Home / Педагогика, психология, конфликтология / Данкова Ж.Ю., Борисов А.Б. Представление студентов Академии гражданской защиты МЧС России об организации учебного процесса в вузе

Данкова Ж.Ю., Борисов А.Б. Представление студентов Академии гражданской защиты МЧС России об организации учебного процесса в вузе

Данкова Жанна Юрьевна – старший преподаватель

кафедры государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат социологических наук, доцент

zdankova@yandex.ru

Борисов Андрей Борисович – студент 2-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление, уровень магистратуры)

 a.n.d.r.e.y.jurist01@gmail.com

 

Представление студентов Академии гражданской защиты МЧС России

об организации учебного процесса в вузе

Representation of students of the Civil Protection Academy of the Ministry of Emergencies of Russia on the organization of the educational process in the university

 

Аннотация: в статье, в обобщенном виде, представлены результаты социологического исследования по вопросу удовлетворенности студентов Академии гражданской защиты МЧС России организацией учебного процесса. Авторами на основе анализа эмпирических данных выявлены организационно-технологические проблемы, возникающие в ходе реализации учебного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России (гуманитарного факультета) и, на основе факторного анализа, сформулированы предложения по совершенствованию технологии организации учебного процесса.

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского семинара «Эффективное государственное и муниципальное управление», проводимого на 2-м курсе очной магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России старшим преподавателем кафедры государственного и муниципального управления Данковой Жанной Юрьевной, и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в этом вузе.

Abstract: The article summarizes the results of the author’s sociological research, reveals the organizational and technological problems that arise during the implementation of the educational process at the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia (Humanities Faculty). Particular attention is paid to such indicators of research as: the attitude of the students of the Faculty of Humanities to the organization of the educational process at the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia.

The article was prepared within the framework of the research seminar «Effective state and municipal management», conducted at the 2nd year of the full-time magistracy of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia by the senior teacher of the Department of State and Municipal Administration, candidate of sociological sciences Dankova Zhanna Yuryevna.

Ключевые слова: Академия, исследование, качество, магистратура, опрос, организация учебного процесса, планирование, практические занятия, процесс обучения, расписание учебных занятий, респонденты, студенты, трудности, учебный процесс, экзаменационная сессия.

Keywords: Academy, research, quality, magistracy, survey, the organization of the educational process, practical training, the process of training, the schedule of training sessions, respondents, students, difficulties, educational process, examination session.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

В современных условиях, одной из основных задач российских высших учебных заведений является подготовка компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности, умеющего использовать полученные знания при решении профессиональных задач [1]. Успешность достижения подобных показателей в значительной степени зависит от качества организации учебного процесса конкретного образовательного учреждения.

Организация учебного процесса в высших учебных заведениях может считаться качественной в том случае, если все субъекты образовательного процесса являются активными и в равной мере заинтересованными в получении полноценного результата [5]. Особую важность это приобретает при обучении управленческих кадров, специфика деятельности которых требует систематического обновления знаний с учетом изменяющейся действительности [4]. В связи с этим, возникает объективная необходимость мониторинга соответствия образовательного процесса требованиям времени и интересам обучающихся [2].

С целью оценки организации учебного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России и выявления проблемных зон в процессе реализации поставленных задач было проведено социологическое исследование «Оценка качества организации учебного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России». Исследование проводилось магистрами второго года обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Исследование проведено в марте-апреле 2017 года методом анкетирования среди студентов и преподавателей гуманитарного факультета, а также представителей администрации Академии гражданской защиты МЧС России. Выборочная совокупность составила n=253. В качестве основных индикаторов исследования были определены следующие:

— удовлетворенность организацией учебного процесса;

— удовлетворенность существующей материально-технической базой Академии;

— трудности, с которыми сталкиваются студенты при обучении.

В рамках данной статьи предпринята попытка описать и дать оценку отношению студентов к организации учебного процесса и выявить причины, влияющие на качество организации учебного процесса.

Полученные в ходе исследования данные показали, что большая часть студентов в целом удовлетворены организацией учебного процесса (по сумме ответов «Да» и «Скорее да, чем нет») (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1

Более того, каждый пятый опрошенный студент не имеет никаких нареканий к организации учебного процесса. По их мнению, процесс обучения организован таким образом, что позволяет вырастить из него – студента, компетентного, конкурентоспособного специалиста. Почти половина опрошенных студентов (44 %) остались довольны организацией учебного процесса в Академии, однако, по их мнению, процесс обучения не является идеальным и некоторые элементы учебного процесса требуют улучшения, совершенствования. Не удовлетворены организацией учебного процесса лишь малая часть студентов, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены и вовсе не удовлетворены организацией учебного процесса чуть меньше трети респондентов (29%). У 7% респондентов данный вопрос вызвал затруднения, в связи с чем они не смогли четко обозначить свое отношение к организации учебного процесса.

Данное обстоятельство, вероятно, связано с тем, что у респондентов отсутствует мотивация к обучению. Полагаем, что именно из-за этого, вопросы организации учебного  процесса их никоим образом не интересуют.

В связи с тем, что большая часть студентов удовлетворены организацией учебного процесса, уместно предположить, что такому же количеству респондентов интересно учиться в Академии. С целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, студентам было предложено ответить на вопрос: «Интересно ли Вам учиться в Академии?». Как видно из представленных данных (диаграмма 2), большей части опрошенных студентов интересно учиться в Академии. У 36 % опрошенных студентов, обучение в Академии вызывает лишь положительные эмоции. Почти четверть респондентов отметили, что обучение в Академии скорее интересно, чем не интересно (38 %). Для 14 % опрошенных студентов, обучение в Академии в тягость, в связи с этим мы можем констатировать, что для них в процессе обучения существуют положительные моменты, однако в целом обучение неинтересно. Малой части студентов (7 %) вовсе не интересно учиться.

Диаграмма 2

Указанное распределение ответов говорит, вероятно, о том, что указанной части респондентов (7 %) не интересно учиться в связи с отсутствием мотивации к учебе, и не исключено, что и к будущей профессиональной деятельности.

Как бы хорошо ни был организован учебный процесс, какие бы современные и эффективные формы и методы обучения не применялись в Академии, если студент не мотивирован к учебной работе, обучение не будет ему нравится, и не будет приносить удовольствие.

Уместно предположить, что у некоторых студентов интерес к учебе отсутствует в связи с наличием определенных трудностей в процессе обучения. В связи с этим полагаем необходимым определить трудности, с которыми сталкиваются студенты Академии, и определить степень их влияния на увеличение или снижение интереса к обучению.

Перечень возникаемых трудностей и степень их проявления у студентов представлены таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос:

«Если трудности возникают, то с чем на Ваш взгляд они связаны?»

Варианты ответов Количество ответивших Процентное соотношение
Чрезмерность (неравномерность) письменных работ в семестрах 29 13%
Доступность литературы 8 3%
Совмещение учебы с работой 42 19%
Большое количество учебных часов в день 55 25%
Большое количество письменных работ 4 1%
Общение с педагогами 17 4,5%
Отсутствие интереса к дисциплинам 65 29%
Минимальное количество времени на самоподготовку 34 15%
Занятость после учебных занятий 52 23%
Трудности общения с одногруппниками/однокурсниками 0 0%
Установление дополнительных требований со стороны ППС для допуска к итоговому контролю 29 13%
Другое 2 1%
Затрудняюсь ответить 37 17%
Всего 217 100%

 

Помимо отсутствия интереса к дисциплинам, по мнению студентов, трудности возникают в связи с большим количеством учебных часов в день (25 %). Считаем, что данное утверждение строится на сугубо личных ощущениях студентов. К такому выводу мы пришли исходя из следующих соображений. В расписании студентам ставится не более четырех пар учебных занятий в день, что в итоге составляет 8 академических часов. В свою очередь это не противоречит нормам, регламентирующим образовательный процесс.

Также, трудности у студентов возникают в силу их занятости после учебы (23 %) и необходимости совмещения учебы с работой (19 %). Мы можем предположить, что необходимость совмещения учебы с работой у некоторых студентов возникает в силу того что им не предоставляются общежития, следовательно необходимо снимать  квартиру либо комнату, что является затратным. Также, к поиску работы подталкивает низкая социальная поддержка Академией обучающихся студентов.

Таким образом, мы выяснили, что у студентов,  в процессе обучения возникают определенные трудности и некоторые из них всецело могут влиять на снижение интереса обучения в Академии гражданской защиты МЧС России

Полное распределение ответов на вопрос: «Если трудности возникают, то с чем на Ваш взгляд они связаны?» отражает таблица 1.

Как мы уже говорили, значительное количество опрошенных студентов отметили большое количество учебных часов в день. Смеем предположить, что такие ситуации возникают в связи с несбалансированностью расписания. Что в свою очередь порождает отрицательное отношение к составлению расписания учебных занятий в целом (диаграмма 3).

Большинство опрошенных студентов (32 %) не довольны действующим расписанием учебных занятий, почти треть (27 %) увидели положительные моменты в действующем расписании, однако в целом они не удовлетворены составленным расписанием учебных занятий.

Также, чуть меньше трети (28 %) респондентов скорее удовлетворены, чем не удовлетворены действующим расписанием и лишь 9 % студентов составленное расписание считают оптимальным. Вероятно, что такое явное недовольство действующим расписанием учебных занятий среди студентов, как мы уже говорили, вызвано несбалансированностью расписания.

Несбалансированность расписания, по мнению студентов, проявляется в большом количестве учебных часов в день, что не противоречит нормам, регламентирующим учебный процесс, но противоречит представлениям студентов об оптимальном расписании.

Диаграмма 3

С целью выявления истинных причин не удовлетворенности студентов действующим, в настоящее  время, расписанием учебных занятий, мы попросили обосновать свой ответ на предыдущий вопрос. Столь большое количество студентов, имеющих негативное отношение к качеству составления расписания, объясняется следующими причинами (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Во-первых, большое количество учебных дисциплин в один день. Такого мнения придерживаются более половины опрошенных студентов (53 %). Во-вторых, наличие «окон» между парами. Непоследовательность занятий в один день, не устраивает почти четверть респондентов (37 %). В-третьих, неравномерно распределена нагрузка. Считаем, что последняя причина, она объединяет в себе первые два, однако неравномерное распределение нагрузки как таковую, четко указали 25 % студентов. Таким образом, полученные ответы подтвердили наше предположение. В настоящее время расписание студентов Академии гражданской защиты МЧС России является несбалансированным. В свою очередь неравномерность распределения нагрузки препятствует достижению главной цели – подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста.

Следует заметить, что не только студенты не довольны действующим расписанием учебных занятий. Определенные замечания к действующему расписанию есть и у преподавателей (таблица 2).

          Таблица 2

Оценка качества составления действующего расписания

преподавателями по 5-ти бальной шкале

(1 – минимальная оценка, 5 – максимальная)

Варианты ответов 1 2 3 4 5
Оптимальность расписания учебных занятий 2/8% 2/8% 8/32% 10/40% 3/12%
Всего 25/100%

Как мы видим, единого мнения у преподавателей Академии не сложилось. Незначительная часть преподавателей (12 %) считают действующее расписание оптимальным и заслуживает отличной оценки. Большая часть преподавателей (40 %) придерживаются мнения, что существующее на сегодняшний день расписание, близко к оптимальному, но оптимальной ее назвать нельзя и поэтому оценили на хорошо. Треть респондентов (32 %), считают, что составлению расписания не уделяется должного внимания.

По их мнению, действующее расписание не заслуживает оценки выше, чем удовлетворительно. Незначительный процент респондентов (16 %), действующее расписание учебных занятий оценили на неудовлетворительно. Мы полагаем, что замечания некоторых преподаватели связаны с качеством составления действующего расписания учебных занятий. Так, расписание в течении недели поддается неоднократной корректировке со стороны администрации, что приводит к путанице во время проведения занятий. Требуется проектирование алгоритма автоматического составления расписания для потребностей с учетом особенностей Академии.

Таким образом, мы выяснили, что к существующему на сегодняшний день расписанию учебных занятий есть замечания, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.  Необходимо обратить пристальное внимание к составлению расписания с целью достижения оптимального результата. Поскольку во многом эффективность работы преподавателей, усвоение учебного материала студентами зависит от качества составления расписания учебных занятий.

Расписание учебных занятий – это не единственное, чем не удовлетворены студенты Академии гражданской защиты МЧС России. У студентов возникают определенные проблемы и во время экзаменационных сессий (таблица 2).

Характеризуя проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время экзаменационных сессий, респонденты выделяют проблемы связанные с организационными аспектами. Так, основным недостатком  в организации сессий, по их мнению, является недостаточный временной промежуток для подготовки к сдаче зачета/экзамена (45 %). Кроме этого студенты отмечают неудобное время проведения экзамена (27 %).

Не менее серьезные проблемы во время сессий студентам доставляет несоответствие экзаменационных вопросов изучаемым темам на занятиях. Несоответствие вопросов на экзамене пройденным на занятиях темам отметили 21 % респондентов.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Какие проблемы, по Вашему мнению существуют в организации сессии?»
Варианты ответов Количество ответивших Процентное соотношение
Несоответствие экзаменационных вопросов изучаемым темам на занятиях 46 21%
Отсутствие консультаций 18 8%
Неудобное время проведения экзамена 59 27%
Отсутствие в библиотеке материала для подготовки 4 1%
Недостаточный временной промежуток для подготовки зачета/экзамена 98 45%
Другое 9 4%
Затрудняюсь ответить 41 18%
Всего 217 100%

Малая часть опрошенных студентов (8 %) указали что в период сессии не проводятся консультации по грядущим экзаменам. По нашему мнению, консультации важная составляющая при подготовке студента к экзамену. И мы считаем, что в Академии должны уделять особое внимание, в силу, как мы выяснили, несоответствия экзаменационных вопросов изучаемым темам на занятиях.

Детальное распределение полученных ответов в ходе исследования представлено в таблице 2.

Таким образом, мы можем предположить, что наличие проблем, связанные с организационными аспектами, неравномерность распределения нагрузки, недостаточное количество времени, выделяемое к подготовке к зачету/экзамену, стали причиной возникновения ситуации, когда лишь небольшой процент студентов однозначно продолжит обучение в магистратуре Академии гражданской защиты МЧС России (диаграмма 5). Что должно являться тревожным звонком для управленческого звена Академии.

Диаграмма 5

Так, данные опроса показали, что лишь 16 % респондентов имеют твердое желание продолжить обучение в магистратуре Академии гражданской защиты МЧС России. Настораживают и заставляют задуматься два факта: во-первых, ровно половина опрошенных студентов (50 %), не имеет желания дальше обучаться в Академии, в магистратуре; во-вторых, значительная часть студентов не смогли определиться, стоит им в дальнейшем поступать в магистратуру Академии гражданской защиты МЧС России или нет. Из этого следует, что студенты, обучающиеся в настоящее время в Академии, не выявили явных, для себя, плюсов продолжения обучения в стенах Академии.

С сожалением должны констатировать, что даже престиж, имеющийся у Академии гражданской защиты МЧС России, не способен привлечь студентов, обучающихся в настоящее время в Академии, поступить в магистратуру (диаграмма 6).

Диаграмма 6

Складывается ситуация, когда студент считает престижным получения высшего образования в Академии гражданской защиты МЧС России, однако сам в дальнейшем не желает продолжить обучение в данном образовательном учреждении. Полагаем, что одна из причин сложившейся ситуации также кроется в качестве организации учебного процесса. Другой причиной может служить тот факт, что Академия готовит специалистов для МЧС России, а студент, обучающийся в настоящее время на бакалавриате, в Академии, не хочет связывать свою дальнейшую профессиональную судьбу с работой в учреждениях и организациях МЧС России.

Подводя итог, можно констатировать, что в технологии организации учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России существуют как положительные, так и отрицательные моменты, что вполне объяснимо. По нашему мнению, в любой системе существуют определенные недостатки, которые требуют корректировки и принятия разного рода управленческих решений. Исключением не является и технология организация учебного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России.

По нашему мнению, для совершенствования технологий организации учебного процесса необходимо предпринять следующие действия:

  1. Необходимо обратить внимание на возможность внесения изменений в расписание учебных занятий на предмет его сбалансированности с учетом выявленных оценок студентов и преподавателей, с учетом возможностей и разумности.
  2. Требует пристального внимания и организация проведения экзаменационных сессий у студентов. В частности студентам необходимо предоставлять больше времени для подготовки к зачетам и экзаменам, нежели есть в настоящее время. Это обусловлено объективными причинами: во-первых, несоответствие вопросов экзамена пройденным на занятиях темам, что в свою очередь требует больших временных затрат, и, во-вторых, отсутствие консультаций, что также увеличивает время для подготовки к зачетам и экзаменам.
  3. Очевидно, требуется проведение более глубокого исследования причин и факторов выявленных оценок организации учебного процесса в Академии со стороны студентов, которое найти весомые обоснования принятию управленческих решений, направленных на равномерное распределение нагрузок студента в процессе обучения.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 г. №1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Консультационно-правовая система «Консультант плюс» [сайт] [1997]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173666/ (дата обращения: 20.04.2017).
  2. Ефанова О.А. Мнение студентов РАГС об организации и качестве учебного процесса (Результаты социологического мониторинга качества учебного процесса) // Социология власти. – 2009. – № 6. – С. 40-55.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультационно-правовая система «Консультант плюс» [сайт] [1997]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.04.2017).
  4. Манджиева Е.Д., Мельков С.А. Проектирование учебных кейсов по дисциплине «Теория и механизмы современного государственного управления» в сборнике «Актуальные тенденции развития социально-политических процессов в России». – М., 2017. С. 122-126 [Электронный ресурс] // elibrary.ru [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28835665 (дата обращения: 10.05.2017).
  5. Мельков С.А., Микрюков В.О. О пользе толковых информационно-аналитических материалов [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1 (15) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25899327_40466134.pdf (дата обращения: 10.05.2017).