Home / Государственное и муниципальное управление, менеджмент / Лябах А.Ю., Куликов В.С. Анализ единой информационной системы в сфере закупок и пути ее совершенствования

Лябах А.Ю., Куликов В.С. Анализ единой информационной системы в сфере закупок и пути ее совершенствования

Лябах Андрей Юрьевич – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

0190555@mail.ru

Куликов Василий Сергеевич – студент 4-го курса
Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

Kulikov.-9@mail.ru

 

Анализ единой информационной системы в сфере закупок
и пути ее совершенствования

Analysis of a single information system in the field of procurement and ways to improve it

 

Аннотация. В статье проведен анализ проблем состояния единой информационной системы в сфере закупок и выработаны некоторые авторские предложения по совершенствованию системы. Авторы данной статьи считают, что единая информационная система в сфере закупок является важным и даже сегодня системообразующим элементом системы государственных закупок. Правильное функционирование информационной системы позволит улучшить систему государственных закупок.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» под руководством кандидата политических наук, преподавателя кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России Злотниковой Елены Вячеславовны и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в этом вузе не постоянной основе.

Abstract. The article analyzes the problems of the state of a unified information system in the field of procurement and has developed some author’s proposals for improving the system. The authors of this article believe that a single information system in the procurement sphere is an important and even today a system-forming element of the public procurement system. Proper functioning of the information system will improve the system of public procurement.

The article was prepared as part of a planned study of the academic discipline «Investigation of socio-economic and political processes» under the guidance of the candidate of political sciences, the lecturer of the Department of State and Municipal Administration of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia Zlotnikova Elena Vyacheslavovna and the scientific school «State Policy and Management» functioning in this University is not an ongoing basis.

Ключевые слова: анализ, бакалавриат, государственная деятельность, заказчик, закупки, информационная система, ограничение коррупции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативно-правовые документы, открытый доступ, проблема, сайт, система, снабжение, социальные сети, торговая деятельность, экономическая система.

Keywords: analysis, bachelor’s degree, state activity, customer, procurement, information system, restriction of corruption, state authorities, local self-government bodies, legal documents, open access, problem, site, system, supply, social networks, Economic system.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Очевидно, что совершенствование системы государственных закупок и, в том числе, путем совершенствования обеспечивающих ее функционирование информационных систем актуально для современной России и представляется научный интерес. Далее тезисно отметим некоторые положения актуальности данной проблематики.

Во-первых, после взаимных санкций (со стороны ряда государств по отношению к России и наоборот) количество денег в нашей стране уменьшилось и, соответственно, многие расходы, стали меньше, а контроль за данными расходами значительно возрос. В полной мере этот вывод распространяется на различные государственные затраты (госзакупки).

Во-вторых, дальнейшая информатизация системы государственных закупок позволяет эффективнее бороться с коррупционными проявлениями в ней [1, C. 65], а государство, скорее всего, сможет изменить свою роль в экономической системе. Имеется в виду снижение роли государства как производителя и увеличение его роли как заказчика товаров и услуг соответствующего качества.

В-третьих, в нашей стране постепенно формируется информационное общество, и роль различных информационных систем постоянно растет. Очевидно, что кроме Интернета сегодня большинством населения востребованы мобильная связь, социальные сети, внутрикорпоративные сети и т.д.

В-четвертых, даже в такой специфической области государственной деятельности, как противодействие чрезвычайным ситуациям, создана и уже более двух десятков лет функционирует Единая (подчеркнем это) государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [4, С. 9].

В интернете сегодня размещено большое количество сайтов, которые обслуживают систему госзакупок, связаны с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), фактически составляя с ним единую информационную систему. Так, на сайте Федерального казначейства зафиксировано, что официальный сайт Официальный сайт ЕИС (zakupki.gov.ru) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации [2].

Также важно отметить, что порядок размещение информации на ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами. А сам основной сайт системы госзакупок называется Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок». Например, в день написания этой научной статьи на этом сайте числилась цифра 1 726 893 (это объем закупок в текущем году, в млн. рублей) [3].

С целью повышения эффективности и прозрачности управления в области торговой деятельности и содействию ее развития Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»[5] была введена единая информационная система в сфере закупок. Фактически сегодня Единая информационная система в сфере закупок – совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет».

Цель создания данной системы была в повышении прозрачности государственных закупок для самой власти, общества и средств массовой информации, чтобы все процессы в рамках контрактной системы закупок стали более публичны для вышеперечисленных субъектов. На наш взгляд, это сделано для того, чтобы любой гражданин Российской Федерации мог зайти на сайт данной системы и получить любую информацию в сфере государственных закупок [10]. Это способствует повышению доверия к государству, человек будет видеть, куда и на что был использован бюджет (то есть, деньги многочисленных российских налогоплательщиков). Вся информация, содержащаяся в единой информационной системе в сфере закупок, находится в открытом доступе на сайте и предоставляется ее потребителям бесплатно. Данная система была введена в эксплуатацию 1 января 2016 года.

Существует ряд требований, которым должна соответствовать ЕИС. В частности, с помощью системы будут обеспечены:

  • формирование, обработка, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы;
  • контроль за соответствием тех или иных сведений друг другу (например, информация из планов-графиков должна соответствовать информации из планов закупок, а извещения о закупках и закупочная документация не могут противоречить планам-графикам);
  • использование участниками контрактной системы электронной подписи и возможность ее проверки, а также обмен электронными документами между ними;
  • возможность анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок. [5]

Информационная система в сфере закупок представляет собой единую автоматизированную систему, которая поможет реализовать функционирование непротиворечивой и целостной контрактной системы. На сайте размещается информация о планировании государственных закупках и отчеты о самих государственных закупках. Расписывается целиком, сколько денег было потрачено на ту или иную закупку, для кого и с какой целью. Можно найти и посмотреть любую закупку в соответствии с определенным нормативно-правовым актом. Все контракты, заключенные между заказчиками и поставщиками, находятся на сайте в открытом доступе.

Рис. 1. Пример осуществления государственной закупки
в соответствии с Федеральным законом № 222

На сайте также представлен перечень недобросовестных поставщиков, которые по той или иной причине не выполнили возложенные на них обязанности. Так называемый «черный список» организаций, с которыми не стоит заключать договора на оказание услуг. В системе существует специальный отдел, который организует мониторинг, аудит в сфере закупок. В данном разделе представлены отчеты о проводимых плановых и внеплановых проверках, отчеты рассмотрения жалоб. Все находится в открытом доступе и можно зайти на сайт в любое время скачать и посмотреть результаты рассмотрения жалобы.

Рис. 2. Пример подачи жалобы, которая признана обоснованной

Рис. 3. Результаты рассмотрения жалоб в 2016 году для всех субъектов РФ

На сегодняшний день данная информационная система функционирует чуть меньше года. За это время она имеет ряд положительных отзывов, а также и ряд непростых проблем, с которыми пользователи данной системы сталкиваются при работе с ней. Мы решили рассмотреть самые распространенные проблемы, с которыми пользователь сталкиваются при работе с данной системой.

В связи с тем, что система функционирует относительно недавно и при работе с ней возникают определенные неудобства, систему стараются улучшить путем внесения изменений. Это, казалось бы, хорошо, но после внесения изменений появляются новые ошибки. Так, проведя анализ жалоб граждан, которые работают с данной системой, у них начинает пропадать доступ в личный кабинет на сайте после проведения профилактических работ [6].

Бывают также проблемы с редактированием плана закупки. Выполняя действия по внесению изменений редакции плана закупок с учетом вновь возникшей потребности при размещении новой редакции плана выдает ошибку [6], ссылаясь на п. 9 Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 (ред. от 14.12.2016 г.) «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» [7]. Некоторые позиции плана с 2015 года система не дает ни удалить, ни редактировать [6]. Эта, казалось бы, техническая неисправность при массовом возникновении приобретает (или может приобрести), полагаем, социально-политический характер.

Еще одна из распространенных проблем – при внесении изменений в позицию плана фактически размещенной закупки необходимо осуществить выбор «Извещения» и «Лот» для дальнейшей работы. Выполняя поиск извещения, ЕИС сообщает о внутренней ошибке сервера и предлагает вернуться на главную страницу сайта. При повторной попытке осуществить вышеуказанные действия ЕИС вновь сообщает об аналогичной ошибке. Данные обстоятельства не позволяют внести изменения, оформленные дополнительными соглашениями к договорам, в реестре договоров в случае, когда новая цена договора существенно отличается от начальной максимальной цены, указанной в плане закупок. И вновь мы считаем, что эта, казалось бы, техническая неисправность при массовом возникновении приобретает (или может приобрести) социально-политический характер.

Встречаются и жалобы по факту нарушения законодательства в сфере государственных закупок. План-график на 2016 год был опубликован 29.11.2016 г., в котором в печатной форме закупки для СМП на общую сумму 3610,00 тыс. рублей отображаются, а в структурированном виде их нет [6]. Так же итоговая сумма закупок для СМП сумма уменьшилась, хотя изменения по этим закупкам не вносились.

Существует и иные проблемы: при размещении на сайте планов-графиков, в разделе «Реестры контрактов» не публикуется информация и документы по исполнению контрактов. Мы перечислили одни из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются пользователи данной системы. Некоторые жалобы были написаны не один и не два раза, что говорит о медленном и неэффективном реагировании лиц, отвечающих за реализацию единой информационной системы в сфере государственных закупок [6].

В связи с этим, авторы данной научной статьи считают, что основной управленческой проблемой является то, что данная система была запущена с недочетами, и не позволяет многим россиянам реализовать свое право на получение полноценной информации о государственных закупках. Более того, данная система не позволяет в полной мере исключить коррупционную составляющую, которая по большей части выражается в виде сговора, как между участниками торгов, так и между участником, организатором и проверяющим [8].

Для изучения вышеобозначенной проблемы, авторы статьи решили применить несколько методов исследования, а именно: составить SWOT-матрицу, а также же один из методов мозгового штурма – метод «635»[1].

В связи с тем, что рассматриваемая нами в статье информационная система была введена в нашей стране совсем недавно и имеет ряд существенных недочетов. Мы составили SWOT-матрицу, которая в дальнейшем нам поможет в совершенствовании данной системы путем проведения исследования методом «635».

Таблица 1

SWOTматрица (анализ) единой информационной системы в сфере закупок

Сильные стороны системы Слабые стороны системы
1. Прозрачность взаимодействия бизнеса и органов власти в рамках закупочной системы.

2. Общественный контроль эффективности всех процессов.

3. Оперативное размещение на сайте новостей с изменениями и нововведениями в федеральных законах.

4.  Можно систематизировать результаты закупок и проводить анализ эффективности госзаказа.

5. Благодаря сохранению информации об уже проведенных аукционах у представителей бизнеса есть возможность оценить рентабельность участия в торгах.

1.    Пока работает не на всей территории РФ.

2.    Получение не полной информации в сфере государственного заказа.

3.    Система была запущена с множественными недоработками.

4.    Не регулируется стадия подготовки контрактов.

5.    Не ясно, какова заинтересованность органов государственной власти в скорейшей отладке данной системы.

 

Возможности системы Угрозы от внедрения системы
1.   Нацелить государственные закупки на решение задач развития, а не просто освоения бюджетных средств.

2.   Снижение коррупции в сфере государственного заказа.

3.   Формирование прогноза государственных нужд.

4.   Повышение доверия населения к действиям власти.

1.  Остается возможность коррупции в тех сегментах государственного и муниципального управления, которые не охвачены системой.

2.  В случае затягивания со сроками полной отладки данной системы возможно снижение доверия населения к действиям власти.

3.  Монополизации информации о госзакупках группой технических специалистов, обслуживающих эту систему.

4.  Наличие крупной компании-лидера, которая постоянно выигрывает торги (возможно ввиду коррупционной составляющей), «отпугивает» организации от участия в торгах [9].

 

В связи с этим авторами данной статьи было проведено исследование среди студентов 432-й учебной группы (бакалавры очной формы обучения) Академии гражданской защиты МЧС России с применением метода «635», результаты которого представлены в таблице 2 и на основе этих результатов разработаны некоторые авторские предложения по совершенствованию единой информационной системы в сфере закупок.

Таблица 2

Результаты опроса методом «635» по вопросу совершенствования единой информационной системе в сфере закупок

1-й участник 2-й участник 3-й участник 4-й участник 5-й участник 6-й участник
1 идея Организовывать научные форумы, конференции для обмена опытом работы системы Приглашать иностранной делегации для обмена опытом в данной сфере Проводить их научные форумы, конференции на постоянной основе для повышения эффективности работы системы Приглашать на форумы в обязательном порядке представителей органов власти и представителей бизнеса По окончанию торгов выдвигать предложения для повышения эффективности  работы системы Обмен опытом с другими странами по данному вопросу путем организации поездки в другие страны
2 идея Организовать специальную группу, которая будет помогать представителям государства с работой в данной системе Группа должна работать на постоянной основе Осуществлять выезд в тот субъект, где имеются проблемы с данной системой Ежемесячные проверки на предмет работоспособности системы. Создание спец. обучающих программ в данной сфере Создание спец. учебных видеоматериалов, в которых будут рассказывать о решении  проблем в системе
3 идея Предоставление Общественной палате РФ полную отчетность для проверки на предмет коррупции Осуществление данной процедуры каждый квартал Общественная палата формирует отчет о проделанной работе Общественная палата предоставляет отчет о выявленных нарушениях в следственны комитет РФ Предоставлять полную информацию для общественного контроля Информирование правоохранительных органов на предмет выявленной коррупции

 

Таблица 3

Предложения по повышению эффективности системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности

№ п/п Выявл. проблемы управления Кто решает проблему (органы власти, общественные институты и т.д.) Методы и пути решения Планир. результат Источник финанс.
1. Коррупция Общественные палаты, торгово-промышленные палаты, отделения Российского союза промышленников и предпринимателей,

Федеральная Антимонопольная Служба, Счетная палата Российской Федерации.

1. Предоставление отчетности в общественную палату на проверку по факту коррупции.

2. Осуществление контроля на всех стадиях торгов, а не только в процессе их завершения.

3. Передать основные функции контроля за торгами имущественно не заинтересованным органам – Федеральной Антимонопольной Службе и Счетной палате РФ.

1. Снижение уровня коррупции в сфере гос. закупок.

2. Повышение доверие населения к власти.

Бюджет.

 

2. Получение не полной информации в сфере госзаказа Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. ВСЕ Федеральные, региональные органы исполнительной власти Для торгов с заявленной суммой свыше 500 тыс. рублей обязать участников прикладывать документы о уже реализованных проектах и тендерах, выигранных на госзакупках. Необходимо ввести не просто черный список недобросовестных организаций, но и рейтинговую систему в которой будет отражена успешность и самостоятельность (как часто тендер передается другим компаниям по субподряду) выполнения задач по тендерам. Обязать организации подавать документацию о наличие собственного оборудования для производства при торгах на сумму свыше 500 тысяч рублей (эта мера должна распространяться только на некоторые сферы деятельности). 1. Более эффективн. контроль за деятельность в сфере гос. закупок.

2. Снижение количества сговоров организаций при получении тендера.

3. Создание рейтинга организаций по различным сферам деятельности, что позволит увеличить качество и снизить цену (путем снижения количества субподрядов) выполнения тендера.

Бюджет

 

3. Возникновение ошибок при работе в системе территории РФ Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 1.    Осуществлять выезд в тот субъект, где имеются проблемы с данной системой.

2.    Решением данной проблемы в первую очередь нужно заниматься руководству торговой площадки (Федеральных площадок в РФ всего 5) на которой возникла проблема.

1. Работа системы на всей территории РФ.

2. Повышение доверия населения к власти.

Бюджет, частные инвестиции
4. Сговор организаций с целью искусственного завышения цены Федеральная Антимонопольная Служба, Счетная палата РФ, по конкретному тендеру. 1. Постоянный мониторинг со стороны заказчика и федеральных служб за деятельностью организаций в рамках аукциона (снятие кандидатур ближе к завершению срока тендера).

2. Ужесточение ответственности за предоставление недостоверных данных, отказ выполнять взятые на себя в рамках торгов обязательства или иными словами мгновенное снятие с тендера после его выигрыша (таким образом побеждает следующая компания, которая далеко не всегда выступает с приемлемой ценой).

1. Снижение цены оказываемых в рамках реализации тендера услуг.

2. Повышение качества оказываемых услуг и предоставляемых товаров.

3. Снижение количества недобросовестных компаний на рынке гос. услуг.

Бюджет (возможно часть сформирована путем штрафов, взымаемых с компаний – мошенников)

 

 

В качестве итога к статье сделаем несколько обобщающих выводов:

  1. Существующая единая информационная система закупок создана сравнительно недавно, и еще требует доработок.
  2. Введение единой информационной системы реально повышает информационную открытость госзакупок, и позволяет осуществлять более эффективный контроль как обществом, так и различными органами власти.
  3. Несмотря на общую эффективность информационной системы, остается ряд проблем, которые еще требуют решения. По мнению авторов статьи, основными проблемами является: коррупция, сговоры между участниками торгов, ошибки в системе, которые затрудняют торги, как на федеральном, так и на уровне регионов.

 

Литература:

  1. Румянцева Е.Е. Коррупция: война против людей, свободы и демократии (книга о нашей жизни). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 104 с.
  2. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru) [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство [сайт]. URL: http://www.roskazna.ru/gis/oos/ (дата обращения: 12.02.2017).
  3. Главный портал [Электронный ресурс] // Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [сайт]. URL: http://www.roskazna.ru/gis/oos/ (дата обращения: 12.02.2017).
  4. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: КНОРУС, 2014. – 368 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» [Электронный ресурс] // Навигатор единой контрактной системы государственных закупок [сайт]. URL: http://zakupki-inform.ru/44-fz/normativno-pravovye-akty-po-44-fz/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-23-01-2015-36.html (дата обращения: 12.02.2017).
  6. Форум на сайте «Госзакупки» [Электронный ресурс] // Госзакупки [сайт]. URL: http://forum.gov-zakupki.ru/topic7024.html (дата обращения: 12.02.2017).
  7. Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (ред. от 14.12.2016) «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»[Электронный ресурс] // Консультант плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135490/ (дата обращения: 12.02.2017).
  8. Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок [Электронный ресурс] // Евразийский международный научно-аналитический журнал [сайт]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4960 (дата обращения: 12.02.2017).
  9. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Символ науки» [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teorii-i-praktike-gosudarstvennogo-kontrolya-za-goszakupkami (дата обращения: 12.02.2017).
  10. Малека Ю.Н., Мельков С.А., Лапин А.Н., Щукарев С.Ю. Особенности проектного управления в МЧС России: постановка проблемы [Электронный ресурс] / Сборник мат-лов конференции «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. – С. 132-142 // Электронная библиотека elibrary [сайт]. URL. http://elibrary.ru/item.asp?id=28819318 (дата обращения: 11.02.2017).
[1] Метод «635» является одним из вариантов «мозгового штурма». Цель метода – порождение идей, предложений. Главные идеи метода «635»: повышение наглядности путем использования специальных бланков; задание четкого ритма работы; повышение включенности его участников.