы продовольственных карточек в этих двух странах по различным показателям (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика работы продовольственных карточек в России и США

Показатели Россия США
1 Дата Разрабатывается с 2017 г. Существует с 1961 г.
2 Производитель Можно приобрести только продукты отечественного производителя
3 Список товаров Фрукты и овощи, хлеб и крупы, молочные продукты, мясо, рыба, семена и корма для сельскох. животных. Алкоголь, табачные изделия и другие «вредные» продукты исключаются.
4 Ответственный Министерство промышленности и торговли РФ Министерство сельского хозяйства США
5 Заявленная цель программы Оказать адресную помощь нуждающимся (увеличить потребление ими продуктов питания) и получить макроэкономический эффект
6 Экономический эффект По оценкам Минпромторга, при выходе программы на проектную мощность каждый вложенный в нее рубль даст от 1,5 до 1,9 руб. прибавки к ВВП. В 2011 году каждый доллар давал $ 1,84, т.е. приблизительно 0,8 %.

 

7 Стоимость программы От 100 до 240 млрд рублей. 70,9 млрд $ (в 2016 году).
8 Опасность Главная опасность в российских условиях таится в том, что торговцы станут избавляться по картам от просроченных или низкокачественных продуктов. Кроме того, всеобщий бюрократизм в России наверняка затруднит для действительно нуждающихся оформление права на получение карты. Получатели помощи не увеличивают потребление продуктов питания – сэкономленные за счёт карточек деньги малоимущие тратят на другие цели. Кроме того, в США нередки факты мошенничества и коррупции, связанные с использованием карт – в любых условиях люди предпочитают живые деньги и часто готовы продать со скидкой талоны продавцу продуктов, который потом получает полную компенсацию из бюджета. Граждане, участвующие в программе, начинают скрывать свои дополнительные доходы, чтобы по-прежнему получать госпомощь.
9 Число малоимущих, которые могут рассчитывать на получение карты Более 21 млн человек Более 43 млн человек
10 Средний месячный размер пособия на человека 1,4 тыс. рублей в месяц 126 $ ежемесячно

 

Таким образом, программа продовольственной помощи на сегодняшний день является одним из важнейших антикризисных механизмов страны, которая призвана оказывать поддержку как российскому, так и американскому населению. Преимущество этого механизма социальной защиты оценили уже несколько поколений американцев и прибывших в США мигрантов. В настоящее время аналогичную систему могут оценить более 20 млн россиян, живущих за чертой бедности, из которых 70 % семьи с детьми, а также российские производители, поддерживаемые государством таким способом [12].

Проведя сравнительную характеристику программы продовольственной помощи России и США, можно сделать вывод, что продовольственные карты в США существуют давно, развиваются эффективно и ими пользуются большое количество населения и не только семьи, которые в этом нуждаются. Такая программа работает в данной стране, поскольку есть отлаженная технология администрирования такого рода процессов и определенное состояние общества, со сравнительно низким уровнем коррупции.

Введение же в России карточной системы, по нашему мнению, мера экстренная, предназначенная на использование в кризисное время, так как большому количеству малоимущих семей необходимы средства и именно эти карточки помогут им оставаться «на плаву». Само по себе решение создать такую программу в принципе правильное. Государству действительно в социальной помощи нужно делать акцент на наиболее нуждающиеся слои населения, но возникают два серьезных препятствия:

  1. Первое заключается в выборе адресатов такой помощи. В России совершенно не развита система оценки нуждаемости населения, то есть крайне плохо понимается, кто действительно бедный, а кто может вести хозяйство своими силами. Так, теоретически к малоимущим слоям можно причислить почти всех российских пенсионеров, если опираться только на размер пенсии. Но ведь у многих из них есть дети и внуки, которые заботятся о своих пожилых родственниках и помогают им материально.
  2. Вторая существенная сложность заключается в финансировании. По сути, речь идет о том, чтобы при помощи данной программы предоставить возможность отдельным категориям населения повышать доходы до прожиточного минимума, а также предоставить возможность приобретать дополнительные товары. Однако возникает вопрос: сможет ли государство ежемесячно обеспечить половину прожиточного минимума, допустим, 15 % населения учитывая, что необходимое финансирование, требуемое на эти цели, составляет примерно 0,4 % ВВП, то есть около 350 млрд рублей [13]? Нам думается, что таких средств Правительство России выделить не сможет.

По мнению авторов данной научной статьи, социальная политика РФ в настоящее время претерпевает очень сложный период. Существующие меры социального обеспечения не направлены на выведение граждан из состояния нищеты, а увеличение инфляции и утрата работы гражданами в период кризиса только усиливают нагрузку на бюджет страны. Продовольственные карточки безусловно окажут существенную поддержку малоимущим, однако СМИ не сообщают из каких источников будет финансироваться данная программа, когда она будет введена, на какой срок, и иные существенные детали реализации данной инициативы.    В любом случае, это должны быть не единственные антикризисные меры, поэтому государству для решения проблемы социальной поддержки малоимущих граждан в условиях кризиса необходимо искать дополнительные пути стабилизации и повышения уровня жизни населения РФ.

Литература:

  1. Отчет «Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социального развития [сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/122 (дата обращения: 07.04.2017).
  2. Кочеткова Л.Н. Было ли советское государство социальным? [Электронный ресурс] // Социальная политика и социология. 2010. № 12 (66). С. 104-111 [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_17854087_31075570.pdf (дата обращения 18.04.2017).
  3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.04.2017).
  4. Кочеткова Л.Н. Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ) [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2013. № 2 [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_22537491_46816232.pdf (дата обращения 18.04.2017).
  5. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Социальный менеджмент. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 116 с. [Электронный ресурс] // Организационные структуры социального менеджмента [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4432092/page:3/ (дата обращения: 05.04.2017).
  6. Носова С.С. Экономическая теория. – М., 2008. – 383 с. [Электронный ресурс] // Социальная защита населения: сущность, принципы, направления [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1089295/page:176/#345 (дата обращения: 20.04.2017).
  7. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/level/# (дата обращения: 11.04.2017).
  8. Артюшенко О. Г. В 2017 году в России введут продуктовые карточки» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический сайт о человеческом обществе [сайт]. URL: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/15470 (дата обращения: 08.02.2017).
  9. Кондрашова Н. Минпромторг оценил эффект от введения карточек на продукты для малоимущих [Электронный ресурс] // Новости РБК [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5899f2889a7947187ff06336 (дата обращения: 07.02.2017).
  10. Войтенкова Г.Ф., Лебедева Е.В. Социальная поддержка семей с детьми в США [Электронный ресурс] // Журнал «Народонаселение», 2007, №4, с. 94-106 // Демоскоп Weekly [сайт]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0353/analitphp (дата обращения: 17.04.2017).
  11. МВФ: в США за чертой бедности находится каждый седьмой [Электронный ресурс] // BBC Русская служба [сайт]. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/06/160622 imf_usa_economy_poverty (дата обращения02.2017).
  12. Владимир Слепак предложил провести «нулевое чтение» закона о введении продовольственных карт [Электронный ресурс]// Пресс службаОбщественной палаты Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/38690 (дата обращения: 13.02.2017)
  13. Трофимова Е. Зачем в России снова вводят продуктовые карточки [Электронный ресурс] // Ридус Новости [сайт]. URL: https://www.ridus.ru/news/244176 (дата обращения 08.02.2017).