Home / Педагогика, психология, конфликтология / Сушанский А.С., Милюкова Н.И. Формирование управленческих способностей студентов в процессе обучения в ВУЗе (на примере студентов 1-го курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» уровня магистратуры)»

Сушанский А.С., Милюкова Н.И. Формирование управленческих способностей студентов в процессе обучения в ВУЗе (на примере студентов 1-го курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» уровня магистратуры)»

Сушанский Артур Сергеевич – профессор кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат педагогических наук, доцент

arsu@mail.ru

Милюкова Наталия Ивановна – студент 1-го курса
Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень магистратуры)

natasha-youth@yandex.ru

 

Формирование управленческих способностей студентов в процессе обучения в ВУЗе
(на примере студентов 1-го курса, обучающихся по направлению «Государственное
и муниципальное управление» уровня магистратуры)

Formation of managerial abilities of students in the process of studying at the university

(On the example of 1st-year students who study in the direction «State

And municipal management «of the master’s level)

 

Аннотация: в статье применена методика «КОС – 1», с помощью которой исследуется процесс формирования коммуникационных и организаторских способностей студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Рассматриваются пути и возможности развития данных способностей у студентов очной магистратуры.

Статья подготовлена в рамках Научно-исследовательского семинара под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: the article uses the method «COS — 1», with the help of which the process of formation of communication and organizational abilities of students studying in the direction «State and municipal management» is investigated. The ways and possibilities for the development of these faculties in full-time magistracy students are examined.

The article was prepared within the framework of the Research Seminar under the direction of Doctor of Political Sciences, Professor Sergey A. Melkova and the School of Public Policy and Management, which functions in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: академия, государственная служба, государственное и муниципальное управление, деятельность, исследование, коммуникативные склонности, лидер, магистрант, организаторские способности, специалист, студент, сформированность, тайм-менеджмент, управленец, управленческие способности, уровень развития.

Keywords: academy, public service, state and municipal management, activity, research, communicative tendencies, leader, master student, organizational skills, specialist, student, formation, time management, managerial skills, level of development.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Реформирование российской государственности потребовало переосмысления места и роли государственной службы в обществе. Современная государственная служба является кадровым стержнем государственного управления, «одним из существенных факторов и источников общественного развития» [2, С. 26]. Ее социальное значение намного многообразнее и сложнее, чем другие виды профессиональной деятельности. Государственная служба ориентирована не на получение прибыли, а на государственные интересы и потребности населения. Для успешной адаптации к изменениям в стране необходима государственная служба более высокого качественного уровня, основанная на принципах профессионализма и компетентности персонала.

Критериями профессиональной пригодности государственного служащего являются: определенный уровень развития организаторских, коммуникативных и других личностных качеств. Данные качества закладываются и формируются в процессе обучения в ВУЗах по соответствующим направлениям подготовки [3, С. 72].

Целью нашего исследования является изучение уровня сформированности управленческих способностей магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» Академии гражданской защиты МЧС России.

Для этого в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотре ние научных основ проблемы личностных и профессиональных качеств руководителя;
  • эмпирическое исследование уровня сформированности управленческих способностей у магистрантов – будущих госслужащих;
  • изучение возможностей и путей развития управленческих способностей руководителя.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта поколения 3+ (ФГОС 38.04.04 – уровень магистратуры) выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими компетенциями:

  • готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК – 2);
  • готовностью к развитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК – 3);
  • способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОПК – 2);
  • готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК – 3);
  • владением технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК – 1);
  • владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК – 2);
  • способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК – 3) [4, С. 7].

Сочетание данных «измерений» в структуре управления нуждается в присутствии координационных навыков, связанные с личностными характеристиками человека. Именно поэтому формирование управленческих способностей рассматриваются в контексте с вопросом развития структуры личности руководителя. Используемая в исследовании методика КОС (выявление коммуникативных и организаторских склонностей) включает широкий список способностей управления, который в свою очередь состоит из различных особенностей, свойств психики личности.

На основе данных положений авторами было проведено тестирование студентов первого курса магистратуры, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», Академии гражданской защиты МЧС России в количестве 8 человек (одна учебная группа) с помощью методики «КОС – 1» [1]. Методика «КОС – 1» (выявление коммуникативных и организаторских склонностей) предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности руководителя (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей и т.д.) методом тестирования.

Учащимся студенческой учебной группы в количестве 8 человек был представлен тест, содержащий 40 вопросов. На каждый вопрос следовало ответить «да» или «нет». Время на выполнение методики 10-15 минут. Полученные результаты представлены на диаграммах 1 и 2. Все результаты теста разделены по группам: 1 группа – средний уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей; 2 группа – высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей; 3 группа – очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Диаграмма 1. Сформированность коммуникативных склонностей
у студентов 1-го курса магистратуры

Средний и высокий уровни развития коммуникативных склонностей выражены поровну по 38 %, т.е. у 6 человек; 24% респондентов обладает очень высоким уровнем коммуникативных склонностей – 2 человека. Для испытуемых 1-й группы, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Наиболее эффективным способом развития коммуникативных склонностей является посещение специализированных тренингов или общение с коучем[1], однако, самостоятельные занятия могут дать весьма ощутимый результат, например, «репетиция» собственных эмоций перед зеркалом (позволяет верно передавать чувства или наоборот – скрывать их – в зависимости от ситуации).

Испытуемые 2-й группы относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям. Проявляют инициативу в общении. В роли лидера способны заряжать своей энергией окружающих его людей.

Испытуемые 3-й группы обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию.

Таким образом, для студентов со средним уровнем сформированности коммуникативных склонностей, неотъемлемым условием для его повышения является организационно-творческое взаимодействие с преподавателем. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов по приобретению необходимых знаний и их практическому применению, при этом важное условие – это совместное творчество, когда задача преподавателя сводится к помощи в освоении знаний каждым обучающимся. Без соблюдения условий повышения уровня коммуникативности у магистрантов невозможно добиться повышения качества их успеваемости, невозможно подготовить конкурентно-способного на рынке труда специалиста. Об этом нельзя забывать, ни на учебных занятиях, ни в период практик.

Еще одним важным аспектом в подготовке специалистов выступает формирование интереса к будущей профессиональной деятельности. Развитие у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности обеспечивает формирование необходимых профессиональных качеств – это эмоционально-выраженная познавательная направленность личности на овладение профессиональной деятельностью, реализацию профессиональных интересов.

Диаграмма 2. Сформированность организаторских склонностей
у студентов 1-го курса магистратуры

Средний уровень организаторских склонностей просматривается у 12 % – это 1 человек; высокий уровень организаторских склонностей выражен в количестве 50 % – у 4-х человек; очень высокий уровень организаторских склонностей наблюдается у 38% — у 3-х человек.

Для испытуемых 1-й группы характерен средний уровень проявления организаторских склонностей. Они медленно продвигаются в овладении учебным материалом, не имеют достаточной мотивации к занятию организаторской деятельностью. Они планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию организаторских склонностей.

Для этого рекомендуется планирование деятельности в письменном виде (помогает выработать привычку грамотно распределять время и реализовывать планы, избавляет от прокрастинации[2]).

Испытуемые 2-й группы обладают высоким уровнем проявления организаторских склонностей. Они с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной нестандартной ситуации. Обладают высоким умением усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые 3-й группы, обладают очень высоким уровнем проявления организаторских склонностей. Быстро ориентируются в трудных ситуациях, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они успешны, самостоятельны и оригинальны в выполнении какой-либо деятельности. Испытывают потребность в осуществлении организаторской деятельности и всегда готовы браться за нее, получают положительные эмоции от ее осуществления.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для эффективной подготовки будущих управленцев и руководителей, имеющих средний уровень организаторских склонностей к управленческой деятельности, в Академии должны использоваться методы активного обучения:

– Проведение лекций по тайм-менеджменту для развития организаторских способностей и разработка «кейсов», участие в деятельности различных студенческих организаций, проведение проектов, направленных на развитие лидерских качеств.

– Проведение «Мастер-классов», нацеленных на формирование организаторских способностей студентов, позволяющих принимать организаторские решения в производственных ситуациях, осуществлять обмен организаторским опытом с коллегами-производственниками.

– Овладение магистрантами готовыми организаторскими знаниями, полученные в практической или в учебно-познавательной деятельности и известными способами организаторской деятельности, которые позволят им осуществлять роль «организатора-исполнителя».

– Формирование организаторских способностей через проведение специальных учебных предметов или курсов: «Введение в специальность», «Организация» и др.

По предложению профессора Мелькова С.А. для более полного оформления результатов проведенного исследования авторами был выделен ряд вопросов из теста (еще раз напомним, что в целом он состоял из 40 вопросов) и проведен анализ полученных ответов опрошенных студентов.

На вопрос 6: «Нравится ли Вам заниматься общественной работой?» – 8 из 8 опрошенных студентов учебной группы ответили положительно (100 %). Объемно результат показан в диаграмме 3.

Диаграмма 3. Отношение к общественной работе у студентов 1-го курса магистратуры

Исходя из полученного результата, можно заметить, что студенты очной магистратуры охотно занимаются внеаудиторной деятельностью в Академии (посещение конференций и участие в их организации; помощь преподавателям в подготовке аналитических материалов и учебных стендов). Такая активность положительно влияет на успеваемость магистрантов, а также приобретенные новые знания, умения и навыки на общественных мероприятиях и при выполнении заданий поможет им в будущем при заступлении на государственную службу.

На вопрос 12: «Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?» – 4 опрошенных студента ответили да (50 %), 4 опрошенных студента – нет (50 %). Результат объемно отражен в диаграмме 4.

Диаграмма 4. Отношение к прокрастинации
у студентов 1-го курса магистратуры

Данные результаты свидетельствуют о том, что не все студенты умеют грамотно рассчитывать свое время, а также у них отсутствует внутренняя мотивация к обучению. Это приводит к ухудшению успеваемости и неполному усвоению материала. Поэтому авторами статьи рекомендуется ввести в учебный план магистратуры учебную дисциплину «Тайм-менеджмент», для тренировки осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на усвоение учебного материала и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность. Для повышения мотивации студентов к самостоятельному обучению рекомендуется распределение задачи на мелкие подзадачи и последовательное их выполнение. Своевременное решение проблем, связанных с государственным и муниципальным управлением является основной задачей будущих чиновников, ведь это связано с репутацией и компетентностью работника.

На вопрос 15: «Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?» – 8 из 8 опрошенных студентов ответили отрицательно (100 %). Результат представлен в диаграмме 5.

Диаграмма 5. Освоение в новом коллективе студентов 1-го курса магистратуры

Приведенный результат показывает, что студенты легко находят общий язык с новыми людьми. Это положительно влияет на создание благоприятной атмосферы в неукрепленном коллективе. Данное качество поможет будущим чиновникам наладить контакты со своими сослуживцами и произвести приятное впечатление, в том числе, и на руководство; приобрести полезные связи для дальнейшего карьерного роста.

На вопрос 18: «Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?» – 7 опрошенных студентов ответили положительно (90 %); 1 опрошенный студент – отрицательно (10 %). Результат ответов студентов магистратуры объемно представлен в диаграмме 6.

Диаграмма 6. Принятие инициативы на себя при решении
важных дел студентами 1-го курса магистратуры

Результат опроса показывает, что большинство студентов самостоятельны в решении важных вопросов, однако 1 человек пока еще не часто проявляет инициативу. Это может негативно отразиться на будущей позиции управленца, т.к. в основе принятия управленческих решений лежит единоначалие, предполагающее сосредоточение административно властных полномочий у одного должностного лица. Для того чтобы студенты могли чаще принимать инициативу в решении важных вопросов, им стоит решать тематические кейсы. Это поможет освоиться в ряде проблем, связанных с государственным и муниципальным управлением.

На вопрос 22: «Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?» – 8 из 8 опрошенных студентов ответили на вопрос положительно (100 %). Результат ответов студентов магистратуры объемно представлен в диаграмме 7.

Диаграмма 7. Появление раздражения при не завершении начатого дела

Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты не могут грамотно организовать свое время и, соответственно, не укладываются в сроки. Это обстоятельство влияет на успеваемость магистрантов и плохое усвоение ими учебного материала. Формирование организованности у магистрантов ВУЗа предполагает не просто управление их деятельностью, а наполнение ее смыслом, понятным для них, ведущим к осознанию значимости осуществляемых действий, их личной и социальной полезности и необходимости, охватывающей разные стороны жизни обучающегося, т.е., лично значимой для него, полезности и необходимости высокой самоорганизации. Поэтому для формирования указанных качеств необходим комплекс мероприятий, включающий: деятельность кураторов (которые должны развивать мотивацию достижений у обучающихся и отмечать все положительное в их действиях); преподавателей (учить технологиям рационального использования учебного и личного времени, в процессе обучения) сами обучаемые должны быть настроены и включены в активную деятельность по развитию у себя организованности. Вся эта работа может осуществляться под руководством и координацией кураторов групп или преподавательского состава.

На вопрос 34: «Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?» – 8 из 8 опрошенных студентов ответили на вопрос положительно (100 %). Результат ответов студентов магистратуры объемно представлен в диаграмме 8.

Диаграмма 8. Отношение к организации различных мероприятий
для своих товарищей у студентов 1-го курса магистратуры

Предоставленные результаты свидетельствуют о том, что студенты магистратуры активны в организации мероприятий для своих товарищей (по учебной группе, по факультету). Это доказывает, что организаторские склонности магистрантов развиты в степени выше среднего (см. диаграмму 2). Развитие данных склонностей поможет будущим управленцам овладеть компетенциями, описанные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», уровень магистратуры) [8].

По результатам проведенного исследования, для формирования управленческих способностей у студентов 1-го курса магистратуры, авторами предлагаются следующие практические рекомендации:

  1. Применять методы активного обучения для успешной подготовки студентов к роли руководителя, например, «деловые игры», когда преподаватель ставит студентов на место руководителя; управленческие тренинги, на которых обучаемые формируют управленческие качества и др. [7, С. 117-118].
  2. Руководству Центра (современных средств обучения) Академии гражданской защиты МЧС России предлагается разработать учебно-практический спецкурс, направленный непосредственно на формирование управленческих компетенций руководителей государственных и муниципальных учреждений.
  3. Рекомендовать преподавательскому составу кафедры государственного и муниципального управления в процессе учебных занятий применять педагогические технологии, направленные на развитие креативных и творческих способностей будущих управленцев.
  4. В создаваемой кейс-лаборатории в Академии гражданской защиты МЧС России предлагается, с началом ее деятельности, использовать различные кейс-разработки для формирования по-новому прикладных управленческих навыков обучающихся [5, 6].

Литература

  1. Синявский В.В., Федорошин В.А. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» [Электронный ресурс] // Тестотека [сайт]. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 10.02.2017).
  2. Сурмин Ю.П. Государственная служба: сущность и тенденции развития // Образование и общество. – 2007. – № 2. – С. 4-10.
  3. Карпов А.В. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 г. № 1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации [сайт]. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/12728 (дата обращения: 10.02.2017).
  5. Лябах А.Ю., Мельков С.А., Сушанский А.С., Эркин А.Ф. О некоторых итогах педагогического эксперимента: научились ли в его ходе студенты решать учебные кейсы? Часть 1 [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. Т. 19. № 1 (19) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_28897562_79635140.pdf (дата обращения: 10.02.2017).
  6. Лябах А.Ю., Мельков С.А., Сушанский А.С., Эркин А.Ф. О некоторых итогах педагогического эксперимента: научились ли в его ходе студенты решать учебные кейсы? Часть 2 [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. Т. 19. № 1 (19) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_28897563_64338052.pdf (дата обращения: 10.02.2017).
  7. Чумаченко А.П., Мельков С.А., Устюжанинова Е.В. Внедрение деятельностного метода обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление»: анализ и перспективы // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2016. – № 1 (28). – С. 115-119.
  8. Малека Ю.Н., Мельков С.А., Эркин А.Ф. О введении в бакалавриате новой учебной дисциплины «История становления и развития административной системы управления в России» по направлению «Государственное и муниципальное управление» [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 2 (16). С. 32 [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26698278_40510079.pdf (дата обращения: 10.02.2017).
[1] Коуч – тренер, оказывающий помощь в устранении психологических проблем, связанных с вопросами лидерства, руководства и повышенной ответственности. Клиентами коучей могут быть как руководители небольших подразделений, так и генеральные директора крупных компаний.

[2] Прокрастинация (от англ. Procrastination задержка, откладывание; от лат. Procrastinatio с тем же значением, восходит к лат. Cras завтра или лат. Crastinus завтрашний, и лат. Pro для, ради) – склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.