Home / Государственное регулирование сферы безопасности / Симонов В.В. Современные военные конфликты и гражданская оборона

Симонов В.В. Современные военные конфликты и гражданская оборона

Симонов Виталий Валерьевич – начальник

Института развития МЧС России

кандидат военных наук, доцент, полковник

simonov.vitalii@mail.ru

 

Современные военные конфликты и гражданская оборона

Modern military conflicts and civil defense

 

Аннотация. В статье проанализирован уровень военной опасности в мире. Проведен анализ военных конфликтов. Определена их специфика, характерные черты, перераспределение сфер в вооруженном противоборстве. Рассмотрена динамика изменения соотношения боевой и небоевой деятельности войск (сил) на поле боя. Выявлена приоритетность поражения объектов тыла. Рассказано о новых подходах по выполнению мероприятий гражданской обороны в настоящее время.

Статья подготовлена в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract. The article analyzes the level of military danger in the world. The analysis of military conflicts is carried out. Their specific features, characteristic features, redistribution of spheres in armed confrontation are determined. The dynamics of the change in the correlation of combat and non-combat activities of troops (forces) on the battlefield is considered. The priority of the defeat of the rear facilities was revealed. It is told about new approaches to the implementation of civil defense activities at the present time.

The article was prepared within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: военная опасность, характерные черты, сфера вооруженного противоборства, объекты тыла; приоритетность поражения, новые подходы, мероприятия по гражданской обороне.

Keywords: military danger, characteristic features, sphere of armed confrontation, rear facilities; priority of defeat, new approaches, measures for civil defense.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

По мнению современных военных экспертов, уровень военной опасности в мире может существенно повыситься [1, 2, 3]. Данное мнение подтверждается тем, что в ближайшее десятилетие он будет определяться борьбой ведущих государств за топливно-энергетические ресурсы, рынки сбыта товаров и жизненное пространство (рисунок 1) [4].

 Рис. 1. Индекс международных угроз

Следовательно, под военной опасностью будем понимать состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военных конфликтов [5].

Уровень военной опасности характеризуется военной угрозой. Под военной угрозой будем понимать состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию) [5].

Таким образом, необходимо сделать вывод, что все вышесказанное ставит перед системой гражданской обороны (ГО) и ее силами задачи по усилению их роли, поиску и реализации альтернативных решений, позволяющих на достойном уровне противостоять рискам, военным угрозам и опасностям, которые могут возникнуть в XXI веке. А также провести анализ, позволяющий определить характерные черты и особенности современных военных конфликтов с целью определения их влияния на организацию защиты населения, административного управления, экономики, культурных и материальных ценностей на территории страны.

Анализ военных конфликтов конца XX — начала XXI века определил их специфику. За последние десятилетия существенно изменился (модифицировался) характер непосредственно военного, боевого противостояния (рисунок 2).

Рис. 2. Особенности военных конфликтов в XXI веке

В соответствии с концепцией ведения войны, принятой США [6], ядерное оружие рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания. Вероятность его применения оценивается военными экспертами как незначительная. Однако на его развитие американцы, предусматривают выделить около 1 трлн долларов в ближайшие 30 лет. Новая концепция США предполагает значительное сокращение количества ядерных ударов с переориентацией их на стратегические предприятия (например, федерация американских ученых предлагает оставить на территории России 12 стратегических целей для ядерного поражения [7] (рисунок 3). В современных условиях США и их союзники для ведения военных действий основную ставку делают на развитие систем высокоточного оружия (ВТО), в первую очередь – крылатых и других ракет воздушного и морского базирования.

Следует отметить, что вооруженные конфликты будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего. Таким образом, в настоящее время, произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

Рис. 3. Стратегические цели ядерных сил США

Другими словами, основные задачи в ходе вооруженного конфликта будут решаться не в зоне столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельной дальности. Под ударами противника могут оказаться не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, административные органы управления, гражданское население. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные военные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения (рисунок 4) [8].

Рис. 4. Динамика потерь мирного населения в вооруженных конфликтах

Результаты проведенного анализа выявили приоритетность поражения объектов тыла по взглядам вероятного противника (рисунок 5). При этом для поражения объектов первого приоритета может назначаться до 50 % ресурса, второго – до 30 % и третьего – до 20 % [8].

Рис. 5. Распределение приоритетов поражения объектов тыла в военных конфликтах

Все вышеперечисленное указывает и доказывает необходимость существования высокоорганизованной и эффективной системы ГО страны. А также явилось основанием для выработки новых подходов к практическому выполнению мероприятий по ГО. Необходимо отметить, что данная работа активно ведется Департаментом ГО и защиты населения МЧС России в настоящее время и многое уже сделано.

Сегодня ГО рассматривается не только в качестве стратегического фактора обороноспособности страны. Её мероприятия и результаты деятельности приобретают всё большую социальную и экономическую направленность.

Во-первых, она обеспечивает сохранение людского, в том числе мобилизационного потенциала государства, защиту всего населения страны от опасностей военного времени.

Во-вторых, ГО активно участвует в сохранении экономического потенциала в период военных конфликтов. В условиях, когда важнейшие административные и промышленные объекты становятся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия ГО, направленные на сохранение этих объектов.

В-третьих, ГО осуществляет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера.

В-четвертых, обучение руководителей всех уровней и населения в области ГО обеспечивает существенный вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Эффективное и целенаправленное использование всего потенциала и возможностей ГО страны по этим направлениям – стратегически важная задача ГО.

В конце 2016 года подписан Указ Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области ГО на период до 2030 года». Этот документ сегодня определяет стратегическое планирование в области строительства современной системы ГО. В данном документе определены цели, задачи, приоритетные направления, а также источники и механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области ГО.

В последние годы в нормативную правовую базу ГО были внесены существенные изменения в части внедрения новых подходов в области ГО. Так, за последние годы в целях совершенствования ГО приняты более 20 нормативных правовых актов РФ. Одним из важнейших вопросов, которому в настоящее время уделяется особое внимание, является формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по ГО с учетом экономических, географических и других особенностей регионов.

В настоящее время Департаментом ГО и защиты населения МЧС России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам ГО и защиты от ЧС», направленный на совершенствование системы обеспечения выполнения мероприятий по ГО. В данном законопроекте:

закреплены понятия системы обеспечения выполнения мероприятия по ГО, организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО, специальных формирований ГО, спасательных служб ГО и другие;

определен комплекс профилактических мероприятий, предшествующих проведению проверок;

органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочием по введению в действие планов ГО и защиты населения субъектов РФ в полном объеме или частично при угрозе возникновения или возникновении ЧС в мирное и военное время;

исключены из перечня организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения, объекты и организации, в зонах возможных опасностей которых не ведется хозяйственная или иная деятельность, с целью снижения излишней финансовой нагрузки на данные организации;

конкретизированы сферы деятельности спасательных служб, и в целях улучшения понимания их принадлежности понятие «спасательная служба» дополняется словами «гражданской обороны».

В настоящее время проект федерального закона согласован с заинтересованными органами государственной власти и готовится для направления в Правительство РФ. Планируемый срок принятия – IV квартал 2017 г. [9].

Учитывая масштаб внесённых изменений, необходимость оптимизации количества документов, разработан и утвержден новый перечень рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (от 27.12.2016 г. № 2-4-46-3534-11) и методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области ГО (от 24.12.2016 г. № 2-4-71-78-11). В соответствии с данными методическими рекомендациями необходимо органам исполнительной власти субъектов РФ завершить переработку нормативных правовых актов субъектов РФ до 2020 года.

В последние годы совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках развития национальной системы стандартизации научно обосновано, разработано и принято более 60 национальных стандартов в области ГО и защиты населения от ЧС. В качестве примера назовем некоторые их них. Это СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по ГО. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения ГО. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*». Приказами Минстроя России в прошлом году утверждено 4 свода правил, два из которых уже вступили в действие, а два вводятся в действие 17 июня 2017 г.

В вопросах совершенствования системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения об опасностях также наметился качественный рывок вперед. Осуществляется переход на трёхуровневую систему управления МЧС России, обеспечивающую эффективную координацию деятельности органов управления, управление силами и средствами ГО. В связи с данным фактом ведется работа по пересмотру порядка доведения сигналов по ГО и порядка приведения ГО в готовность [9].

Что касается вопросов совершенствования методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2017 г. утверждён перечень территорий, отнесенных к группам по ГО. Утверждены Правила отнесения организаций к категориям по ГО, в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Приказом МЧС России утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по ГО. Результатом данной работы явилось то, что на территории РФ более 9 тысяч организаций отнесены к категориям по гражданской обороне.

Эвакуация населения теперь не носит всеобщего характера, а осуществляется локально в безопасные районы из опасных зон, которые образуются вокруг потенциально опасных объектов. В целях планирования эвакуационных мероприятий на всех уровнях, в том числе муниципальном, предусматривается разработка соответствующих планов эвакуации, являющихся составными частями планов ГО и защиты населения. В целях дальнейшего совершенствования эвакомероприятий МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти осуществляет разработку новой модели эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом развития современного общества, в том числе с учетом особенностей городов федерального значения и особых территорий РФ.

В настоящее время приведены в соответствие с современными вызовами и угрозами подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты (СИЗ), оптимизированы требования к объемам СИЗ, накапливаемых в запасах (резервах). Оптимизированы требования к местам хранения СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

В соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 30 октября 2015 г. проведена инвентаризация существующих запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, накапливаемых в целях ГО. Обеспеченность населения данными средствами составляет – 70,2 %. В субъектах РФ продолжается работу по освежению (закупке), утилизации СИЗ, содержание складских помещений (мест хранения) имущества ГО с учётом достижения к 2030 году обеспеченности населения СИЗ до 96 % [9].

Также осуществляется работа по совершенствованию инженерной защиты населения в рамках которой уточнён порядок создания убежищ и иных объектов ГО. Введен новый вид защитных сооружений (ЗС) ГО – укрытия. Уточнены категории населения, укрываемых в ЗС с учетом актуализации инженерно-технических мероприятий ГО.

Полностью завершена на всей территории РФ инвентаризация ЗС ГО, а также – заглубленных и других помещений подземного пространства. По состоянию 1 января 2017 готовность ЗС ГО в РФ составила 49 % [9]. Приказами МЧС России от 01.08.2016 г. № 414 и от 03.04.2017 г. № 146 внесены изменения в Правила эксплуатации ЗС ГО, которые предусматривают, что организации, эксплуатирующие убежища при отсутствии потребности в них, осуществляют эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий [9]. В рамках реализации данного приказа утверждены методические рекомендации по организации перевода убежищ и ПРУ на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытий с учетом оптимизации норм ИТМ ГО, в которых приведены критерии оценки содержания и эксплуатации ЗС ГО в качестве укрытия [10].

В настоящее время актуализирован свод правил «СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» [11]. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. № 143 внесены изменения в Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В связи с этим разработаны Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями [12]. Основная их цель конкретизировать нормы обеспечения запасами органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также населения и работников организаций.

Анализ развития ситуации на Юго-Востоке Украины, в Сирии, последствий крупномасштабных ЧС на территории России показывает на необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению устойчивости организаций, необходимых для выживания населения, срочному восстановление функционирования необходимых коммунальных служб. В первую очередь, это создание резервных источников электро-, тепло-, водоснабжения, создание необходимого запаса материальных средств, инструментов и расходных материалов, а также подготовка сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС.

Продолжается работа по развитию сил и средств ГО, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных ЧС и пожаров. Необходимо их оснастить современными образцами спасательной техники и инструмента, осуществить их качественную подготовку и своевременно аттестовывать.

МЧС России проводит комплекс мероприятий по формированию и развитию специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области ГО, на базе территориальных органов МЧС России. До 2020 года завершатся мероприятия по созданию специальных формирований ГО, в том числе подготовке базы их мобилизационного развертывания.

Необходимо также отметить и ведущуюся работу по совершенствованию системы вещевого обеспечения сотрудников МЧС России (в том числе и сил ГО). Так, например, из норм снабжения исключен ряд предметов вещевого имущества ввиду отсутствия перспектив применения в повседневной жизнедеятельности личного состава, оптимизированы нормы снабжения и увеличены сроки носки отдельных предметов формы одежды, введены новые нормы снабжения защитной одеждой, обувью и снаряжением для обеспечения сотрудников и работников, участвующих в ликвидации ЧС, исходя из климатических условий и выполняемых задач.

В связи с внедрением новых форм подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера внесены изменения в Положение о подготовке населения в области ГО [13], которым устанавливаются новые формы подготовки для отдельных групп населения: для работников органов, осуществляющих управление ГО – «участие в проблемных и тематических семинарах (вебинарах) по ГО»; для работающего населения – «проведение вводного инструктажа по ГО».

В рамках реализации данного постановления разработан проект приказа МЧС России «Об утверждении Перечня работников ГО, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО», в замен приказа МЧС России от 13 ноября 2006г. № 646 [9].

В настоящее время в Академии гражданской защиты МЧС России на базе Института развития МЧС России разработана и внедрена в учебный процесс дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) по направлению «Государственное и муниципальное управление» на право выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере управления мероприятиями ГО и защиты населения и территорий от ЧС с присвоением квалификации: «Специалист (работник) гражданской обороны». Объем программы 256 часов [14]. Обучение по данной программе позволяет сотрудникам, желающим работать или уже работающим в сфере управления мероприятиями ГО и защиты населения и территорий от ЧС, получить профильное образование.

В рамках повышения качества управления в области обучения населения видится целесообразным ведение в Главном управлении подготовки МЧС России общего реестра организаций РФ, реализующих дополнительные программы обучения в области ГОЧС, начиная от УМЦ ГОЧС и заканчивая учебно-консультационными пунктами ГО на территории муниципальных образований.

В текущем году исполняется 85 лет со дня образования ГО страны. В связи с этим 2017 год объявлен в МЧС России Годом ГО [15]. Одним из мероприятий Года ГО является Всероссийская штабная тренировка по ГО, которая традиционно пройдет в октябре. В ходе ее проведения будут отработаны действия органов управления и сил в условиях крупномасштабных ЧС. Завершающим мероприятием Года ГО будет проведение месячника по ГО в ходе которого будут подведены итоги выполнения мероприятий.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что главной особенностью военных конфликтов нового исторического периода оказалось перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом информационным воздействием, противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Результаты анализа показали, что военные конфликты повлекут за собой значительные жертвы среди мирного населения, а также определили цели приоритетного поражения.

Система ГО России сегодня находится на промежуточном этапе перехода от устаревших взглядов организации защиты населения и территорий, практиковавшихся со времен СССР к облику, который соответствует уровню военной опасности XXI века, что еще раз подчеркивает важность и актуальность развития и укрепления ГО в нынешних социально-экономических и военно-политических условиях. ГО была, есть и сохранится в будущем как жизненно важная потребность человеческого общества, так как на всех исторических этапах ее функционирования основными целями всегда являлись качественное обеспечение защиты населения, материальных и культурных ценностей, поддержание высокой готовности сил ГО и повышение эффективности их действий.

В эпилоге приведем цитату нашего современника, американского писателя Кристофера Паолини: «Нужно уметь защищать себя и то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».

 

Литература:

  1. Слипченко В.Н. Война будущего (прогностический анализ). – М.: Объединенное Гуманитарное Издательство, 2010. – 144 с.
  2. Панарин И.Н. Гибридная война против России 1816 – 2016 гг. – М.: НТИ «Горячая линия – Телеком», 2017. – 222 с.
  3. Перенджиев А.Н. Антитеррористическая политика России и ее институты безопасности. – Химки: АГЗ МЧС России, 2017. – 151 с.
  4. Главные опасности международной жизни: Политика: Мир: Lenta.ru. [Электронный вариант]. URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/23/prognozintro/ (дата обращения: 18.05.2017).
  5. Указ Президента РФ от 30 декабря 2014 г. № Пр – 2976 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации». [Электронный вариант]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 18.05.2017).
  6. Военная доктрина США // Зарубежное военное обозрение. 9 марта 2014. [Электронный вариант]. URL: http://zvo.su/voennye-problemy/voennaya-doktrina-ssha.html (дата обращения: 18.05.2017).
  7. Козин В.П. Ядерный аспект военной доктрины России и его интерпретация. [Электронный вариант]. URL: http://army-news.ru/2011/01/yadernyj-aspekt-voennoj-doktriny/ (дата обращения: 22.05.2017).
  8. Симонов В.В., Кашарный В.В. Управление защитой населения и территорий в ЧС. Под общей редакцией П.Ф. Барышева. Курс лекций (для слушателей Института развития МЧС России). – Химки: АГЗ МЧС России, 2017. – 298 с.
  9. Барышев П.Ф. О мерах по реализации государственной политики РФ в области ГО. Тезисы доклада на Всероссийском совещании по проблемам ГО и защиты населения. X Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность 2017». – Ногинск: МЧС России, 2017. – С. 9-18.
  10. Методические рекомендации по организации перевода убежищ и противорадиационных укрытий на эксплуатацию в качестве укрытия с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий (утв. МЧС России 20 октября 2016 г. № 2-4-71-56-11). [Электронный вариант]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71427838/ (дата обращения: 22.06.2017).
  11. Свод правил СП 264.1325800.2016 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства». Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 декабря 2016 г. N 880/пр). [Электронный вариант]. URL http://base.garant.ru/71610970/ (дата обращения: 22.06.2017).
  12. Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. МЧС РФ 23 мая 2017 г. N 2-4-71-24-11). [Электронный вариант]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71585964/ (дата обращения: 22.06.2017).