Home / Педагогика, психология, конфликтология / Мельков С.А., Филкова К.А. Разработка проекта кейс лаборатории: актуализация управленческих и образовательных проблем

Мельков С.А., Филкова К.А. Разработка проекта кейс лаборатории: актуализация управленческих и образовательных проблем

Мельков Сергей Анатольевич – заведующий

кафедрой государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

доктор политических наук, профессор

304304@mail.ru

Филкова Кристина Андреевна – эксперт Управления МЧС России

filkova.kristina@yandex.ru

 

Разработка проекта кейс лаборатории:
актуализация управленческих и образовательных проблем

Development of project laboratory case:

actualization of managerial and educational problems

 

Аннотация: В статье поднята проблема необходимости создания универсальной образовательной информационной среды для любого современного вуза, то есть образовательного инструмента, с помощь которого, преподаватели и обучающиеся смогут работать с интерактивным методом обучения – case study в новом формате взаимодействия.

Занятия на основе кейс лаборатории могут стать необходимым дополнением как при изучении нового учебного материала, выполнении индивидуальных заданий и групповой работы, качественного усиления прикладной направленности обучения. Фактически кейс-лаборатория позволит студентам экономить своё время (за счет уменьшения количества поездок в вуз на аудиторные занятия).

Статья подготовлена в рамках педагогического эксперимента по изучению возможности и целесообразности перевода изучения дисциплины «Политология» на дистанционные образовательные технологии и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: The article raises the problem of the need to create a universal educational information environment, i.e. an educational tool with the help of which teachers and students will be able to work with an interactive method of learning — a case study in a new format of interaction.

Classes based on the laboratory case can be a necessary addition both in the study of new teaching material, in the performance of individual tasks and in group work.

The article is prepared in the framework of the pedagogical experiment and the scientific school «State Policy and Management», functioning in Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

The article was carried out under the guidance and with the active participation of Doctor of Political Sciences, Professor Melkov Sergey Anatolyevich.

Ключевые слова: Академия гражданской защиты МЧС России, дистанционные образовательные технологии, дистанционный портал, интерактивный метод обучения, кейс лаборатория, консультирование, метод «635», метод «мозгового штурма», облегчение обучения, образовательный ресурс, практикоориентированное обучение, проблематизация, система управления курсами Moodle, ситуационный анализ, управленческое решение, учебно-методический комплекс, case study.

Key words: Civil Defense Academy EMERCOM of Russia, remote educational technologies, case study, counseling, facilitation of education, practical training, problematization, situational analysis, management decision, educational methodical complex, interactive method of teaching, case study, brainstorming, method «635», a remote portal, an educational resource, a course management system Moodle.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

Актуализация. Технологии дистанционного обучения активно внедряются в образовательный процесс Академии гражданской защиты МЧС России (далее Академия). На данный момент в нашем вузе уже создан и функционирует дистанционный образовательный портал, где осуществляется оперативное консультирование и автоматизированное тестирование студентов, используются текстовые, аудио и видео материалы, создаются учебно-методические комплексы по различным дисциплинам для обеспечения обучения с применением дистанционных образовательных технологий[1] (далее – ДОТ). Авторы статьи полагают, что применение ДОТ в Академии позволит нашему вузу в целом выйти на качественно новый уровень образования, но для этого требуется повсеместное внедрение в данную систему инновационных методов обучения. Одним из таких методов является case study[2], который уже широко применяется в практике преподавания на кафедрах государственного и муниципального управления (далее – ГМУ) и рекламы и связей с общественностью (далее – РиСО)[3].

Данный метод – метод ситуационного анализа – позволяет обучающимся научиться видеть все составляющие проблемной ситуации, выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов, выделять суть проблемы, прогнозировать дальнейшее течение событий, выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии управленческих решений. Этот метод завоевал у студентов хорошую популярность в силу его многих положительных сторон, таких как возможность проявить себя, усовершенствовать навыки оценки и анализа, научиться работать в команде, применять на практике накопленный в процессе обучения теоретический материал, возможность увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, умение находит рациональные решения.

Кейсы позволяют, как преподавателям, так и обучающимся выходить за пределы учебной теоретизированной программы. Реализация кейс лаборатории, по мнению автора, будет мотивировать с одной стороны обучающихся, так как они смогут:

  • работать над кейсами в комфортной для них обстановке (дома, в кафе и т.д.);
  • самостоятельно планировать время для решения, создания кейсов;
  • апробировать кейсы на одногруппниках или студентов младших курсов;
  • самостоятельно подбирать и изучать учебный материал для решения заданий кейса;
  • отбирать кейсы по интересующим их темам;
  • обсуждать с преподавателями, одногруппниками задания и решения к кейсам;
  • предлагать в новостную ленту политические, экономические, социальные новости, как основу для разработки кейса.

Мотивацией для преподавателей послужит:

  • сокращение аудиторных часов;
  • возможность контролировать процесс решения кейсов (устанавливать временные ограничения, отслеживать активность студентов);
  • наличие «под рукой» единой базы кейсов;
  • коммуникация со студентами в едином окне.

Актуальность данной статьи заключается еще и в продолжающейся на сегодняшний день открытости вопроса о том: чем заинтересовать и как замотивировать обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, в условиях современных информационных технологий? Ведь если подобрать рычаги к механизму мотивации к самообразованию, то это позволит управлять всем образовательным процессом, что является важным для достижения его успешности.

Управленческая проблема, исследуемая в данной научной статье, заключается в том, что процесс передачи знаний и получения образования с применением метода case stady в рамках практикоориентированного обучения, пока все же характеризуется внутренней неупорядоченностью, увеличивающейся при бессистемном использовании различных информационных и образовательных ресурсов (а их количество в принципе постоянно возрастает). Авторы статьи также считают важным подчеркнуть, что упорядоченность/системность нужна всем участникам образовательного процесса в нашем вузе: студентам, педагогам, работникам учебно-методического центра и дистанционного портала.

В связи с этим была поставлена цель исследования – предложить профессорско-преподавательскому составу нашего вуза вариант более эффективного освоения обучающимися Академии компетенции «Умение применять в профессиональной деятельности метод ситуационного анализа (case study)»[4] (в учебных планах Академии эта компетенция имеет маркировку ПК-44-1).

В научном языке существует такой термин, как кейс технологии, под которым подразумевается способ организации дистанционного обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при постоянном взаимодействии с преподавателем и другими обучающимися дистанционным образом [1, С. 25].

В настоящее время в Академии ведется процесс проектирования кейс лаборатории – как одновременно электронного, информационного и образовательного ресурса, объединяющего в себе: технологию электронного обучения и метод case study. Кейс лаборатория ставит своей задачей: изучение теоретических аспектов метода case study, поэтапную самостоятельную разработку кейсов, групповое и индивидуальное решение кейсов. Все это реализуемо с применением множества элементов и ресурсов, предлагаемых системами управления электронным обучением (например, Moodle).

Кейс лаборатория в том виде, в котором она проектируется на дистанционном портале нашего вуза, направлена исключительно на формирование у обучающихся профессиональной компетенции «Умение применять в профессиональной деятельности метод ситуационного анализа» (в учебных планах это ПК-44-1) [2] по направлениям подготовки «ГМУ» и «РиСО».

Для того чтобы понять, как представляют себе кейс лабораторию непосредственные потребители (преподаватели и обучающиеся) и «какими возможностями она должна обладать» автором статьи было проведено исследование методом «635» (разновидность мозгового штурма). Цель применения этого метода – выработать предложения по организации и содержанию кейс-лаборатории в Академии гражданской защиты МЧС России. Данное исследование проводилось сначала среди преподавателей кафедры «ГМУ» нашего вуза[5], а затем – в группе магистров очной формы обучения по направлению «ГМУ»[6].

Вероятно, из-за разницы поколений идея о кейс лаборатории и само понимание «что же это такое?» – было противоречивым. Группа магистров быстро вникла в тему и сгенерировала достаточно много современных идей, которые вызывают у обучающихся заинтересованность, вот некоторые из них:

  • сделать кейс лабораторию в виде электронного учебника;
  • создать видео ролики по кейс проектированию;
  • создать чат, где более опытные студенты смогут консультировать новичков;
  • подача теории в разных формах: текст, инфографика, видео;
  • разработка онлайн конструктора с полями авто заполнения;
  • создание пробной демоверсии на главной странице для понимания того, что будет требоваться;
  • ввести новостною ленту с новыми (актуальными) проблемными ситуациями и готовыми кейсами.

Все эти предложения студентов очной магистратуры представляются автору данной статьи вполне реалистичными, так как проект кейс лаборатории создается в системе управления курсами Moodle, которая позволяет реализовать все выше предложенные идеи в Академии гражданской защиты МЧС России.

В рамках подготовки этой статьи было создано несколько видео роликов по кейс проектированию[7], которые демонстрируются студентам младших курсов в качестве наглядного учебного материала. Как, показал опыт, такая практика носит позитивный характер, так как обучающиеся получают порцию теоретического материала и тут же видят его практическую реализацию. Представление видео кейсов на конференциях, проводимых как в нашем вузе, так и в других, вызывает большое количество вопросов у аудитории, а значит есть заинтересованность, мотивация сделать самому, то есть так – как хочется самому обучающемуся. Несомненно, для образования это явление носит положительный характер.

Хочется отметить, что предложенные студентами идеи носят современный («молодежноориентированный») характер, так как неосознанно, подсознательно они пытаются сделать даже из обучающего курса некое подобие социальных сетей, к которым привыкли. Эта привычка проявляется, прежде всего, в их предложениях об интерфейсе кейс лаборатории, новостной ленте, видеороликах с комментариями, видео чатах и возможности вести переписку между собой и преподавателями.

Идеи же профессорско-преподавательского состава больше относились к содержательной составляющей кейс лаборатории:

  • подобрать материал по методике работы с кейсами;
  • организовать взаимодействие с Центром (современных средств обучения), чтобы избежать технических ошибок при размещении материалов на дистанционный образовательный портал;
  • сделать подбор актуальных проблемных ситуаций для перевода их кейсы;
  • выработать схему мотивации студентов и преподавателей;
  • использовать опыт кафедры №45 «Рекламы и связей с общественностью» по созданию кейсов;
  • подготовить опрос экспертов в сфере разработки кейсов;
  • спланировать теоретическое занятие со студентами по case study;
  • разработать схему работы кейс лабораторией по разработке кейсов;
  • создать кейс архив.

Также как и у магистров, предложения преподавателей, по мнению авторов статьи, оказались также исполнимыми. Их идеи будут использоваться в процессе создания кейс лаборатории только в более систематизированной, структурированной форме с отдельным теоретическим и практическим модулями.

Подборку актуальных проблемных ситуаций можно сформировать за счет:

  • интересных информирований (анализ того или иного события, произошедшего в стране или за рубежом), которые готовят обучающиеся на каждое семинарское или практическое (то есть, нелекционное) занятие. Здесь важно подчеркнуть, что на кафедре «ГМУ» Академии гражданской защиты МЧС России обязательным является требование проведения трех информирований на каждом нелекционном занятии;
  • введения обязательного типового задания на все практики – вернувшись с производственной или преддипломной практики, обучающиеся должны «принести с собой» с места проведения практики 10 проблемных ситуаций и разместить их на сайте кафедры «ГМУ». Здесь важно подчеркнуть, что эти проблемные ситуации предназначены, в первую очередь, для студентов младших курсов, которые потенциально (это касается студентов очной формы обучения) могут столкнуться с трудностью поиска проблемных управленческих ситуаций;
  • привлечение выпускников Академии гражданской защиты МЧС России, работающих по полученной в нашем вузе специальности или направлению подготовки[8].

Предложения с обеих сторон (и от педагогов, и от студентов) найдут свое место при построении структуры и наполнении кейс лаборатории нашего вуза учебно-методическими материалами разных форматов.

Мини архивы кейсов, на данный момент, созданы в печатном варианте и собраны в печатных сборниках кейсов по дисциплинам кафедр государственного и муниципального управления и рекламы и связям с общественностью[9]. Также эти кейсы имеются в электронном в виде на дистанционном портале Академии. В сборниках кейсов имеются разработанные на кафедре государственного и муниципального управления методические рекомендации «Как работать с кейсом», приводится сравнительная характеристика методики case study и традиционных методов обучения[10].

На занятиях по дисциплинам кафедры государственного и муниципального управления преподаватели этой кафедры, особенно профессор Чумаченко А.П., доцент Ряжапов Н.Х. проводят с первокурсниками теоретическое занятие по методу case study, где доносят до обучающихся основные аспекты данного метода, отвечают на возникшие вопросы и предлагают помощь студентам в создании (проектировании) собственных кейсов. В свою очередь профессор Сушанский А.С., старшие преподаватели Злотникова Е.В. и Эркин А.Ф. очень активно на своих занятиях используют кейсы, как изготовленные типографским способом, так и в электронном варианте. Важно, что Все без исключения разработанные учебные кейсы размещаются в свободном доступе на сайте кафедры «ГМУ»[11].

Некоторые предложения обучающихся и результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, проводимого преподавателями кафедры «Государственного и муниципального управления», подтвердились в ходе опроса «Преимущества, получаемые от использования информационных технологий в учебном процессе» среди студентов 3-го курса Академии[12] (см. далее диаграмму 1).

Диаграмма 1. Преимущества, получаемые от использования
информационных технологий в учебном процессе

Как и ожидалось, значительная часть обучающихся выделяет «экономию времени», как один из главных плюсов применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Время – один из самых ценных ресурсов в современном мире.

Немного отстал в значимости вариант ответа «лучшее усвоение информации, представленной в «цифровом виде»». На это отложило свой отпечаток всесторонне развивающиеся, в современном мире, возможности информационных технологии.

Также, обучающиеся, считают, что «неограниченные возможности для общения с преподавателями, однокурсниками, студентами из других вузов/стран», то есть обратная связь является один из ключевых инструментов в образовательном процессе. Ведь, обратная связь в процессе коммуникации позволит добиться максимальной эффективности от совместной работы: согласовано направлять усилия, выявлять причины сбоев и низкой мотивации, подстегивать друг друга и воодушевлять.

Под вариантом ответа «свобода действий» подразумевалось, отсутствие в информационном пространстве, каких-либо ограничений (территориальных, временных, финансовых и т.п.). Информационные технологии, как совокупность методов и средств – нейтральны, то есть всё зависит от того, с какой целью вы их будете применять.

«Свобода выбора» позволяет работать с гораздо большими объемами информации, чем при использовании традиционных технологий. Помимо этого, обучающиеся приобретают навык самостоятельного поиска необходимой информации.

Как ни странно, но «экономия денег» для студентов оказался самым не популярным вариантом ответа. Скорее всего, это вызвано тем, что прогрессирующие информационные технологии во многом упростили и сделали удобной нашу жизнь, а мы к этому привыкли и перестали замечать.

Таким образом, проект по созданию кейс лаборатории рассматривается авторами данной научной статьи не как штатная структурная единица Академии, а как информационное обучающее пространство, где с одной стороны учебные кейсы будут создаваться, а с другой стороны – одновременно будет предоставляться возможность решения этих кейсов. Для этого необходимо создать базу учебных кейсов, которая в свою очередь должна постоянно обновляться.

Разрабатываемые учебные кейсы будут предложены студентам для решения в рамках конкретных учебных дисциплин, а также в индивидуальном порядке студенты факультативно, то есть, дополнительно и одновременно самостоятельно смогут выбирать интересующие их проблемы и, собравшись в группы (сообщества) по интересам, работать над выбранным учебным кейсом (учебными кейсами). Этот формат коммуникаций позволит «сообществам» будущих «управленцев», «рекламщиков» помогать себе и своим коллегам решать управленческие задачи.

Помимо этого, Департаментом кадровой политики МЧС России совместно с институтом развития Академии возможна организация дистанционного курса по повышению квалификации для сотрудников данного ведомства, где будут использоваться реальные возможности кейс лаборатории Академии.

 

Литература:

  1. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
  2. Учебные планы подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (внутренние документы Академии гражданской защиты МЧС России).
  3. Кошкин А.П., Мельков С.А., Орехов О.Ю., Перенджиев А.Н. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Современные механизмы противодействия коррупции»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2016. – 123 с.
  4. Куликова И.С., Мельков С.А., Сушанский А.С., Хохлова А.В. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 118 с.
  5. Малека Ю.Н., Мельков С.А., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Управление проектами»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 123 с.
  6. Мельков С.А., Ряжапов Н.Х., Сборник учебных кейсов по дисциплинам Государственная и муниципальная служба», «Система государственного и муниципального управления» и «Местное самоуправление». – Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 195 с.
  7. Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 124 с.
  8. Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Устюжанинова Е.В. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: уч. пособие. Вып. 2. – Химки: АГЗ МЧС России, 2016. – 89 с.
  9. Лябах А.Ю. Зачем проектировать типовой сайт кафедры государственного и муниципального управления? [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений, 2013. № 4 с. 8. [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pedagogika-psikholog-konflikt/lyabax-a-yu-zachem-proektirovat-tipovoj-sajt-kafedry-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya.html (дата обращения 14.09.2017).
[1] В качестве эксперимента в этом вузе ДОТ апробированы на гуманитарном факультете (направления подготовки «Государственное и муниципальное управление, «Реклама и связи с общественностью» и «Педагогическое образование») и внедрены на факультете заочного обучения.

[2] Метод case stady (метод ситуационного анализа) – социо-психологический процесс, позволяющий не только развивать в студентах способность к определению и поиску решения проблемы, но и формировать их умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать мнения других. В его основе – обязательное рассмотрение проблемной ситуации с целью выработки оптимального ее разрешения.

[3] Другие кафедры этого вуза тоже постепенно переводят все учебные дисциплины (кроме тех, в рамках которых изучаются закрытые вопросы или используется информация ограниченного доступа) на ДОТ.

[4] Основные положения данной статьи были сформированы во время работы одного из ее авторов (К.А. Филковой) над бакалаврской работой «Разработка проекта кейс лаборатории на базе Центра (современных средств обучения). А С.А. Мельков являлся руководителем этой ВКР.

[5] В исследовании участвовало 6 преподавателей кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России, среди которых: 1 – доктор политических наук, 1 – кандидат философских наук, 3 – кандидата политических наук, 1 – аспирант.

[6] В исследовании участвовало 6 студентов очной формы обучения 2-го курса Академии гражданской защиты МЧС России (по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», уровень магистратуры).

[7] Ссылка на видео ролик по кейс проектированию и методам принятия управленческих решений https://www.youtube.com/channel/UCmUTlCR8rtrmHs-0LAEjEsQ.

[8] Практикуются разные формы привлечения выпускников: они выступают на аудиторных занятиях, на конференциях, семинарах и круглых столах, присылают видео-обращения и ролики, формируют заказ на разработку учебных кейсов и т.д.

[9] См., например: Мельков С.А., Ряжапов Н.Х., Сборник учебных кейсов по дисциплинам Государственная и муниципальная служба», «Система государственного и муниципального управления» и «Местное самоуправление». – Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 195 с.; Малека Ю.Н., Мельков С.А., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Управление проектами»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 123 с.; Куликова И.С., Мельков С.А., Сушанский А.С., Хохлова А.В. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 118 с.; Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 124 с.; Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Устюжанинова Е.В. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: уч. пособие. Вып. 2. – Химки: АГЗ МЧС России, 2016. – 89 с.; Кошкин А.П., Мельков С.А., Орехов О.Ю., Перенджиев А.Н. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Современные механизмы противодействия коррупции»: уч. пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2016. – 123 с. и др.

[10] Арабидзе И.Т., Мельков С.А., Шевель П.П. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Демография». Учебное пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 94 с.

[11] Адрес сайта кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России: http://kafgmu.ru/. Рубрики: «Кейсы 2014», «Кейсы 2015», «Новые кейсы по «Политологии», «Видео Кейсы».

[12] В исследовании участвовало 56 студентов 3-го курса Академии гражданской защиты МЧС России (по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью» и «Экономика», уровень бакалавриата).