Home / Государственное регулирование сферы безопасности / Арабидзе И.Т., Борисова А.Р., Романов А.А., Смирнова Д.А. Поиск новых решений проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования методом «635»

Арабидзе И.Т., Борисова А.Р., Романов А.А., Смирнова Д.А. Поиск новых решений проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования методом «635»

Арабидзе Ираклий Теймуразович – заместитель
начальника отдела (планирования и обеспечения
международной деятельности) Департамента

международной деятельности МЧС России

ati30@mail.ru

Борисова Анастасия Романовна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

borisova.1995@yandex.ru

Романов Александр Александрович – директор
Департамента международной деятельности МЧС России
(руководитель российского национального корпуса
чрезвычайного гуманитарного реагирования)

ralex17@yandex.ru

Смирнова Дарья Алексеевна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

darya_smirnova_19971@mail.ru

 

Поиск новых решений проблем международного чрезвычайного
гуманитарного реагирования методом «635»

Search for new solutions to the problems of the international emergency

humanitarian response by method «635»

 

Аннотация: в данной статье методом «635» производится исследование для поиска новых и, возможно, более эффективных решений проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. В качестве респондентов при проведении исследования выступили 130 студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: in this article, the «635» method is used to search for new and, perhaps, more effective solutions to the problems of the international emergency humanitarian response. As respondents, 130 students of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia, studying in the direction «State and Municipal Administration» addressed the survey.

The article is prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Sergey A. Melkova within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning in of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: Академия, анализ, варианты решения, взаимодействие, государственное управление, квалификация спасателей, комплекс предложений, международное чрезвычайное гуманитарное реагирование, МЧС России, орган государственной власти, метод «635», предупреждение и ликвидация, соглашение, сотрудничество международное, сфера влияния, чрезвычайная ситуация.

Keywords: Academy, analysis, solution options, interaction, public administration, qualification of rescuers, set of proposals, international emergency humanitarian response, EMERCOM of Russia, public authority, method «635», prevention and liquidation, agreement, international cooperation, sphere of influence, emergency.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

Актуализация и проблематизация. К настоящему времени все больше стран объединяют свои усилия в области гуманитарного реагирования и международного сотрудничества в области помощи в локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). При этом рост количества участников увеличивает и количество проблем взаимодействия и управления объединенными силами различных стран.

Такими проблемами являются: языковой барьер, не достаточная квалификация спасателей и руководителей гуманитарной операцией, отсутствие должного опыта участников международного чрезвычайного гуманитарного реагирования в сфере взаимодействия с представителями чрезвычайных служб зарубежных государств, отсутствие единой линии управления и связи, несоответствие нормативно правовой базы, регулирующей работу спасательных сил в различных государствах [2].

Более того, представители некоторых государств рассматривают в гуманитарном реагировании и гуманитарной помощи попытки расширить сферы влияния различных стран в том числе и Российской Федерации [3]. При этом множество исследователей рассматривает политический эффект от гуманитарной помощи как проявление «мягкой силы» [4], что делает оказание гуманитарной помощи и международное гуманитарное реагирование выгодным как для страны, которой поддержка оказывается, так и для страны, которая осуществляет помощь в ликвидации ЧС.

С целью выработки практических предложений по решению некоторых проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России, а также использования новых форм и методов в образовательном процессе, 17 ноября 2016 года на базе Академии гражданской защиты МЧС России состоялся День научного творчества, проведение которого было инициировано кафедрой государственного и муниципального управления этого вуза. Совместно с Центром современных средств обучения Академии были организованы четыре круглых стола, темой одного из которых стала «Оптимизация Международной деятельности МЧС России»[1]. Далее подробнее рассмотрим этапы проведенного методом «635» исследования.

Первый этап применения метода 635 включал в себя описание и формулировку управленческой проблемы исследования. Для его реализации представитель Департамента международной деятельности МЧС России (Арабидзе И.Т.), в рамках проведения Дня научного творчества, выступил с тезисным докладом перед студентами – бакалаврами четырех разных курсов обучения с целью стимулирования их творческой активности, чего и требует условие проведения метода «635». В докладе нашли свое отражение ключевые проблемы (сформулированы методом наблюдения на основе личного опыта участия автора в мероприятиях по международному чрезвычайному гуманитарному реагированию), с которыми сталкивается МЧС России при международном чрезвычайном гуманитарном реагировании, лежащие в плоскости взаимодействия с чрезвычайными службами зарубежных стран и оптимизации международной деятельности МЧС России.

Далее, после заслушивания доклада, на втором этапе проведения исследования, студентами в общей сложности 10 учебных групп Академии разных курсов обучения в течение 5 минут были заполнены заранее подготовленные исследователями таблицы (см. таблицу 1), в которых им нужно было записать ответ на вопрос (предложить пути решения проблемы, сформулированной в вопросе): «что нужно сделать для того, чтобы оптимизировать международную деятельность МЧС России?».

Таблица 1

Пример таблицы для заполнения

Как оптимизировать международную деятельность МЧС России?
Решение проблемы 1 член группы 2 член группы 3 член группы 4 член группы 5 член группы 6 член группы
Идея 1
Идея 2
Идея 3

 

Каждая учебная группа делилась на подгруппы, состоящие из шести человек, так как это подразумевается условиями проведения исследования методом «635» [1]. При этом каждый член группы должен был выдвинуть 3 собственных идеи, которые и старались в дальнейшем развить, дополнить, или опровергнуть пять оставшихся членов подгруппы. Таким образом, общим итогом количество заполненных таблиц составило 130 штук.

После реализации первого и второго этапов исследования методом «635», проведем математический анализ и, осуществим дальнейшую интерпретацию полученных данных, сделаем выводы. Для этого, используя сплошную выборку (обработка всех заполненных таблиц – 130 штук), подсчитаем количество членов групп, предложивших ту или иную идею – вариант решения управленческой проблемы (по всем 6 столбцам участников, заполнившим таблицу). Представим полученные данные в виде таблицы (см. таблицу 2) предварительно проранжировав их по популярности в порядке убывания. Всего, анализ анкет показал, что было предложено порядка 180 в той или иной степени различных идей. Для составления таблицы, нами выбраны первые 5 самых популярных идей из каждого столбца.

Таблица 2

Наиболее популярные идеи (варианты пути решения проблемы)

Как оптимизировать международную деятельность МЧС России?
Идеи 1 член группы 2 член группы 3 член группы 4 член группы 5 член группы 6 член группы
Идея 1 Обмен опытом между странами — 67[2] Проведение международных обучений, тренировок и т.д. — 25 Проведение международных учений и тренировок — 8 Повышать уровень знания иностранных языков – 12 Повышение уровня знаний иностранного языка — 12 Постоянное взаимодействие с другими странами — 10
Идея 2 Укрепление международных отношений, а также сотрудничество с другими странами — 41 Проведение конференций и форумов с представлением международных проектов — 14 Проведение экзаменов на знание спасательного дела — 7 Аттестация международных отрядов спасателей — 8 Создание курсов по обучению языками — 7 Прохождение международной аттестации — 8
Идея 3 Проведение международных учений, тренировок (стажировка) — 25 Проверка базовых знаний спасателей — 9 Устраивать международные учения для молодежи — 7 Создание союзов по ЧС ( договор по обязанности помогать друг другу) — 7 Введение специальной образовательной подготовки в школы — 7 Обмен опытом, путем разработки техники и оборудования между странами —  4
Идея 4 Создание рекламы МЧС — 22 Совершенствование международной инфраструктуры МЧС — 5 Итоги конференций фиксировать в базах данных, а также решение важных вопросов — 5 Проведение конференций и собраний с сотрудниками иностранных ведомств — 6 Введение специальной образовательной подготовки в школы — 7 Совместные учения, соревнования — 4
Идея 5 Повышение квалификации сотрудников МЧС — 18 Введение второго обязательного языка- 5 Организация выезда за границу обучающихся — 5 Контроль за исполнением законодательства — 5 Показательные выступления отрядов (мастер-классы) — 6 Создание единого штаба сбора данных — 4

 

Далее, исходя из результатов подсчета популярности идей, приведенных в таблице 2, объединим предложения по каждому из 6 столбцов в «комплексы предложений», исходя из их, на наш взгляд, совместимости, логичности, и практической возможности реализации (см. таблицу 3).

Таблица 3

Комплексы предложений

 

Делая выводы по итогам использования метода «635» для поиска практических рекомендаций решения управленческой проблемы недостаточной оптимальности международного чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России, а также исходя из обобщающих данных, представленных в таблице 3, составим комплексы предложений с конкретными мерами по их выполнению:

Комплекс 1. Меры:

  1. Обмен опытом в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования между зарубежными странами.
  2. Проведение международных форумов и конференций.
  3. Обобщение итогов конференций и форумов в единой базе данных.
  4. Проведение договорно-правовой работы по подписанию соглашений, меморандумов, протоколов с зарубежными партнерами.
  5. Создание единого электронного ресурса для обмена информацией по чрезвычайным ситуациям между кризисными ведомствами разных стран.
  6. Создание единого международного штаба сбора, обобщения и анализа информации о ЧС (к примеру, на базе ООН).

Комплекс 2. Меры:

  1. Укрепление международных отношений и сотрудничества между странами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Проведение международных обучений и тренингов для спасателей и специалистов в области управления рисками.
  3. Проведение различного рода контроля знаний спасательного дела.
  4. Проведение международной аттестации поисково-спасательных отрядов.
  5. Проведение показательных выступлений поисково-спасательных отрядов разных стран.
  6. Проведение совместных учений поисково-спасательных отрядов различных стран по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, моделирование ЧС разного типа.

Комплекс 3. Меры:

  1. Проведение международных учений и тренировок спасательных служб зарубежных государств.
  2. Проверка квалификации, знаний, уровня подготовки спасателей.
  3. Проведение экзаменов на знание спасательного дела.
  4. Повышение уровня владения иностранными языками спасателей и сотрудников спасательных служб, отвечающих за управление кризисными ситуациями и взаимодействие с иностранными партнерами.
  5. Создание курсов по обучению иностранным языкам.
  6. Обмен опытом между спасательными службами зарубежных стран по использованию различных видов техники и спасательного оборудования.

Комплекс 4. Меры:

  1. Создание рекламы, положительного образа МЧС России как во внутрироссийском, так и в международном информационном пространстве.
  2. Совершенствование инфраструктуры МЧС России, предназначенной для обеспечения международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.
  3. Проведение международных учений и тренировок с участием представителей спасательных служб зарубежных государств.
  4. Проведение конференций, форумов, семинаров с участием иностранных партнеров.
  5. Повышение уровня знаний иностранных языков сотрудниками МЧС России, в рамках своей компетенции отвечающих за международное чрезвычайное гуманитарное реагирование.
  6. Обеспечение регулярного взаимодействия с представителями спасательных служб зарубежных государств.

Комплекс 5. Меры:

  1. Повышение квалификации сотрудников МЧС России в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.
  2. Введение для изучения в образовательных организациях МЧС России обязательного к изучению второго иностранного языка.
  3. Организация заграничных стажировок для сотрудников МЧС России.
  4. Контроль за исполнением действующего российского законодательства в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.
  5. Введение специальной образовательной подготовки в школах. К примеру, изучение в рамках курса иностранного языка некоторых терминов на иностранном языке, уместных к применению в ЧС.
  6. Международная аттестация, обучение, сертификация специалистов в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В качестве общего вывода к исследованию обозначим несколько тезисов.

  1. Метод «635» показал себя действительно эффективным инструментом как в процессе анализа существующей проблемы и выработки путей решения, так и в качестве инструмента в образовательном процессе, как на уровне магистратуры, так и на уровне бакалавриата. Использование данного метода позволяет достичь ряда целей:

Дать представление респондентам (студентам Академии гражданской защиты МЧс России) о предмете исследования, в нашем частном случае предметом выступает международное гуманитарное реагирования, знание особенностей и проблем которого представляется авторам настоящей статьи важным для студентов, обучающихся в ведомственном вузе МЧС России.

Привить студентам аналитические навыки исследования предмета, путем его осмысления и выработки путей решения обозначенной проблему (в особенности ориентируясь на уже полученные ответы, выработать свой собственный, аналитически их проанализировав).

Опытным путем обучить применять данный метод на практике, тем самым дав инструмент для студенческих исследований. Многие студенты, в частности Галичин Д.А., после проведения Дня научного творчества стали активно применять метод «635» при проведении собственных исследований [5], что авторы настоящей статьи оценивают исключительно положительно.

Что касается возможности практического воплощения выработанных в статье путей развития системы международного гуманитарного реагирования, то следует заметить, что ряд разработанных рекомендаций на данный момент уже внедряется в практику работы Департамента международной деятельности МЧС России, в частности ведется заключение договоров с органами власти различных государств по совестной работе по ликвидации последствий ЧС. Происходит постоянный обмен опытом, как в процессе фактической ликвидации ЧС на территории других государств, так и в процессе разработки планов совместных мероприятий, а также международных договоров.

Ряд разработанных рекомендаций носят стратегический характер, тем не менее, авторы настоящего исследования (двое из авторов напрямую работают в сфере международного гуманитарного реагирования) считают необходимым проработку стратегических документов и планов развития, а также создание надгосударственных организаций (к примеру, на базе ООН), которые будут содействовать, с нашей точки зрения, большей эффективности процесса гуманитарного реагирования с участием Российской Федерации.

 

Литература:

  1. Методы выработки управленческих решений [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал [сайт]. URL: http://psyera.ru/4556/metody-vyrabotki-upravlencheskih-resheniy.html (дата обращения: 19.09.2017).
  2. Романов А.А., Арабидзе И.Т. Анализ участия МЧС России в международном чрезвычайном гуманитарном реагировании [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». Химки: АГЗ МЧС России, 2017. № 2 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/metdologia-gos-reg/arabidze-i-t-romanov-a-a-analiz-uchastiya-mchs-rossii-v-mezhdunarodnom-chrezvychajnom-gumanitarnom-reagirovanii.html (дата обращения: 19.09.2017).
  3. США объяснили отказ рассекретить детали договора с Россией по Сирии [Электронный ресурс] // Информационный портал «РИА – новости» [сайт]. URL: https://ria.ru/syria/20160917/1477191594.html (дата обращения: 19.09.2017).
  4. Лябах А.Ю. Интернет как инструмент реализации государственной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Власть». 2016. Том. 24. № 10. C. 42-45 [сайт]. URL: http://jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/4682 (дата обращения: 19.09.2017).
  5. Галичин Д.А., Лябах А.Ю. Анализ реализации концепции «безопасный город» в городе Уфа: практики и анализ методом «635» [Электронный ресурс] / Сборник мат-лов конференции «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. – С. 29-38 // Электронная библиотека elibrary [сайт]. URL. https://elibrary.ru/item.asp?id=28820992 (дата обращения: 20.09.2017).
[1] В работе круглых столов приняли участие студенты – бакалавры направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (всего: 4 курса обучающихся, 10 учебных групп, 130 человек), представители профессорско-преподавательского состава Академии, а также приглашенные участники в лице сотрудников центрального аппарата МЧС России и ряда других государственных организаций. К модерированию круглых столов также были привлечены студенты-магистры очной формы обучения.

[2] Здесь и далее по таблице – количество человек, выдвинувших эту идею.