Home / Государственное регулирование сферы безопасности / Арабидзе И.Т., Борисова А.Р., Романов А.А., Смирнова Д.А. Ситуационный анализ проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования

Арабидзе И.Т., Борисова А.Р., Романов А.А., Смирнова Д.А. Ситуационный анализ проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования

Арабидзе Ираклий Теймуразович – заместитель начальника

отдела (планирования и обеспечения международной деятельности)
Департамента международной деятельности МЧС России

ati30@mail.ru

Борисова Анастасия Романовна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

borisova.1995@yandex.ru

Романов Александр Александрович – директор Департамента
международной деятельности (руководитель российского
национального корпуса чрезвычайного
гуманитарного реагирования) МЧС России

ralex17@yandex.ru

Смирнова Дарья Алексеевна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

darya_smirnova_19971@mail.ru

 

Ситуационный анализ проблем международного чрезвычайного
гуманитарного реагирования

 

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы необходимости выработки мер по развитию системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования и опыта участия МЧС России в гуманитарных операциях. В качестве инструмента исследования применен метод ситуационного анализа, в качестве респондентов привлечены студенты, обучающиеся по направлению государственное и муниципальное управление (уровня бакалавриата), а также преподаватели кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the problem of the need to develop measures for the development of the international emergency humanitarian response system and the experience of the participation of the Ministry of Emergency Situations of Russia in humanitarian operations. As a research tool, the method of situational analysis was applied, students involved in the direction of state and municipal management (bachelor’s level), as well as teachers of the Department of State and Municipal Administration of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

The article is prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Sergey A. Melkova within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning in of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: анализ, государственное управление, международное чрезвычайное гуманитарное реагирование, МЧС России, нормативно-правовая основа, опыт участия, орган государственной власти, пострадавшая страна, предупреждение и ликвидация, соглашение, сотрудничество международное, федеральный орган исполнительной власти, чрезвычайная ситуация.

Keywords: analysis, public administration, international emergency humanitarian response, EMERCOM of Russia, regulatory framework, experience of participation, public authority, affected country, prevention and liquidation, agreement, cooperation international, federal executive body, emergency.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

Актуализация. На сегодняшний день количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мире продолжает оставаться довольно большим. Этому способствует, с одной стороны, рост технического и промышленного прогресса, а с другой, хозяйственная жизнедеятельность человека и непредсказуемые экстремальные природные явления. Именно поэтому международное чрезвычайное гуманитарное реагирование имеет особое значение для обеспечения безопасности населения, инфраструктуры и объектов экономики. Необходимо, чтобы данное реагирование было максимально оперативным, актуальным и отвечающим потребностям пострадавшей стороны. К настоящему времени МЧС России имеет значительный опыт успешного проведения операций международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.  Однако, данный процесс возможно усовершенствовать и сделать максимально отвечающим современным вызовам и угрозам как в России, так и за ее пределами.

Более того, гуманитарное реагирование и оказание помощи государствам в чрезвычайных ситуациях является инструментом так называемой «мягкой силы», что по мнению ряда отечественных исследователей необходимо для улучшения позиций Российской Федерации на мировой арене и повышения эффективности ее внешней политики [2].

Проблематизация. Проведенный исследователями Арабидзе И.Т. и Романовым А.А. в другой статье анализ нормативно правовых актов, регулирующих деятельность российских органов власти при международном гуманитарном реагировании, позволил выявить ряд проблем:

  1. Закрепленная в законодательстве система ответственности и функций ФОИВ РФ при международном гуманитарном реагировании нуждается в некотором совершенствовании исходя из количества, видов оказания гуманитарной помощи и специфики современных ЧС.
  2. Существует определенная сложность в процессе взаимодействия международных гуманитарных организаций, что влияет на качество и своевременность оказания помощи [1].

Это может свидетельствовать о том, что МЧС России в рамках своей компетенции необходимо предпринять ряд действий, которые положительно скажутся на системе международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, улучшат, усовершенствуют этот процесс, возможно, сделают более гибким. Основываясь на мнении ряда отечественных исследователей об универсальности метода ситуационного анализа (кейс-стади) [3], применим данный метод для поиска возможных путей выполнения данной задачи.

Для применения данного метода авторами данной научной статьи был разработан учебный кейс, который было предложено решить студентам Академии гражданской защиты МЧС России, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управление», а также преподавателям кафедры государственного и муниципального управления. Далее перейдем к анализу результатов кейса и сравнительному анализу полученных результатов между группой студентов и преподавателей, решивших данный учебный кейс.

В первом задании учебного кейса, на основе изучения выступления Министра МЧС России В.А. Пучкова на пленарном заседании в рамках 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2016 года [4], было необходимо аргументированно выделить пять основных причин необходимости развития системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. Переходя к анализу результатов решения этого задания учебного кейса, составим таблицу (см. таблицу 1) в которой подсчитаем наиболее популярные варианты ответов среди студентов и преподавателей.

Таблица 1

Необходимость развития системы международного чрезвычайного
гуманитарного реагирования

№ п/п Студенты 432 учебной группы ГМУ Преподаватели кафедры

ГМУ

Причина необходимости Кол-во отв.[1] Причина необходимости Кол-во отв.
1 Обмен опытом, информацией, технологиями по предупреждению и ликвидации ЧС 10 Гармонизация отношений между странами мира 5
2 Риск возникновения ЧС природного и техногенного характера, терроризм 9 Обмен опытом, информацией, технологиями по предупреждению и ликвидации ЧС 4
3 Создание положительного имиджа России 5 Риск возникновения ЧС природного и техногенного характера, терроризм 3
4 Глобализация 3 Научно-технический прогресс 2
5 Научно-технический прогресс 2 Финансовое обеспечение данной деятельности 2

 

Как видно из таблицы 1, ответы студентов и преподавателей отличаются по 2-м позициям, при этом схожи по 3-м (полужирным начертанием выделены схожие варианты ответов, которые указаны как студентами, так и преподавателями). Так, среди студентов самым популярной причиной необходимости развития международного чрезвычайного гуманитарного реагирования стала: «Обмен опытом, информацией, технологиями по предупреждению и ликвидации ЧС». При этом среди преподавателей: «Гармонизация отношений между странами мира». Кроме того, следует отметить, что среди причин преподаватели указали и «финансовое обеспечение международного чрезвычайного гуманитарного реагирования», чего не прослеживалось в работах студентов.

Проведя анализ ответов по заданию учебного кейса, просуммируем наиболее популярные ответы среди студентов и преподавателей (имеющих совпадение у обеих групп респондентов, решавших кейс), и выделим три основные причины необходимости развития международного чрезвычайного гуманитарного реагирования:

  1. Обмен опытом, информацией, технологиями по предупреждению и ликвидации ЧС (10 студентов + 4 преподавателей = 14).
  2. Риск возникновения ЧС природного и техногенного характера, терроризм (9 студентов + 3 преподавателя = 12).
  3. Развитие научно-технического прогресса – как угроза жизнедеятельности человека (2 студентов + 2 преподавателей = 4).

Во втором задании данного учебного кейса, на основе изучения особенностей деятельности международных организаций [5], оказывающих гуманитарную помощь [6] пострадавшим от ЧС государствам, было необходимо выделить из них пять основных, вносящих существенный вклад в развитие международного чрезвычайного гуманитарного реагирования (см. таблица 2).

Таблица 2

Международные организации и структуры, вносящие вклад в развитие системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования

№ п/п Студенты 432 учебной группы ГМУ Преподаватели кафедры

ГМУ

Наименование МО Кол-во отв.[2] Наименование МО Кол-во отв.
1 Международная

федерация Красного Креста и Красного Полумесяца

9 Организация

Объединенных Наций

8
2 Всемирная организация

здравоохранения

9 Международная

федерация Красного Креста и Красного Полумесяца

7
3 Организация

Объединенных Наций

8 Всемирная организация

здравоохранения

6
4 Всемирный Банк 4 МЧС России 2

 

Из приведенной выше таблицы (таблица 2) выделим три основные международные организации, которые, по мнению преподавателей и студентов, вносят наиболее весомый вклад в развитие системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования:

  1. Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца (9 студентов + 7 преподавателей = 16).
  2. Организация объединенных наций (8 студентов + 8 преподавателей = 16).
  3. Всемирная организация здравоохранения (9 студентов + 6 преподавателей = 15).

Полагаем, что результаты решения данного задания в будущем при планировании международного чрезвычайного гуманитарного реагирования возможно будут полезны МЧС России для организации координации и взаимодействия с другими участниками международных гуманитарных операций.

Третье задание учебного кейса было направлено на аргументированное выявление проблем при организации международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. Для этого, решающим кейс, было необходимо изучить нормативно-правовую базу данного процесса.

Далее составим таблицу на основе решения третьего задания кейса и, проведем математический подсчет ответов респондентов (см. таблицу 3).

Таблица 3

Проблемы при организации международного чрезвычайного
гуманитарного реагирования

№ п/п Студенты 432 учебной группы

ГМУ

Преподаватели кафедры

ГМУ

Проблема Кол-во отв.[3] Проблема Кол-во отв.
1 Сложность процесса подготовки гуманитарной операции 6 Отсутствие необходимого, в полной мере, финансового обеспечения 3
2 Отсутствие слаженности действий международных организаций при гуманитарном реагировании 6 Проблема внутрироссийского межведомственного взаимодействия 3
3 Отсутствие необходимого в полной мере финансового обеспечения 5 Проблема безопасности осуществления гуманитарного реагирования 2
4 Проблема внутрироссийского межведомственного взаимодействия 5 Отсутствие необходимого взаимодействия МЧС России с международными партнерами 2
5 Сложные таможенные процедуры 4 Некоторая изоляция РФ со стороны мирового сообщества 2

 

Анализируя результаты решения задания, представленные в таблице 3, сделаем следующие выводы:

  1. Среди выделенных студентами и преподавателями проблем в решениях обеих групп респондентов проявляются проблемы недостаточного финансового обеспечения международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, а также проблема внутрироссийского межведомственного взаимодействия.
  2. По нашему мнению, из общего множества проблем на сегодняшний день наиболее актуальными являются:

А) Недостаточное финансовое обеспечение мероприятий международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, отсутствие финансирования в некоторых случаях (5 студентов + 3 преподавателей = 8).

Б) Сложности межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти РФ на всех этапах международного чрезвычайного гуманитарного реагирования – от момента возникновения чрезвычайной ситуации и принятия решения об оказания помощи до возврата на территорию России лиц, принимавших непосредственное участие в гуманитарной операции (5 студентов + 3 преподавателя = 8).

В) В качестве третьей проблемы отметим недостаточный уровень взаимодействия МЧС России с международными негосударственными, государственными, общественными, коммерческими и некоммерческими организациями, структурами, так или иначе, в разной степени участвующими в международном гуманитарном реагировании (данная проблема косвенно прослеживается в решении кейсов 5 студентов + 3 преподавателя = 8).

На основе представленных выше заданий по выявлению проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования в четвертом задании решающим кейс (студенты и преподаватели) было необходимо сформулировать конкретные мероприятия, направленные на их устранение (см. таблицу 4).

Таблица 4

Мероприятия по совершенствованию системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования

№ п/п Студенты 432 учебной группы

ГМУ

Преподаватели кафедры

ГМУ

Мероприятие Кол-во отв.[4] Мероприятие Кол-во отв.
1 Создание глобальных систем информационного обмена данными о ЧС 6 Совершенствование нормативно-правовой базы 4
2 Совершенствование нормативно-правовой базы 6 Создание глобальных систем информационного обмена данными о ЧС 3
3 Контроль за расходованием финансовых средств 4 Разработка типовых документов для реагирования на ЧС 3
4 Заключение договоров/соглашений с международными партнерами 3 Заключение договоров/соглашений с международными партнерами 2
5 Разработка типовых документов для реагирования на ЧС 2 Контроль за расходованием финансовых средств 1

Как видно из таблицы 4, предложения по совершенствованию системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, выдвинутые студентами и преподавателями кафедры государственного и муниципального управления, в значительной мере схожи между собой (во избежание ошибки мы используем аналогичный с предыдущими таблицами подход и выделяем схожие пункты-ответы полужирным начертанием). В тоже время отличается популярность того или иного варианта решения проблемы. Подсчитав наиболее часто встречающиеся предложения, выделим три, как нам представляется, наиболее популярные и практически реализуемые:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России (6 студентов + 4 преподавателя = 10).
  2. Создание глобальной сети обмена данными о ЧС (6 студентов + 3 преподавателя = 9)
  3. Разработка типовых основ документов, необходимых для международного чрезвычайного гуманитарного реагирования (2 студента + 3 преподавателя = 5).

При этом, как отметили студенты и преподаватели, решившие кейс, основными субъектами, ответственными за реализацию указанных предложений являются, в рамках своей компетенции: Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти РФ (МЧС России, МИД России, МИНФИН России), Администрация Президента России.

Предложенные респондентами, решившими кейс, рекомендации по совершенствованию международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, позволят, по их мнению:

  1. Упростить организацию межведомственного взаимодействия.
  2. Сэкономить время на подготовку официальных документов, необходимых для международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, что позволит более оперативно реагировать на ЧС.
  3. Повысить взаимодействие МЧС России с международными структурами, участвующими в разной степени в международном чрезвычайном гуманитарном реагировании.

Пятое задание учебного кейса направлено на разработку предложений по упрощению системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования. При этом, заданием подразумевалась формулировка предложения, установление ответственного субъекта за его реализацию, а также прогнозирование предполагаемых последствий исполнения. Ответы студентов и преподавателей обобщены в таблице 5.

Таблица 5

Мероприятия по упрощению системы международного чрезвычайного
гуманитарного реагирования

№ п/п Студенты 432 учебной группы

ГМУ

Преподаватели кафедры ГМУ
Мероприятие Кол-во. отв.[5] Мероприятие Кол-во. отв.
1 Упрощение таможенных и пограничных процедур контроля 4 Создание центров гуманитарного реагирования в различных странах мира 3
2 Упрощение финансовых процедур реагирования 4 Создание единого международного центра кризисного управления 2
3 Создание с зарубежными партнерами совместных процедур реагирования на ЧС 3 Проведение совместных учений с чрезвычайными службами зарубежных стран 2
4 Укрепление партнерских взаимоотношений с некоммерческими организациями 2 Курсы повышения квалификации и переподготовки для лиц, участвующих в гуманитарных операциях 2
5 Формирование специальных открытых воздушных коридоров для гуманитарного реагирования 2 Более активное вовлечение в процесс реагирования профильных служб и структур ООН 2

 

Анализируя таблицу 5, отметим, что варианты ответов студентов и преподавателей значительно различаются между собой. Предложения решения проблемы студентов в большей степени ориентированы на упрощение внутрироссийских мероприятий по международному чрезвычайному гуманитарному реагированию. В то же самое время, преподаватели обращают внимание на организацию совместной практической работы с чрезвычайными службами зарубежных стран вне территории России, например: создание гуманитарных центров в разных странах мира, согласованность в работе с ООН, проведение совместных учений и практических тренировок на базе спасательных служб зарубежных государств. Как и в четвертом задании, большинство решивших кейс, на наш взгляд, небезосновательно полагают, что реализовывать данные предложения целесообразно в рамках своей компетенции: Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти РФ (МЧС России, МИД России, МИНФИН России), Администрации Президента России.

Вместе с тем, по мнению обеих групп респондентов, решивших кейс, упрощение системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования приведет к возможной экономии временных и материальных ресурсов, позволит более эффективно и скоординировано реагировать на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера за рубежом.

Опираясь на содержание учебного кейса и решение пяти предыдущих заданий, при выполнении шестого задания как студенты, так и преподаватели отметили безусловную важность места и роли международного чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России на международной арене (имидж России), а также для мировой общественности. Кроме того, преподаватели кафедры государственного и муниципального управления АГЗ МЧС России в данном задании сформулировали ряд, на наш взгляд, достаточно интересных практических предложений по совершенствованию системы оказания гуманитарной помощи.

Делая выводы по результатам решения респондентами учебного кейса для поиска практический решений некоторых проблем международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, заключим следующее:

  1. Полагаем, что цель исследования, заключавшаяся в осуществлении кейс-проектирования достигнута.
  2. Студенты, решавшие кейс, имели достаточный практический опыт решения учебных кейсов, что позволило им в общей совокупности успешно справиться с заданиями кейса.
  3. В целях верификации полученных данных кейс успешно решили преподаватели кафедры государственного и муниципального управления.
  4. Проведенный сравнительный анализ решений кейса обеими группами респондентов показал, что в некоторых заданиях мнения студентов и преподавателей были относительно близки друг к другу. В то же время полагаем, что ответы преподавателей носили более прикладной и взвешенный характер.
  5. В ходе решения кейса сформулирован ряд, на наш взгляд, актуальных и реализуемых практических предложений по совершенствованию системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования.

 

Литература:

  1. Романов А.А., Арабидзе И.Т. Анализ участия МЧС России в международном чрезвычайном гуманитарном реагировании [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». Химки: АГЗ МЧС России, 2017. № 2 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/metdologia-gos-reg/arabidze-i-t-romanov-a-a-analiz-uchastiya-mchs-rossii-v-mezhdunarodnom-chrezvychajnom-gumanitarnom-reagirovanii.html (дата обращения: 19.09.2017).
  2. Лябах А.Ю. Интернет как инструмент реализации государственной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Власть». 2016. Том. 24. № 10. C. 42-45 [сайт]. URL: http://jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/4682 (дата обращения: 19.09.2017).
  3. Мельков С.А., Эркин А.Ф. Переход к кейсовому обучению как проблема // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 3. С. 31-37.
  4. Выступление Министра МЧС России Пучкова В.А. на пленарном заседании в рамках 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // gov.ru [сайт]. URL. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/interview/item/33.. (дата обращения: 15.04.2017).
  5. Основные международные гуманитарные организации [Электронный ресурс] // ru [сайт]. [2017]. URL. http://pandia.ru/text/77/513/35732.html (дата обращения: 13.04.2017).
  6. Оказание гуманитарной помощи [Электронный ресурс] // org. [сайт]. [2017]. URL. http://www.un.org/ru/sections/what-we-do/deliver-huma.. (дата обращения: 13.04.2017).
[1] Количество ответов. Подсчитано абсолютное количество относительно похожих вариантов ответов среди всех решивших кейс. Студенты 432 учебной группы ГМУ – 14 человек, преподаватели кафедры ГМУ – 8 человек. Суммарно всего: 14+8=22 варианта решения кейса.

[2] Количество ответов. Подсчитано абсолютное количество относительно похожих вариантов ответов среди всех решивших кейс. Студенты 432 учебной группы ГМУ – 14 человек, преподаватели кафедры ГМУ – 8 человек. Суммарно всего: 14+8=22 варианта решения кейса.

[3] Количество ответов. Подсчитано абсолютное количество относительно похожих вариантов ответов среди всех решивших кейс. Студенты 432 учебной группы ГМУ – 14 человек, преподаватели кафедры ГМУ – 8 человек. Суммарно всего: 14+8=22 варианта решения кейса.

[4] Количество ответов. Подсчитано абсолютное количество относительно похожих вариантов ответов среди всех решивших кейс. Студенты 432 учебной группы ГМУ – 14 человек, преподаватели кафедры ГМУ – 8 человек. Суммарно всего: 14+8=22 варианта решения кейса.

[5] Количество ответов. Подсчитано абсолютное количество относительно похожих вариантов ответов среди всех решивших кейс. Студенты 432 учебной группы ГМУ – 14 человек, преподаватели кафедры ГМУ – 8 человек. Суммарно всего: 14+8=22 варианта решения кейса.