Home / Экономика и экономическая политика / Злотникова Е.В., Лябах А.Ю., Диденко К.Д. Решение некоторых проблем реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г.о. Химки Московской области)

Злотникова Е.В., Лябах А.Ю., Диденко К.Д. Решение некоторых проблем реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г.о. Химки Московской области)

Злотникова Елена Вячеславовна – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат политических наук

manwantara@yandex.ru

Лябах Андрей Юрьевич – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

0190555@mail.ru

Диденко Константин Дмитриевич – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

kostyad9559@gmail.com

 

Решение некоторых проблем реализации социальной политики
в муниципальном образовании (на примере г.о. Химки Московской области)

Solving some problems of social policy implementation

In municipal formation (on an example of city Khimki of the Moscow area)

 

Аннотация. В статье проведен анализ решения некоторых социальных проблем в г.о. Химки Московской области. С помощью методов «635» и SWOT-анализа сформулированы некоторые предложения по формированию будущей стратегии улучшения социальной политики в конкретном российском муниципальном образовании.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract. The article analyzes the solution of some social problems in the city of. Khimki of the Moscow Region. With the help of the «635» and SWOT-analysis methods, some proposals are formulated for the formation of a future strategy for improving social policy in a specific Russian municipal entity.

The article was prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich in the framework of the planned study of the discipline «Research of socio-economic and political processes» and the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Protection Academy of the Ministry of Emergencies of Russia.

Ключевые слова: администрация, метод «635», молодежь, Московская область, муниципальное образование, орган местного самоуправления, проблема, реализация, социальная защита, социальная политика, социальное государство, специфика городского округа Химки, управленческие механизмы, эффективность, SWOT-анализ.

Keywords: administration, method «635», youth, Moscow region, municipal entity, local government, problem, implementation, social protection, social policy, social state, specificity of Khimki urban district, management mechanisms, efficiency, SWOT analysis.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуализация. Для авторов данной статьи актуальность выбранной для исследования проблематики очевидна. Далее кратко приведем несколько аргументов, доказывающих ее актуальность для современной России и отечественных муниципальных образований.

Во-первых, Российская Федерация, согласно ее Конституции, является социальным государством (см. статью 1). Соответственно органы государственной власти и местного самоуправления ОБЯЗАНЫ обеспечить социальный характер проводимой в нашей стране политики. Однако, как пишет профессор Л.Н. Кочеткова, «… правовое закрепление социальных прав – хотя и важный, но всего лишь один из критериев социального государства» [6, С. 134].

Во-вторых, российское государство (как, видимо, любое другое государство мира) имеет большое количество социальных обязательств, которые одновременно выполнить крайне сложно. Приведем примеры выделения жилья ветеранам Великой Отечественной войны, действующим военнослужащим и т.д.

В-третьих, на возможности российского государства выполнять взятые на себя обязательства серьезное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис и последовавшие за этим санкции и контрсанкции. Очевидно, что в условиях уменьшения ВВП и вообще количества денег в стране, социальные возможности государств уменьшаются [12].

В-четвертых, на наш взгляд, сложнее всего выполнить взятые на себя социальные обязательства как раз органам местного самоуправления. Причины банальны: у этих органов в нашей стране самая маленькая база налогообложения, да и опыт социальной работы у них невелик [13].

Социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [7]. Считается, что целью этой политики является повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Обычно в учебных пособиях и исследованиях выделяют три уровня социальной политики: микроуровень – социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень – социальная политика страны и ее регионов; интеруровень – межгосударственная социальная политика. Наиболее часто выделяемые функции социальной политики таковы: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов. В структуре социальной политики обычно выделяют такие виды политик, как политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты [7]. Как пишет российский ученый В.В. Кочетков «… к основным признакам социального государства относят, как правило, обеспечение достойной жизни и создание условий для свободного развития человека» [3, С. 590].

Обычно в учебной литературе и исследованиях выделяют такие основы социальной политики:

– трудовое законодательство;

– рынок труда;

– занятость населения;

– безработицу;

– регулирование оплаты труда;

– производительность труда;

– социальное страхование;

– пенсионную систему;

– безопасность труда;

– повышение уровня жизни населения;

– демографию и политику народонаселения [10, С. 182-389].

Справедливости ради стоит отметить, что в разных изданиях встречаются разные подходы к пониманию структуры социальной политики. Так, отмечаются такие ее показатели:

– повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;

– повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения;

– средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания;

– младенческая смертность на 1000 родившихся живыми;

– смертность от несчастных случаев, отравления и травм на 100 тыс. населения;

– удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания к общему числу семей с детьми;

– удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов;

– уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению [11, C. 7-9].

Проблематизация. Хи́мки – это город (с 1939) в Московской области России. Он является одним из крупнейших городов-спутников Москвы. Его население – 239 967 чел. (сведения 2016 года). Химки является третьим по населению подмосковным городом после Балашихи (428 400 чел.) и Подольска (293 765 чел.) и по численности населения на 1 января 2016 года он (ранее город, а теперь городской округ) находился на 81 месте из 1112 городов Российской Федерации [9]. В таблице 1 приведена динамика изменения численности населения г.о. Химки Московской области в период с 2001 по 2016 годы [8].

Таблица 1.

Динамика изменения численности населения г.о. Химки Московской области[1]

2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
135 800 141 000 →141 000 142 100 179 700
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
180 100 181 000 183 600 186 272 207 425
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
207 100 215 462 221 084 225 678 232 066 239 967

 

Из таблицы 1 видно, что фактически все эти годы (за небольшим исключением) население г.о. Химки очень динамично росло. За 15 лет население городского округа почти удвоилось. Далее приведем некоторые другие статистические данные, характеризующие социальную обстановку в г.о. Химки Московской области (по данным сайта «Градотека 2.0»):

– число лечебно-профилактических организаций – 12 единиц;

– численность врачей (без зубных): в муниципальных организациях здравоохранения 416 чел.; в негосударственных лечебно-профилактических организациях – 90 чел.; в организациях здравоохранения – 90 чел.;

– привлекательность городской среды составляет показатель 31,9 (28-е место в России);

– число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 1357 семей (186-е место в России на 2014 год);

– число заявителей-граждан, обратившихся за получением муниципальных услуг в 2013 году составило 9 637 человек [4].

Поскольку большинство студентов, обучающихся очно в Академии гражданской защиты МЧС России, фактически проживает как раз на территории г.о. Химки Московской области, авторами данной статьи было принято решение провести мозговой штурм среди студентов-очников 4-го курса факультета (гуманитарного) для выявления основных социальных проблем. Такой мозговой штурм методом «635»[2] был проведен в декабре 2016 г. Студенты-выпускники назвали следующие социальные проблемы, характерные для этого городского округа:

– студенты отметили, что в г.о. Химки Московской области существует проблема недостатка мест досуга и развлечения, в особенности вдоль Ленинградского шоссе, где ведется усиленная застройка многоэтажных домов. Получается, что единственный объект досуга и развлечений для местных жителей – это торговый центр «Мега». Людям больше некуда пойти: со всех сторон дороги. Центром их жизни оказывается «МЕГА-молл», а не парки и культурные объекты;

– существенная социальная проблема, по мнению студентов, заключается в неразвитости в г.о. Химки транспортной инфраструктуры. Непосредственно сам городской округ Химки разделен на две стороны: это Новые Химки и Старые Химки. Как известно, в Новых Химках ведется активная застройка многоэтажными домами, но две части города по-прежнему соединены одной-единственной дорогой. В результате этого образуются многочасовые и многокилометровые пробки, не только на въездах и выездах к Москве, но и на большинстве улиц г.о. Химки. Ситуация усугубляется активным движением через город со стороны аэропорта Шереметьево, Лобни и Долгопрудного. В г.о. Химки давно планировалось провести ветку московского метро;

– еще одна социальная проблема г.о. Химки, подмеченная студентами, заключается в сокращении количества рабочих мест для молодежи (количество предприятий, требующих инновационные рабочие места, в городском округе не растет);

– еще одна проблема связана с невысокой оценкой населения городского округа эффективности реализуемых программ по осуществлению на муниципальном уровне мер социальной поддержки населения разных возрастов, оказавшихся в трудной ситуации. Также пока не ясно, насколько эффективна поддержка уязвимых слоев населения, малообеспеченных, многодетных и неполных семей в данном муниципальном образовании.

Рассмотрев структуру Администрации городского округа Химки, авторы статьи выделили в ней структуру, непосредственно предназначенную для решения социальных проблем горожан [1] (Управление социальной политики, непосредственно замыкающееся на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики, культуры и спорта) [2]. Поскольку в целом структура Администрации г.о. Химки Московской области весьма громоздка, то всю ее приводить на страницах статьи авторы посчитали не целесообразным.

Однако более внимательное рассмотрение структуры Администрации г.о. Химки Московской области, полагаем, позволяет выявить в ней еще несколько подразделений, которые не могут «остаться в стороне» от решения социальных проблем. Мы имеем в виду:

– отдел по делам несовершеннолетних (также замыкается на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики, культуры и спорта);

– территориальное управление микрорайона Клязьма – Старбеево (здесь и далее все управления замыкаются на заместителя главы администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства[3]);

– территориальное управление микрорайона Подрезково;

– территориальное управление микрорайонов Сходня – Фирсановка;

– территориальное управление микрорайона Левобережный;

– территориальное управление микрорайонов Новогорск – Планерная.

Далее проведем SWOT-анализ[4] реализации социальной политики в г.о. Химки Московской области.

Таблица 2

SWOT-матрица реализации социальной политики в г.о. Химки Московской области

Сильные стороны социальной политики Слабые стороны социальной политики
1.     Создание и реализация нескольких целевых программ для повышения уровня жизни населения.

2.     Активность самого населения в обращении в Администрацию г.о. Химки для решения возникающих проблем.

3.         Большое количество проживающей в городском округе молодежи.

4.         Продолжающееся жилищное строительство.

5.         Относительное экологическое благополучие (по сравнению с другими районами Московской области).

1.    Отсутствие крупных производств вне связи с ВПК на территории г.о. Химки.

2.    Недостаток мест досуга и развлечения (в первую очередь, для молодежи) в г.о. Химки.

3.    Нехватка в г.о. Химки школ, дошкольных учреждений и иной инфраструктуры для молодых семей.

4.    Как и во всей стране, слабая развитость малого и среднего бизнеса.

5.    «Истощение» среднего класса в г.о. Химки.

6.    В ряде случаев зафиксирована подмена социальной политики социальной защитой населения.

Возможности развития социальной политики Угрозы в случае не эффективной социальной политики
1.       Создания проектов ГЧП по решению проблем в сфере социальной политики.

2.       Привлечения молодежи к реализации авторских инициативных проектов (стартапы, бизнес-инкубаторы и т.д.).

3.       Увеличения базы налогообложения в г.о. Химки.

4.       Улучшения социальной диагностики реального состояния социальной сферы г.о. Химки.

5.       Вовлечения институтов гражданского общества и бизнеса в реализацию социальных проектов.

1.      Оттока работающего населения из г.о. Химки.

2.      Понижения социальной активности населения г.о. Химки.

3.      Ускорения старения населения г.о. Химки.

4.      Снижения политической лояльности населения г.о. Химки.

5.      Уменьшения заинтересованности населения в страховании своего имущества, собственности, здоровья, жизни и т.д.

 

На основе составленной ранее SWOT-матрицы авторы данной статьи систематизировали и соединили полученные результаты по линиям «сильные стороны – возможности», «сильные стороны – угрозы», «слабые стороны – возможности», «слабые стороны – угрозы» (то есть, фактически провели попарные сравнения). В результате получилась таблица 2.

Таблица 2

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами

Сильные стороны Слабые стороны
Возможности 1.      Есть смысл к реализации социальной политики активнее привлекать институты гражданского общества, бизнеса и молодежь.

2.      Создание новых рабочих мест – магистральный путь улучшения социальной политики.

3.      Продолжение разработки и реализации целевых программ в г.о. Химки.

4.      Предложить депутатам Московской областной думы инициировать увеличение налогообложения в интересах органов муниципальной власти.

1. Создание новых производств на территории г.о. Химки.

2. Возможно, есть смысл поручить молодежи и институтам гражданского общества заняться развитием сферы культуры и досуга.

3. Увеличение среднего класса произойдет параллельно с развитием малого среднего класса.

Угрозы 1. Создание новых рабочих мест будет препятствовать оттоку населения (особенно молодежи).

2. Противодействие старению населения еще предстоит продумать.

3. Строительство недорогого малогабаритного жилья будет препятствовать оттоку населения (особенно молодежи).

1.   Противодействовать оттоку населения из г.о. Химки следует активно.

2.   Следует активно привлекать предпринимателей в рамках ГЧП для осуществления социальных проектов.

3.   Нужны новые программы работы муниципальной власти с молодежью.

 

Заметим, что в Московской области, как и в г.о. Химки разработаны и реализуются целевые программы в интересах социальной политики. Более подробно остановимся на содержании Муниципальной программы «Адресная поддержка населения» [5]. Выделим далее несколько ключевых аспектов этой программы.

Так, объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, включенных в муниципальную программу, рассчитан исходя из численности граждан, нуждающихся в адресной помощи и размера выплат на одного получателя, установленного в соответствии с законодательством Московской области. До сих пор имеют место факты так называемого «равномерного размазывания» социальных пособий по всем нуждающимся в ней. Такая помощь, записано в Программе, малоэффективна по своим результатам.

Кроме того, курс на адресность призван прекратить уравнивание мер социальной поддержки и иждивенчество, так как адресная поддержка подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением её потенциального получателя. Адресная социальная защита концентрируется на более малообеспеченной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает также возможность оказания более ощутимой материальной помощи за счет её перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся.

Адресная программа, записано в паспорте Программы, также является действенным инструментом регулирования сложных и масштабных проблем, инструментом управления социальными рисками. Она значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения, как бюджетной, так и социальной эффективности [5].

В заключении отметим, что реализация социальной политики в г.о. Химки – это одна из главных целей региональной социальной политики. На сегодняшний день существуют значительные недостатки во взаимодействии власти и населения по решению ряда социальных проблем. Необходимо искать приоритетные направления по улучшению социальной ситуации в г.о. Химки Московской области, и способствовать увеличению количества и качества проектов государственно-частного партнерства социального характера.

Литература:

  1. Структура администрации городского округа Химки Московской области [Электронный ресурс] // Администрация г.о. Химки [сайт] URL: http://www.admhimki.ru (дата обращения: 11.04.2017).
  2. Об утверждении Положения об Управлении социальной политики администрации городского округа Химки Московской области [Электронный ресурс] // Администрация г.о. Химки [сайт]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/85496483/?not_paid_redirect=1 (дата обращения: 11.04.2017).
  3. Кочетков В.В. Конституционализм в системе российской власти в конце XIX – начале ХХ века: монография. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 648 с.
  4. Здравоохранение и социальные услуги, Химки [Электронный ресурс] // Градотека 2.0 [сайт]. URL: http://gradoteka.ru/city/himki/info#health-service (дата обращения: 26.04.2017).
  5. Муниципальная программа «Адресная поддержка населения» на 2014-2018 годы. [Электронный ресурс] // Администрация г.о. Химки [сайт]. URL: http://www.admhimki.ru/media/eds/elements/29cd92ef-6658-4b87-a96c-058050e74148.pdf (дата обращения 11.04.2017).
  6. Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве: монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 216 с.
  7. Социальная политика это: [Электронный ресурс] // Академик? Словари и энциклопедии на Академике [сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29556 (дата обращения: 24.03.2017).
  8. Социальная политика государства [Электронный ресурс] // http://be5.biz/ [сайт]. URL: http://be5.biz/ekonomika/e012/26.htm (дата обращения: 26.10.2016).
  9. Химки [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%BA%D0%B8#.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4_.281939.29 (дата обращения: 26.03.2017).
  10. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 736 с.
  11. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2009. – 216 с.
  12. Даваа М.Э., Злотникова Е.В., Мельков С.А. Анализ работы мэрии города Кызыл Республики Тыва по повышению уровня жизни населения / в сборнике «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. С. 38-46 [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека elibrary.ru [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28821400 (дата обращения: 26.05.2017).
  13. Шеркузиева Д.У., Устюжанинова Е.В. Проблемы трудовой занятости населения и пути их решения (на примере Красногорского района Московской области) / в сборнике «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. – С. 268-274 [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека elibrary.ru [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28834631 (дата обращения: 26.05.2017).
[1] Стрелка вверх зеленого цвета означает прирост населения, синяя горизонтальная стрелка означает отсутствие изменений, красная стрелка вниз – уменьшение количества населения.

[2] Метод «635» – один из вариантов метода «мозгового штурма». Цель метода – порождение идей, предложений. Главные идеи метода «635»: повышение наглядности путем использования специальных бланков; задание четкого ритма работы; повышение включенности участников.

[3] Опыт исследовательской работы на кафедре государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России показывает, что территориальные управления фактически не смогут заниматься только вопросами коммунального хозяйства и благоустройства.

[4] SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).