Home / Государственное и муниципальное управление, менеджмент / Кукушкина И.Ю. Анализ проблем паркинга личного транспорта на территории района Останкинский Северо-восточного административного округа города Москвы

Кукушкина И.Ю. Анализ проблем паркинга личного транспорта на территории района Останкинский Северо-восточного административного округа города Москвы

Кукушкина Иола Юрьевна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень магистратуры)

iolanta89@list.ru

Анализ проблем паркинга личного транспорта на территории района Останкинский Северо-восточного административного округа города Москвы

Analysis of the problems of parking for private vehicles on the territory of Ostankino district of the North-Eastern Administrative District of Moscow

 

Аннотация: в данной работе рассмотрены особенности управления парковочным пространством в г. Москве. Общее количество создаваемых, управляемых и контролируемых объектов Единого парковочного пространства в настоящее время требует значительного улучшения системы управления данным процессом. Автором данной статьи проведен опрос жителей Останкинского района по проблемным вопросам паркинга и их отношению к работе государственных и муниципальных органов в этой сфере. По итогам анализа на основе результатов опроса сформулированы рекомендации по повышению качества организации парковочного пространства в г. Москва.

Статья подготовлена в рамках планового изучения научно-исследовательского семинара под руководством профессора кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧC России кандидата педагогических наук, доцента Сушанского Артура Сергеевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующего в этом вузе на постоянной основе.

Abstract: In this paper, the features of parking space management in Moscow are considered. The total number of created, managed and monitored objects of the Single parking space now requires a significant improvement in the management system of this process. The author of this article conducted a survey of residents of the Ostankino district on the problem of parking and their relationship to the work of state and municipal bodies in this area. Based on the results of the survey, based on the results of the survey, recommendations were formulated to improve the quality of the parking space organization in Moscow.

The article was prepared as part of a planned study of a research seminar led by the candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Sushansky Arthur Sergeyevich and the scientific school «State policy and management», functioning in this institution on a permanent basis, under the guidance of Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: автопарковки, анкетирование, государственные органы, Департамент транспорта, паркинг, Москва, муниципальные органы, Останкинский район, население, социальные факторы, социологический опрос, технологии, транспорт, транспортная проблема, развитие транспортной системы.

Keywords: car parks, questionnaires, state bodies, Transport Department, parking, Moscow, municipal authorities, Ostankino district, population, social factors, sociological survey, technology, transport, transport problem, transport system development.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуализация и проблематизация. На территории Останкинского района города Москвы, по данным за 2016 год, проживает около 61 тысячи человек. Для данного количества населения существует потребность приблизительно в 2800 машино-местах, однако на данный момент всего в районе 1335 машино-мест, плюс места во дворах жилых домов. Для того, чтобы нормы были соблюдены, нужно оборудовать минимум четыре парковки, каждая из которых должна быть рассчитана на количество 150 машино-мест [1]. Стоит также отметить, что количество проезжающих ежедневно через район автомобилей – колоссально (большой транспортный узел развязок с третьим транспортным кольцом, Проспект мира, Садовое кольцо).

Руководство управы района Останкинский пытается найти оптимальное решение проблемы, однако пока что предложенные властями методы сложно назвать эффективными. На основе Постановления Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2013 г. органами власти реализуется перевод бесплатных парковок на платную основу [8]. Таким образом, увеличение автомобилей в районе и проезжающих через него очевидно, а количество парковочных мест остается неизменным.

Правительство Москвы, вытесняя автомобилистов за пределы Третьего Транспортного Кольца, предлагает им «пересаживаться» на городской общественный транспорт. При этом в городе нет подготовленной инфраструктуры для перевозки столь масштабной социальной группы (т.к. около 3 млн. автолюбителей сегодня наблюдается в столице) [9].

Заявленный тренд о том, что все будет согласовано с жителями и муниципальными депутатами, практически никогда не выполняется [2]. Не решен главный вопрос обеспеченности машино-местами бесплатного порядка и качественного их содержания в жилой застройке. Платная парковка вводится зачастую непродуманно. Люди не согласны ни с технологическим порядком введения зон платного паркинга[1], ни со стоимостью, также они не понимают, для чего это нужно в спальных районах (см. результаты опроса в диаграмме 2). Есть отдельные согласования по благоустройству территорий Останкинского района между муниципальной властью и жителями, но муниципалитет имеет мало полномочий для «корректировки» процесса увеличения платных парковок. Мосгордума – последний участник этого процесса, поскольку федеральное и московское законодательство позволяет вводить платную парковку в Останкинском районе [8].

В 2016 году состоялась очередная встреча местных муниципальных депутатов с представителями Департамента транспорта г. Москвы, посвященная злободневной теме платных парковок. Останкинский район был одним из первых районов Москвы, где люди вышли 6 октября 2016 года на митинг против их расширения. С одной стороны, все признают, что в центре с платными парковками стало лучше, с другой – уверены, что им подобная практика не нужна [2].

Чтобы донести до жителей свою позицию, городские власти периодически проводят встречи с представителями районов. В Останкинском районе, где гражданская активность достаточно высока, для встречи с жителями района лично приехал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожного-транспортной инфраструктуры города Москвы М. Ликсутов. По словам М. Ликсутова, главная проблема властей города в том, что жители не понимают, зачем расширяется зона платной парковки. В первую очередь, это делается для удобства местных жителей, чтобы они могли всегда найти себе место для парковки, – рассказал глава Дептранса г. Москвы. Жители дома получают резидентное разрешение на пользование ближайшими платными стоянками и могут не бояться дефицита мест. Для них парковка стоит 250 рублей в месяц, или 3000 руб. в год. Для остальных — 40 рублей в час. В новой зоне ограничения парковки находится около 7000 квартир, мест для автомобилей примерно столько же [3].

Вторая цель расширения зон платной парковки – упорядочение движение, разгрузка улиц и улучшение работы общественного транспорта. По словам главы Дептранса Москвы [2], такой подход уже принес свои плоды: за последние пять лет показатель исполнения расписания наземным общественным транспортом вырос более чем на 20 % (до 94 %). Это уровень мировых столиц. Представители района Останкинский высказали претензию, что зона платной парковки расширяется слишком быстро. Люди не успевают разобраться, как надо платить, где можно оставлять авто, а в перспективе подобная практика будет распространена на все округа столицы [2].

На основании актуальной на данный момент проблемы нехватки парковочных мест, автором статьи был проведен социологический опрос в виде анкетирования «Оценка населением эффективности работы органов государственной власти по решению оборудования мест личного транспорта в городе». В число опрашиваемых вошло население, которое проживает на территории Останкинского района, а также ежедневно проезжающее через данный район с различными целями.

Целью социологического опроса является выявление населением основных проблем и оценка деятельности органов государственной власти по решению оборудования мест парковки личного транспорта в городе.

Задачами социологического опроса являются:

  1. Выявление уровня оценки населением эффективности деятельности руководителей органов государственной власти;
  2. Выявление проблем развития оборудования мест парковки личного транспорта в городе;
  3. Повышение эффективности работы органов государственной власти.

Основаниями для проведения социологического опроса являются следующие нормативно-правовые акты:

  1. Указ Президента РФ от 4 ноября 2016 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [4];
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [5].

Объект исследования: возраст участников анкетирования составил от 18 лет и старше, следовательно, объектом исследования является трудоспособное население Останкинского района. Основным методом социологического исследования является анкетирование.

В опросе участвовало 50 человек, из которых 41 человек проживает на территории Останкинского района; 9 человек работают на территории района. Перейдем непосредственно к наиболее значимым результатам опроса.

Диаграмма 1. Удовлетворены ли Вы работой государственных органов власти (Управой района Останкинский, Префектурой СВАО) направленных
на оборудование мест парковки в районе Останкинский?

 

Большинство респондентов (64 %) высказались за то, что не удовлетворены работой органов власти (Управой района Останкинский, Префектурой СВАО), 20% ответили скорее да, чем нет, 16% ответили, что да, они удовлетворены работой органов власти. Это можно объяснить тем, что жители Останкинского района не могут добиться от органов власти поддержки с финансовой стороны на оборудование мест парковок для своего личного транспорта. Жители устанавливают шлагбаумы за свой счет, однако они также могут подать предложение в управу для установки шлагбаума из денег, собранных за парковку. Сейчас управа оплачивает 50 тысяч рублей на один шлагбаум (данная сумма зачастую не покрывает и половины расходов).

Диаграмма 2. Укажите причины Вашей неудовлетворенности работой государственных органов власти (Управой Останкинского района, Префектурой СВАО),
направленных на оборудование мест парковки в Останкинском районе?

 

Результаты опроса респондентов: 48 % ответили, что причины неудовлетворенности работой государственных органов власти недостаточное количество парковочных мест в районе, 28 % выбрали ответ частые пробки на въезде в район, а так же на территории самого района и 24% выбрали вариант ответа — высокая стоимость за парковочный час (40 рублей в час) вне дворовых территорий.

На мой взгляд, недостаток парковочных мест и повышение цен на них неразрывно связаны. Реализация платных парковок становится насущной необходимостью при достижении гражданами определенного уровня материального благосостояния, в частности, при уровне автомобилизации населения порядка 300-400 автомобилей на 1000 жителей. Поэтому изначально в качестве зоны реализации проекта (эксперимента) была выбрана территория Садового кольца как одна из наиболее загруженных зон Москвы. Теперь мы можем наблюдать платную парковку по всей Москве до МКАДА. Решение об организации платной городской уличной парковки на том или ином участке принимается Департаментом транспорта после обсуждения с муниципальными депутатами, жителями, префектурами, управами, а так же после мониторинга дорожной ситуации сотрудниками Департамента и подведомственных учреждений. Таким образом, повышение цен на парковки привело к еще большей заполненности парковочных мест на дворовых территориях (т.к. там места все еще остаются бесплатными). Именно поэтому многие жители района недовольны решением властей о повышении цен на парковки, главным образом из-за того, что данное действие никак не исправляет ситуацию.

Диаграмма 3. Где Вы обычно паркуете Ваше транспортное средство?

Результаты опроса респондентов: 28 % паркуют свое личное транспортное средство на парковочном месте (являясь резидентом Останкинского района), 24 % во дворе у жилого дома, где они проживают, 20 % на газоне, т.к парковочных мест не достаточно, 16 % паркуют свой автомобиль во дворе у жилого дома, где они не проживают, 12 % – на обочине, т.к парковочных мест не достаточно. Хотя власть должна способствовать тому, чтобы Москва была удобной для жизни большинства категорий граждан, приоритеты транспортной политики расставлены следующим образом: на первом месте удобство пешехода, затем приоритет общественного транспорта, потому что он использует УДС наиболее эффективно, затем движущийся автомобиль и только в конце – припаркованный автомобиль, ведь он простаивает, не совершая никакой полезной работы и занимает общественное пространство.

Диаграмма 4. Как Вы считаете, что может повлиять на повышение эффективности работы государственных органов власти (Управы района Останкинский, Префектуры СВАО), направленных на оборудование мест парковки в Останкинском районе?

Результаты вопроса, представленного в диаграмме 4: большинство респондентов
(32 %) считают, что повлиять на повышение эффективности работы органов власти (Управы Останкинского района, Префектуры СВАО) можно с помощью различной мотивации сотрудников для решения проблемы парковок в районе. Также 26 % высказались за наиболее эффективное взаимодействие между органами государственной власти и частными бизнес-структурами, 24 % опрошенных ответило, что должно помочь повышение квалификации всех кадров Управы Останкинского района и Префектуры СВАО. Кроме того, 18 % высказались за наиболее эффективное взаимодействие между органами гос. власти и различными специализированными (по проблемам транспорта) департаментами Москвы.

Исходя из результатов опроса выяснилось, что большая часть опрошенного населения не довольна работой органов гос. власти по решению исследуемой проблемы (32 чел. из 50), население также считает, что количество имеющихся парковочных мест не достаточно (36 чел.), для того, чтобы повлиять на работу гос. органов.

Стоит отметить, что население довольно активно пишет жалобы и обращения на сайт Управы Останкинского района и Префектуры для того, чтобы улучшить ситуацию. Из-за нехватки парковочных мест возникает проблема нарушений ПДД, при котором почти половина опрошенных паркует свои транспортные средства на обочине, а также на газонах, что предусматривает административный штраф в размере от 1500 до 3000 рублей.

Кроме того, большее количество голосов пришлось на то, что у органов госвласти нет достаточного количества денежных средств на решение сложившейся ситуации (28 чел. из 50), но, тем не менее, население готово проявлять инициативу и найти выход из положения, создавая ТСЖ, ТОС и участвовать в программе поддержки местных инициатив. Для того, чтобы данная проблема перестала быть актуальной, необходима не только усиленная работа органов госвласти (в качестве мотивации для сотрудников, могут служить как денежные поощрения, так и поощрения в виде дополнительных выходных), но и инициатива граждан, которая и станет постепенным выходом из положения [6].

На основе проведенного опроса и последующего анализа его результатов, мною составлены следующие варианты решения проблемы паркинга в Останкинском районе:

Таблица 1

Варианты создания паркинга на территории Останкинского района

Название паркинга                Количество мест Цена за 1 машино-место
1 Многоуровневый паркинг Свыше 500 400 000 р.
2. Механизированный паркинг 100 мест 530 000 р.
3. Многоярусные смарт- паркинги 12 мест 240 000 р.
4. Независимая парковка 3 места 220 000 р.
5. Металлический паркинг 360 мест 380 000 р.

 

Рассмотрим предложенные варианты более подробно.

  1. Многоуровневые паркинги – эффективный способ решения проблемы хранения автотранспорта в большом количестве на небольшой территории. Они могут вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч машин. Существует много вариаций многоуровневых паркингов. Для въезда автомобилей в них могут быть устроены прямолинейные или криволинейные рампы, полурампы, наклонные полы, лифтовые подъемники, механизированные и автоматизированные подъемники и манипуляторы.

В них может быть предусмотрена электронная система оповещения о количестве свободных мест. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены съезды подъема и спуска. При строительстве современной автостоянки также можно решить и другие насущные городские проблемы, например, оборудование магазинов, спортивных площадок, центров досуга и других объектов инфраструктуры, так как парковка может объединять в себе места для авто и иные полезные площади. Многоэтажный паркинг может быть как отдельно стоящим зданием, так и пристройкой к уже существующему.

  1. Механизированная парковка представляют собой многоярусное строение с лифтом и ячейками для машин. Система полностью автоматизирована и управляется одним оператором. От водителя требуется лишь поставить машину в лифт и вручить оператору магнитную карточку. Дальше лифт поднимет автомобиль на нужный ярус, потом переместит в ячейку, соответствующую коду карточки.

По имеющимся немногочисленным данным отечественных и зарубежных исследований, доля ДТП, связанных с процессом парковки легковых автомобилей в городах, составляет от 5 до 15 %. Как правило, такие ДТП возникают при маневрировании автомобилей, подъезжающих к краю проезжей части для остановки и отъезжающих с места парковки, а также встраивающихся в транспортный поток.

В настоящее время фактически отсутствует единая нормативно-методическая база, которая позволяла бы определять допустимость организации парковок на УДС и регламентировать их параметры. В результате даже организованные парковки, в том числе платные, в ряде случаев размещаются без должного обоснования, что приводит к снижению пропускной способности УДС, росту количества ДТП, а также увеличению задержек транспортных средств.

Для решения этой проблемы появились механизированные парковки. Автомобили сдаются на хранение, после чего в автоматическом режиме перемещаются на место хранения. Выдача автомобилей происходит в обратном порядке.

Механизированные парковки бывают разных видов: горизонтальные и вертикальные. Если здание парковки прямоугольной формы, то в нем работают две системы доставки транспортного средства в бокс: система вертикального и горизонтального перемещения. Процесс размещения автомобилей в боксах и их выдача длятся достаточно долго.

Если здание выполнено в виде многоэтажного цилиндра, то на каждом этаже находится неподвижная кольцевая платформа, в которой имеются радиально расположенные ячейки для хранения автомобилей и лифты. Внутри неподвижных кольцевых платформ сделаны поворотные платформы, на которых смонтированы манипуляторы, предназначенные для перемещения автомобилей из лифтов и установки их в ячейки хранения, а также в обратном направлении. Одновременно сами манипуляторы могут использоваться как ячейки для хранения автомобилей [7].

  1. В последнее время появились многоярусные смарт-паркинги, работающие по принципу колеса обозрения: автомобили въезжают на стоянку, а затем их поднимают наверх и располагают в секциях друг над другом. То есть машины (а их может быть до 12 одновременно) уходят в высоту.

Для увеличения вместимости уже существующих гаражей и автостоянок разработаны специальные устройства.

В тех местах подземного гаража, где высота потолка более 3,5 м, ставится специальный гидравлический подъёмник с индивидуальным электроприводом и платформой для автомобиля. На одном парковочном месте ставится два автомобиля. Недостатком этого решения является то, что для подъёма и спуска верхнего автомобиля необходимо предварительно выкатить из под платформы подъёмника нижний.

Если высота потолка менее 3,5 м, то предусмотрена система, в которой часть автомобилей находится на подвижных паллетах (поддонах), которые сдвигаются вбок вместе со стоящими на них автомобилями, освобождая путь выезда автомобилю, стоящему за паллетами.

  1. Предусмотрен также вариант независимой парковки на двух уровнях с индивидуальными подъемниками. В таких системах автомобили на нижнем (основном) уровне находятся на подвижных паллетах, которые сдвигаются вбок вместе со стоящими на них автомобилями, освобождая место под подъёмником с автомобилем, для его спуска и выдачи.

Есть также вариант независимой парковки с паллетами, последовательно перемещаемыми в горизонтальной плоскости в продольном и поперечном направлениях с возможностью автоматического ротационного перемещения любой паллеты к позиции выдачи (приёма) автомобиля. Нехватка мест для временного хранения автотранспорта приводит к разработке все новых и новых проектов паркингов.

  1. Еще существует такой вариант, как металлический модульный быстровозводимый паркинг. Он выступает альтернативой многоуровневому железобетонному паркингу. Строительство паркингов из металлоконструкций решает главные экономические проблемы инвесторов:

— снижение инвестиционных затрат на строительство;

— короткие сроки строительства в любое время года;

— низкая стоимость;

— высокие эксплуатационные характеристики;

— технологичность и оперативность монтажа.

Проанализировав предложенные варианты решения проблем паркинга, я пришла к выводу, что многоуровневые и механизированные паркинги – одни из самых эффективных способов решения проблемы хранения автотранспорта в большом количестве на небольшой территории. Поскольку они могут вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч машин, что качественно улучшит ситуацию с парковками в Останкинском районе. В целом, выбор паркинга зависит от финансовых возможностей инвестора, требований надзорных органов. Паркинг решает не только проблему нехватки мест, но и вопрос безопасности, например, в автоматическом (механизированном) паркинге у злоумышленников нет ни малейшего шанса подобраться к машине. Так же это может помочь разгрузить проезжую часть улиц и дворы района. Однако нужно понимать, что цена на такие машино-места будет несколько дороже. Так что определяясь с местом строительства такого паркинга, нужно учитывать мнение проживающих или работающих недалеко людей.

Литература

  1. Свод правил стоянки автомобилей [Электронный ресурс]. URL: www.know-house.ru/gost/sp_2013/SP_113.13330.pdf (дата обращения: 26.12.2016).
  2. Новости Накануне.ру [Электронный ресурс]. URL http://www.nakanune.ru/news/2015/11/11/22419984 (дата обращения: 26.12.2016).
  3. Управа Останкинского района города Москвы [Электронный ресурс]. URL ostankino.mos.ru (дата обращения: 26.12.2016).
  4. Указ Президента РФ от 4 ноября 2016 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]. URL. http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.12.2016).
  5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. URL. consultant.ru/ (дата обращения: 26.12.2016).
  6. Штраф за неправильную парковку [Электронный ресурс]. http://zakon-auto.ru/info/narusheniya-pdd/parkovka.php (дата обращения: 26.12.2016).
  7. Ridus Механизированные автостоянки [Электронный ресурс]. URL https://www.ridus.ru/news/37813.html (дата обращения: 26.12.2016).
  8. Постановление Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2014 года «Об организации платных городских парковок в городе Москве». Электронная Москва [Электронный ресурс]. URL http://www.//mosopen.ru/document/289_pp_2013-05-17 (дата обращения: 26.12.2016).
  9. В 2015 году число легковых автомобилей в Москве [Электронный ресурс]. URL http://www.m24.ru/m/articles/94746 (дата обращения: 26.12.2016).
[1] Паркинг – специально оборудованное место для парковки автомобилей (может быть представлено в виде какой-либо территории, здания, механизированной установки и др.).