Home / Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования / Акимова А.М., Шитова Е.П., Эркин А.Ф. Анализ нарушений этики государственных служащих (на примере фильма «Два дня»)

Акимова А.М., Шитова Е.П., Эркин А.Ф. Анализ нарушений этики государственных служащих (на примере фильма «Два дня»)

Акимова Анастасия Михайловна – студент 3-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

nastya3103@list.ru

Шитова Евгения Павловна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

 (направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

eva1899@mail.ru

Эркин Александр Федорович – старший преподаватель

кафедры государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

erkin007@bk.ru

 

Анализ нарушений этики государственных служащих (на примере фильма «Два дня»)

Analysis of violations of the ethics of civil servants (on the example of the film «Two days»)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день  проблема нарушений этики государственными и муниципальными служащими (ГМС) в России. Авторами выявлены и описаны такие основные проявления на примере фильма «Два дня» режиссера Авдотьи Смирновой. Также предлагаются возможные способы решения по их устранению (профилактике), основанные на собственном мнении и знаниях. Приводится сравнительный анализ эффективности указанных мер, с использованием метода экспертной оценки, опроса в виде анкетирования 10 независимых экспертов. На основе метода попарных оценок определен числовой вес критериев и наиболее значимый способ устранения нарушений этики государственных и муниципальных служащих.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract. In this article, the current problem of ethical violations by state and municipal employees (HMS) in Russia is considered. Authors identified and described such basic manifestations on the example of the film «Two Days» directed by Avdotya Smirnova. Also, possible solutions for their elimination (prevention) based on their own opinions and knowledge are suggested. A comparative analysis of the effectiveness of these measures is presented, using the method of peer review, questioning in the form of a survey of 10 independent experts. Based on the method of pairwise estimates, the numerical weight of the criteria and the most significant way of eliminating violations of the ethics of state and municipal employees are determined.

The article was prepared as part of a planned study of the discipline «Ethics of the state and municipal service» under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkov Sergey Anatolievich and within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMWRCOM of Russia.

Ключевые слова: антикоррупция, государственная служба, кодекс этики, конфликт, коррупция, методы, моральные устои, нарушения этики, оценка, поведение, проблема, профилактика, способы устранения, эксперты, этические нормы, этическое поведение, этические принципы, эффективность.

Keywords: anticorruption, public service, code of ethics, conflict, corruption, methods, moral principles, ethical violations, evaluation, behavior, problem, prevention, remedies, experts, ethical norms, ethical behavior, ethical principles, efficiency.

 

Текст статьи в PDF

Рецензия

 

Актуальность. За последние 20-25 лет доверие к государственной власти у населения России было сильно подорвано. Поведение госслужащих различного уровня не вызывало положительной реакции у граждан нашей страны[1]. Полная распоясанность и пренебрежение к моральным устоям общества привели к созданию имиджа российского чиновника, как коррупционера и человека приносящего больше вреда, чем пользы. А ведь на основе этического поведения служащего строится общественное доверие граждан к государственной должности, а также к власти в целом.

Сегодня российское государство плотно занялось исправлением этой ситуации. Уже несколько лет идет объявленная война с коррупцией, разложением моральных принципов чиновников различного уровня, расхищением бюджетных денег и другим позорным наследием переходного периода конца XX начала XXI века. Апофеозом этой борьбы стал Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г[2]. Государство начало активно создавать законодательную базу, регламентирующую действия чиновников.

В настоящее время уделяется особое внимание к этике ГМС, т.к. Россия является демократическим государством, где управление многими сферами деятельности служащих осуществляется не только правовыми положениями, но и этическими принципами. 23 декабря 2010 года, решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Он представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от занимаемой ими должности и стал основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Практика сегодняшних дней показывает, что процесс оздоровления моральных устоев госслужащих движется крайне неудовлетворительно, а иногда и просто саботируется ими.

Выводы данной научной статьи, вполне могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по различным направлениям подготовки, в частности, по «Государственному и муниципальному управлению» и при изучении таких учебных дисциплин, как «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной и муниципальной службы», «Управление проектами» и др.

Проблематизация. Ежедневно работа госслужащих подвергается возможности появлению этических конфликтов. Способы их урегулирования, а также действия по недопущению таких конфликтов описаны в нормативных документах в сфере госслужбы. Порой они не совершенны, туманны и не выполняются. Разработка эффективных методов борьбы с этим злом является крайне актуальной задачей.

Авторами статьи были использованы следующие методы исследования: метод экспертных оценок, метод анкетирования, метод анализа полученных данных, сравнительного анализа, метод попарных сравнений, анализ литературы по исследуемой проблеме.

Исследование проблемы. Анализ проблемы был сделан на основе просмотра российского фильма 2011 года «Два дня». Сюжет картины рассказывает о том, что высокопоставленный чиновник, замминистра экономики и развития РФ Пётр Дроздов (его играет российский актер Федор Бондарчук) из Москвы приезжает в провинциальный музей полузабытого русского классика, по приказу своего министра и просьбе губернатора области, которые хотят отнять у музея земельные владения и построить на них новую резиденцию. Сначала Дроздов поддерживает это решение, но после знакомства с заместителем директора музея Марией Ильиничной, литературоведом, меняется его взгляд  не только на эту проблему, но и на всю жизнь.

Оценка действий героев фильма, с точки зрения этики ГМС, оказалась в основном негативной. Авторами статьи был определен ряд нарушений этики ГМС и предложены способы их устранения (профилактики). Для этого была составлена таблица 1.

Таблица 1

Нарушения Способы их устранения/ профилактики
1 Использование чиновниками местных, подконтрольных СМИ для собственного PR ·       Административное взыскание за подобные действия.

·       Возврат в Госдуму поправок в законодательство, регламентирующее: «Органы госвласти субъекта РФ не вправе осуществлять прямо или косвенно расходы на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ, за исключением случаев, связанных с оказанием госуслуг, и случаев, прямо установленных федеральными законами» и административной ответственности за это.

2 Некорректное поведение чиновника (неуважительное отношение к работникам, пьянство, дебош, сквернословие) ·     Разработка отдельного дополнения к кодексу этики, регламентирующего дополнительные виды наказания за подобные проступки, вплоть до увольнения.

·     Увольнение по ТК РФ Статья 81. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
б) появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

3 Проявление коррупции ·     Оценка данных действий, как действий коррупционной направленности. Передача дела в соответствующие органы.

·     Ужесточение мер ответственности согласно кодекса этики вплоть до увольнения.

4 Жажда личной наживы ·     Необходимо более широко привлекать общественные структуры и активистов к информированию вышестоящего начальства, соответствующих органов, и СМИ о подобных действиях.

·     Ввести прямую ответственность вышестоящих руководителей и соответствующих правоохранительных структур за бездействие при получении информации о подобных фактах.

5 Использование служебного положения для оказания влияния на деятельность госслужащего ·     Разработка отдельного дополнения к кодексу этики, регламентирующего дополнительные виды наказания за подобные проступки, вплоть до увольнения, с формулировкой «за действия, порочащие имидж госвласти».

·     Введение обязательности обращения пострадавшей стороны в суд о защите чести и достоинства (так как пострадали основы этики госслужбы и имидж госвласти).

6 Склонение госслужащих к совершению коррупционных правонарушений ·     Обязательное применение к подобным действиям статей УК РФ и антикоррупционного законодательства.

·     Ввести в практику увольнения подобных чиновников в связи с нарушением норм профессиональной деятельности и кодекса этики.

7 Неуважение к обычаям и традициям культуры своей страны, а также других стран. ·     Повышать уровень нравственно-духовного воспитания госслужащих (проводить лекции, регулярное посещение музеев, исторических мест).

·     Создать спец. комиссию, которая будет выявлять уровень самовоспитания госслужащих.

8 Заискивание (подхалимство)  низших должностных лиц госслужбы перед высокопоставленными чиновниками. ·     Проведение тренингов с госслужащими о поведении в сложных моральных и тяжелых психологических ситуациях. Усовершенствование кодекса «Этики ГМС».

·     Внесение пункта о недопущении унижения и заискивания перед высокопоставленными госслужащими.

 

Заметим, что подобные ситуации нарушения этики ГМС происходят очень часто. Немало чиновников Российской Федерации «увязли» в коррупции. Конечно, существуют и другие способы устранения (профилактики) нарушений этики ГМС, но авторы выразили свою точку зрения, и с помощью метода экспертной оценки проанализировали степень значимости предложенных способов решения проблемы. Фактически был проведен опрос в виде анкетирования 10 независимых экспертов – преподавателей кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России, которые оценивали степень важности каждого способа устранения (профилактики) нарушения по 5-бальной шкале.

Рассмотрим мнение экспертов по данной проблеме (см. таблицу 2).

Таблица 2

Общая оценка экспертов способов устранения (профилактики) нарушений этики ГМС

5-балльная шкала: где 1 — совсем невозможно, 2 – возможно, но проблематично, 3 – затрудняюсь ответить, 4 – возможно, 5 – точно решит проблему
Коэффициент Способ устранения (профилактики) нарушения этики ГМС 1 2 3 4 5
K1 Ввести административное взыскание за использование чиновниками местных, подконтрольных СМИ для собственного PR. 1 1 7 1
К2 Возврат в Госдуму поправок в законодательство, регламентирующее: «Органы госвласти субъекта РФ не вправе осуществлять прямо или косвенно расходы на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ, за исключением случаев, связанных с оказанием госуслуг, и случаев, прямо установленных федеральными законами» и административной ответственности за это. 2 2 6
К3 Разработка отдельного дополнения к кодексу этики, регламентирующего дополнительные виды наказания за некорректное поведение чиновника (неуважительное отношение к работникам, пьянство, дебош, сквернословие), вплоть до увольнения. 1 7 2
К4 Увольнение по ТК РФ, статья 81. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
б) появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
3 7
К5 Оценка действий, как действий коррупционной направленности и передача дела в соответствующие органы. 2 2 5 1
К6 Ужесточение мер ответственности согласно кодекса этики вплоть до увольнения, за проявление коррупции. 2 5 3
К7 Необходимо более широко привлекать общественные структуры и активистов к информированию вышестоящего начальства, соответствующих органов, и СМИ о подобных действиях, как жажда личной наживы. 2 1 3 4
К8 Ввести прямую ответственность вышестоящих руководителей и соответствующих правоохранительных структур за бездействие при получении информации о фактах жажды личной наживы. 1 1 4 4
К9 Разработка отдельного дополнения к кодексу этики, регламентирующего дополнительные виды наказания, за использование служебного положения для оказания влияния на деятельность госслужащего, вплоть до увольнения, с формулировкой «за действия, порочащие имидж госвласти». 1 7 2
К10 Введение обязательности обращения пострадавшей стороны (за оказанное давление вышестоящего чиновника) в суд о защите чести и достоинства (так как пострадали основы этики госслужбы и имидж госвласти). 1 3 2 4 1
К11 Обязательное применение статей УК РФ и антикоррупционного законодательства за склонение госслужащих к совершению коррупционных правонарушений. 7 3
К12

 

Ввести в практику увольнения чиновников, в связи с нарушением норм профессиональной деятельности и кодекса этики за склонение госслужащих к совершению коррупционных правонарушений. 1 4 5
К13 Повышать уровень нравственно-духовного воспитания госслужащих (проводить лекции, регулярное посещение музеев, исторических мест). 3 2 3 2
К14 Создать спец. комиссию, по выявлению уровня самовоспитания госслужащих. 3 1 1 4 1
К15 Проведение тренингов с госслужащими о поведении в сложных моральных и тяжелых психологических ситуациях. Усовершенствование кодекса «Этики ГМС». 1 3 2 4
К16 Внесение пункта о недопущении унижения и заискивания перед высокопоставленными госслужащими. 1 1 2 6

Коэффициент превосходства каждого критерия по отношению к другим показан в таблице 3.

Таблица 3

K1 K2 K3 K4 K5 K6 K7 K8 K9 K10 K11 K12 K13 K14 K15 K16
K1 1 3 1/5 1/9 3 1/3 1 1/3 1/3 3 1/7 1/9 7 7 3 3
K2 1/3 1 1/7 1/9 1 1/5 1/3 1/5 1/5 1 1/9 1/9 5 5 1 1
K3 5 7 1 1/7 7 1 3 1 1 7 1/3 1/5 9 9 7 7
K4 9 9 7 1 9 9 9 9 9 9 5 3 9 9 9 9
K5 1/3 1 1/7 1/9 1 1/7 1/5 1/7 1/7 1 1/9 1/9 5 5 1 1
K6 3 5 1 1/9 7 1 3 1 1 5 1/5 1/5 9 9 7 7
K7 1 3 1/3 1/9 5 1/3 1 1/3 1/3 5 1/7 1/7 9 9 5 5
K8 3 5 1 1/9 7 1 3 1 1 5 1/5 1/5 9 9 7 7
K9 3 5 1 1/9 7 1 3 1 1 5 1/5 1/5 9 9 7 7
K10 1/3 1 1/7 1/9 1 1/5 1/3 1/5 1/5 1 1/9 1/9 5 5 1 1
K11 7 9 3 1/5 9 5 7 5 5 9 1 1 9 9 9 9
K12 9 9 5 1/3 9 5 7 5 5 9 1 1 9 9 9 9
K13 1/7 1/5 1/9 1/9 1/5 1/9 1/9 1/9 1/9 1/5 1/9 1/9 1 1 1/5 1/5
K14 1/7 1/5 1/9 1/9 1/5 1/9 1/9 1/9 1/9 1/5 1/9 1/9 1 1 5 5
K15 1/3 1 1/7 1/9 1 1/7 1/5 1/7 1/7 1 1/9 1/9 5 1/5 1 1
K16 1/3 1 1/7 1/9 1 1/7 1/5 1/7 1/7 1 1/9 1/9 5 1/5 1 1

 

1 — равный вклад превосходства

3 — умеренное превосходство

5 — существенное превосходство одного над другим

7 — значительное превосходство

9 — очень сильное превосходство

Используя метод попарных сравнений, была определена оценка критериев (способов решения проблемы) и получен числовой вес критериев по результатам экспертной оценки. На основании полученных данных составлена диаграмма 1.

Диаграмма 1

Согласно данной диаграмме можно сделать вывод о том, что эксперты восприняли эффективность предлагаемых мер по способам устранения (профилактики), показанных в фильме нарушений, неоднозначно. Наиболее эффективными способами решения данной проблемы, где были близки между собой мнения экспертов и авторов, являются:

  • увольнение сотрудников по ТК РФ, статья 81 за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • введение в практику увольнения чиновников, в связи с нарушением норм профессиональной деятельности и кодекса этики за склонение госслужащих к совершению коррупционных правонарушений;
  • обязательное применение статей УК РФ и антикоррупционного законодательства за склонение госслужащих к совершению коррупционных правонарушений.

При этом хотелось бы отметить и обратное. Крайне низкие показатели критериев свидетельствуют о наименее эффективных способах устранения проблемы, по мнению экспертов. Таковыми являются:

  • повышение уровня нравственно-духовного воспитания госслужащих (проведение лекций, регулярное посещение музеев, исторических мест);
  • создание специальных комиссий, по выявлению уровня самовоспитания госслужащих.

Подводя итог, заметим, что за последнее время изменились нормы морали. К сожалению, получая должность, чиновники забывают  про совесть. Кодексом этики ГМС должны руководствоваться все государственные (муниципальные) служащие, независимо от вида службы и занимаемой должности. Соблюдение ими этических норм необходимо для формирования:

  • положительного образа госслужащего;
  • доверия к государству страны.

Таким образом, в статье анализируется актуальная на сегодняшний день проблема нарушений этики ГМС в России. Используя, методы попарного сравнения и  экспертных оценок были выявлены наиболее эффективные способы, устранения (профилактики) данной проблемы, предложенные авторами. К сведению, нарушение этических норм – один из отрицательных факторов, влияющих на качество и эффективность работы государственного и муниципального служащего.

 Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 17.05.2017).
  2. Научный доклад: «Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов» [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН [сайт]. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy_6.html (дата обращения: 17.05.2017).
  3. Лукьянова В.В., Курдин А.Р. Особенности этики государственного служащего. Опубликовано в журнале «Основы экономики, управления и права». – 2014. – № 3 (15). – С. 69-71 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-etiki-gosudarstvennogo-sluzhaschego (дата обращения: 17.05.2017).
[1] Научный доклад «Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов» Института Российской академии наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy_6.html (дата обращения: 17.05.2017).

2 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 17.05.2017).