Home / Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования / Хохлова А.В. К вопросу о феномене патриотизма в современной России (социально-философский анализ)

Хохлова А.В. К вопросу о феномене патриотизма в современной России (социально-философский анализ)

Хохлова Алла Владимировна – преподаватель кафедры
государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат философских наук

allaxoxlowa@yandex.ru

 

К вопросу о феномене патриотизма в современной России

(социальнофилософский анализ)

On the phenomenon of patriotism in modern Russia

(sociophilosophical analysis)

 

Аннотация: в статье разобраны некоторые основные позиции понимания патриотизма в русской философской мысли, предлагается авторское определение патриотизма. Автором предпринята попытка раскрыть специфику феномена патриотизма в современном российском обществе, обосновывается необходимость возрождения патриотизма в современной России, и предлагаются некоторые возможные пути развития патриотизма в обществе.

Статья подготовлена в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе при активном участии доктора политических наук, профессора С.А. Мелькова.

Abstract: in the article some basic positions of understanding patriotism in Russian philosophical thought are analyzed, the author’s definition of patriotism is offered. The author made an attempt to reveal the specifics of the phenomenon of patriotism in modern Russian society, substantiates the need for a revival of patriotism in modern Russia, and suggests some possible ways of developing patriotism in society.

The article was prepared within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis with the active participation of Doctor of Political Sciences, Professor S.A. Melkov.

Ключевые слова: аномия, выключенность, глобальный мир, гражданственность человека, гражданское общество, духовное отчуждение, личность, Макдональдс, общество, органы государственного и муниципального управления, патриотизм, патриотическое воспитание, развитие, российская молодежь, современность, социальные болезни, ценности, чувство.

Keywords: anomie, shutdown, global peace, civicism, civil society, spiritual alienation, personality, McDonald’s, society, state and municipal government, patriotism, patriotic education, development, Russian youth, modernity, social diseases, values, feelings.

 

Текст статьи в PDF

Рецензия

 

Целью данной статьи выступает рассмотрение феномена патриотизма в современной России. В данной статье использованы такие методы исследования, как метод исторического анализа, метод сравнительного анализа эволюции научных взглядов понимания патриотизма в отечественной научной мысли.

Задачами данного исследования выступили: 1. Сформулировать авторское определение понятия патриотизм, постараться раскрыть специфику патриотизма и обосновать некоторые причины возрождения и развития патриотизма в современной России. 2. Выявить возможные пути развития патриотизма в современной России, которые носят рекомендательный характер для органов государственного и муниципального управления, общественных организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации и иных отечественных силовых структур.

Актуальность исследования феномена патриотизма обусловлена в настоящее время тем, что глобальный мир претерпевает неоднозначные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человечества. Большую опасность для социума представляют гибридные войны[1], нарастающие угрозы терроризма и экстремизма, кибертерроризма, аномии – то есть, ситуации фактической намеренной (!) выключенности многих граждан из общих для страны дел (из выборов, из благотворительности, из волонтёрства и т.д.). А ведь современное российское общество нуждается сегодня в государственной поддержке, равно как и государству сегодня необходима поддержка и понимание общества – диалектика такой взаимосвязи, полагаем, очевидна.

Присоединение Крыма к России, участие Российской стороны в войне в Сирии, поднятие престижа страны в глобальном мире – все эти события выдвинули на первый план проблему возрождения патриотизма в современной России, поскольку в мире (особенно в так называемом Западном мире) они вызвали неоднозначные оценки и реакцию. Возникло противоречие между возникшими в обществе современной России патриотическими настроениями[2] и отсутствием у органов государственного и муниципального управления на сегодняшний день четкой методологии в осуществлении патриотического воспитания в современной России. Санкции, примененные к России со стороны нескольких экономически развитых государств, свидетельствуют о достаточно устойчивом тренде развития страны в условиях частичной изоляции.

Таким образом, научная проблема, которую нужно решать, заключается в исследовании возникшего противоречия вокруг вопросов патриотизма и патриотического воспитания. Действительно, из данных сайта ДОСААФ России за 2016 год известно, что: «По инициативе ДОСААФ России в комитете по обороне Госдумы 23 марта состоялось первое заседание рабочей комиссии по разработке закона «О патриотическом воспитании». В работе приняли участие представители Центрального совета оборонного общества во главе с официальным представителем в Федеральном Собрании РФ Н.В. Стаськовым, ряд депутатов от различных комитетов и фракций… В ходе работы были определены основные задачи и алгоритм деятельности членов рабочей комиссии по разработке проекта закона «О патриотическом воспитании», костяк которой составляют ответственные сотрудники и специалисты оборонного общества…» [5]. На сегодняшний день закон о патриотическом воспитании находится в стадии разработки. Таким образом, проблема, которую нужно исследовать, заключается в разрешении возникшего противоречия между необходимостью формирования патриотизма и нынешним состоянием его понимания и воспитания (патриотического воспитания).

Приступая к исследованию феномена патриотизма, следует отметить, что сайтом Газета.ru 19 июня 2016 года сообщалось, что: «Согласно опросу Левада-центра, по меньшей мере, 19 % россиян заявили о желании жить за границей, при этом 75 %, напротив, такого желания не испытывают. Кроме того, большинство респондентов (42 %) сказали, что в первую очередь они задумываются о переезде из-за лучших условий жизни и обустроенности быта за рубежом. Еще 41 % опрошенных назвали нестабильную экономическую ситуацию в России фактором, который может заставить решиться на такой шаг, указывает издание. Как отмечается, еще 28 % россиян считают, что переезд, возможно, обеспечит детям достойное и надежное будущее» [16]. Как видно из данных опроса – 75 % россиян не хотят жить за границей, это большинство, несмотря на рост аномии, духовного отчуждения [24, С. 8-9], социальные болезни общества. Почему?

Скорее всего, потому, что желание жить в своей стране, развиваться в ней, и просто любить Родину – есть проявление патриотизма, который всегда составлял основу духовной силы России. В этнопсихологическом словаре патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов. Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начинают формироваться уже в глубокой древности [25].

Великий историк, создатель «Истории государства российского» Н.М. Карамзин охарактеризовал патриотизм так: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть… С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: о каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества!» [10].

Далее, ссылаясь на византийские летописи, Н.М. Карамзин сообщал: «Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа – вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы… Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем – градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости» [10]. Возможно, славянофильские взгляды Н.А. Карамзина оказали или могли оказывать большое влияние на развитие патриотизма, на сохранение самобытности России.

Своеобразное представление о развитии патриотизма с детского возраста описал литературный критик, представитель западничества Н.А. Добролюбов: «Патриотизм в своем чистом смысле, как одно из видовых проявлений любви человека к человечеству, вполне естествен и законен. Как чувство темное, бессознательное, он является вместе с первым развитием понятий в ребенке, тотчас, как только он начинает отличать самого себя от внешних предметов. Об этом детском патриотизме не стоит, конечно, говорить как о чем-то важном и прекрасном, но нельзя и не признать его значения в детском и отроческом периоде жизни человека. В первые годы жизни человек еще не умеет мыслить о предметах отвлеченных; тем менее могут быть ему доступны общие начала и вечные законы мировой жизни. В нем есть эгоизм, побуждающий его искать лучшего, и есть, как у всех животных из пород стадящихся, темный инстинкт, подсказывающий, что лучшее-то отыскивается не в одиночестве, не в себе самом, а в обществе других. Дальнейший опыт жизни с каждым днем все более подтверждает и проясняет эту темную догадку ребенка, и он начинает уже понимать связь собственного благосостояния с благосостоянием других. Сначала он предается стремлению овладевать чужим благосостоянием для самого себя и в этом находит удовольствие, которое будет продолжаться больше или меньше, смотря по тому, в какой мере окружающая обстановка будет благоприятствовать развитию в нем инстинктов хищной породы. Но при нормальном развитии ребенка эгоизм его недолго обращается на притеснение чужой личности и собственности в пользу своей особы. Скоро он почувствует, что, питая себя лишениями других, он опять становится одиноким, чуждым всему, как будто единственным существом особой породы, имеющим одно специальное назначение –  поедать все окружающее. Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека, да и вообще животного. Оттого-то, по замечанию педагогов, эгоизм детей очень недолго остается в грубом виде, при котором нужно только удовлетворение личных, исключительно животных потребностей. Как скоро пробуждается мысль и начинает работать рассудок, и самый эгоизм принимает другое направление: для удовлетворения его делаются потребны симпатические отношения с другими. Потребность эта еще более развивается беспредельными услугами и помощью всякого рода, необходимо оказываемыми ребенку от старших. На них-то и обращается, прежде всего, то чувство любви, которое, естественно, находится в натуре каждого человека и которое в дальнейшем своем развитии должно обнять собой все человечество. Небольшой переход нужен отсюда, чтобы перенести ту же любовь и на те предметы, те привычки, понятия и т. п., которые принадлежат любимым людям» [4]. Опираясь на плюралистический подход в исследовании, можно сделать вывод о том, что с рождения ребенок ощущает чувство патриотизма, но не знает пока самого понятия. А в процессе социализации он начинает узнавать и понимать это чувство. Патриотизм формируется и проявляется в личности человека всей системой общественных отношений и воспитания (семья, школа, труд, иные институты). Так, патриотизм – феномен с социальными и психологическими корнями.

Радикально своеобразное понимание патриотизма было у великого русского писателя Л.Н.Толстого. Он понимал патриотизм как чувство превосходства одних народов другими, как чувство с милитаристической окраской: «Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу…» [23], то есть, близко к национализму. Сложно согласиться с такой трактовкой патриотизма, так как природа патриотизма проявляется в человеке не только в военное время, она гораздо шире. Но, нашлось в рассуждениях Л.Н. Толстого и то, что может быть актуально сегодня в отношении понимания сути патриотизма: «Патриотизм был нужен для образования объединенных из разных народностей и защищенных от варваров сильных государств» [23]. Исходя из этого суждения, действительно чувство патриотизма стоит возрождать на личностном, групповом и общественном уровнях жизнедеятельности социума в современной России.

Один из великих русских философов И.А. Ильин писал: «Наша родина дала нам духовную свободу; ею проникнуто все наше лучшее, все драгоценнейшее – и православная вера, и обращение к царю, и воинская доблесть, и наше до глубины искреннее, певучее искусство, и наша творческая наука, и весь наш душевный быт и духовный уклад. Изменить этой свободе – значило бы отречься от этого дивного дара и совершить предательство над собою. А о том, как понести бремя этого дара и отвратить опасности на нашем пути – об этом должны быть теперь все наши помыслы, к этому должны быть направлены все наши усилия. Ибо, если дисциплина без свободы мертва и унизительна, то свобода без дисциплины есть соблазн и разрушение [6].

Своеобразно эпически И.А. Ильин сравнивает патриота со Святым и с художником: «Отшельник, проводящий свою жизнь в «богомолении» и «богоделании» («Θεωποί ησις», по выражению Макария Великого), приобретает некую подлинную богоозаренность в душе и в ее телесном обнаружении. Подобно этому – душа истинного художника становится гармоническою, поющею, мерно-зданною, утонченно-созерцательною; и самое лицо его может стать ликом. Так, горящее сердце патриота укореняется в духе, силе и славе его родины [7, С. 8].

Говоря о жизненно-бытовой пользе патриотизма И.А. Ильин, выражая сущность патриотизма, писал: «Человеку нет времени для долгого выбора, на него давит суровая необходимость – он вынужден примкнуть к одной, единой и единственной, хорошо организованной группе и искать у нее, именно у нее и только у нее, обороны, помощи и суда. А примкнуть к одной группе – значит противопоставить себя остальным. Общественная солидарность и общественная противоположность связаны друг с другом и обусловлены друг другом, как, например, свет и тьма. Беда, опасность и страх научают человека солидаризироваться со своими ближними; из этой солидарности возникают первые проблески правосознания, «верности» и «патриотического настроения» и, таким образом, «патриотизм» оказывается, по-видимому, неизбежным, целесообразным и жизненно полезным…» [7, С. 71]. Во взглядах И.А. Ильина просматривается одна из главных причин возникновения патриотического настроения у личности, групп и общества, а именно достижение чувства безопасности: личной, групповой и общественной.

Советский историк-этнолог Л.Н. Гумилев, основатель теории пассионарности, в свое время отметил: «Патриотизм – это искренняя любовь к этнической или суперэтнической традиции, с той разницей, что на уровне этноса лежит общность, основанная на сигнальной наследственности, а на уровне суперэтноса – общность культуры, пусть даже заимствованной, но принятой искренне и добровольно» [3]. Исходя из теории пассионарности, можно заметить, что истоки патриотизма лежат глубоко, в коллективном сознании человечества, но извлекаются оттуда вместе с активном участием индивидуума в общих делах, в процессе его социализации и дальнейшего развития личности гражданина.

В кратком философском словаре 1954 года издания сущность понятия патриотизм определяется, как любовь к отечеству и подкреплена цитатой В.И. Ленина как «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [12, С. 444]. Несмотря на то, что философские взгляды В.И. Ленина были материалистическими, понимание патриотизма В.И. Лениным, наделено психологизмом. С точки зрения которого, можно рассматривать патриотизм как глубокое чувство, возникшее еще в древности.

В словаре философских терминов 2007 года издания патриотизм предстает как «нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникающие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками» [21, С. 408]. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу [21, С. 408]. Интересно, что в современном философском словаре 1996 года понятие «патриотизм» вообще отсутствует [22]. Предположительно, это следствие распада СССР. После распада СССР какое-то время патриотизму, как нравственному направлению в обществе уделялось мало внимания. Но длилась такая ситуация недолго, примерно до конца 1999 года.

Таким образом, патриотизм следует понимать как – имманентное, фундаментальное чувство любви и преданности к Отечеству в сознании человека. Автором далее выделены некоторые причины необходимости возрождения и развития патриотического воспитания в России.

1.В условиях аномии и духовного отчуждения в современном обществе важным для органов государственного и муниципального управления становится укрепление духовных скреп, где основой для укрепления духовности и преодоления аномии может послужить развитие патриотизма в современном обществе. 3 марта 2017 года агентством INTERFAX.RU сообщалось: «Около 640 тыс. человек в РФ являются наркозависимыми, – сообщил секретарь Совета Безопасности РФ Н. Патрушев на выездном заседании: «Общее количество наркопотребителей не меняется в стране на протяжении последних почти лет и составляет 640 тыс. человек». По его словам, в минувшем году зафиксирован рост на 60 % числа несовершеннолетних потребителей наркотиков. «В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится более 165 тысяч, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом. Это почти четверть от всех заключенных», – сказал Н. Патрушев. В России за 2016 год совершено более 200 тыс. преступлений, связанных с наркотиками. Глава Совбеза добавил, что новые угрозы – синтетические наркотики и психоактивные вещества» [2]. То есть, в условиях аномии в обществе отмечается рост отклоняющегося поведения среди населения, растет число асоциальных элементов.

Из данных сайта исследовательской службы «Среда» от 3 июля 2014 года стало известно, что «… по мнению большей части россиян, сегодня в жизни нашего общества меньше духовности, чем было в советские годы, но зато больше, чем в странах Запада. Считают, что в последнее время уровень духовности в российском обществе растет, 30 % опрошенных, несколько больше – 37 % – уверены в обратном: он снижается. Росту духовности, считают россияне, могли бы поспособствовать «воспитательный процесс», «вера в Бога», «культурное развитие» и «повышение уровня образования» [19]. Так, мнения опрошенных разнятся, но если синтезировать пожелания опрошенных, то сходятся они в одном – в самом обществе возникла потребность в возрождении патриотического воспитания.

  1. Необходимость создания идеологической платформы для формирования большей толерантности, и идейной приверженности (моральной заинтересованности) отдельного гражданина к происходящим событиям в многонациональном светском государстве и его нуждам. Современный российский ученый С.Г. Кара-Мурза отметил: «Аномия (букв. беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, при котором значительная его часть сознательно нарушает известные нормы этики и права. Э. Дюркгейм, вводя в социологию понятие аномии (1893 г.), видел в ней продукт разрушения солидарности традиционного общества при задержке формирования солидарности общества гражданского. Это состояние пережил Запад в период становления буржуазного общества при трансформации общинного человека в свободного индивида» [20]. Распад СССР, демографическая яма, радикальное изменение течения жизни людей – эти события стали предвестниками развития аномии в социуме. Сегодня Россия заняла достойное место лидера в глобальном мире, и чтобы держать лидерскую позицию необходимо развивать в обществе гражданственность и возрождать патриотическое воспитание молодого поколения страны.
  2. Процесс глобализации и его неоднозначные последствия для стран мира. К важному признаку глобализации можно отнести вестернизацию жизни социума. Вестернизация культуры, произошедшая в начале XXI века очень повлияла на смещение ценностных ориентиров в обществе. Как следствие, быстро произошло размытие норм воспитания молодого поколения – результат социальная аномия. В сентябре 2014 года «Роспотребнадзор решил временно прекратить деятельность 4-х ресторанов быстрого питания «Макдональдс» в Москве. Эта мера была принята после проведенных там проверок, которые выявили ряд нарушений санитарных норм. Что на самом деле думают школьники о закрытии нескольких ресторанов сети быстрого питания, узнали сотрудники редакции «Московского Блокнота», проведя исследование. Была опрошена тысяча столичных школьников с 5-го по 11-й классы. Опрос проводился возле нескольких точек «Макдональдс».

Среди тысячи опрошенных ребят голоса распределились следующим образом: 79 % школьников высказались против закрытия «Макдональдс», 12 % согласны с остановкой деятельности ресторана быстрого питания, считая эту пищу вредной, 6 % опрошенных безразлична эта тема – «ни за, ни против», и 3 % респондентов просто затруднились ответить на этот вопрос» [15]. Из результатов исследования видно, что, несмотря на доведение до школьников информации о существенных недостатках в работе ресторанов, о вреде такого рода пищи, учащиеся в большинстве своем отметили, что все равно будут посещать данные рестораны. Это ли не следствие аномии в обществе? Когда в обществе всем известно о нарушениях в приготовлении пищи, но люди продолжают посещать данные рестораны.

Здесь важно понимать, что не страшно само посещение американской сети ресторанов, «ведь палкой никто не гонит» туда школьников. Это их желание, что видно из результатов данного опроса. До взрослого поколения информация доведена, но родители не замечают, или не хотят замечать, делать выводы, убеждать, воспитывать. Есть русские, европейские, кавказские рестораны, т.е. есть что противопоставить, но в условиях аномии эти сравнения не работают. И получается так, что кроме истинной заинтересованности государства в дальнейшем конструктивном развитии страны в условиях глобализации, никому не решить проблем аномии. На государственном уровне начинается возрождение патриотического воспитания в стране. Возможно, глобализация выдвигает сегодня на первый план проблему поиска новых форм и направлений патриотического воспитания.

Из источника Lenta.ru 12 июня 2017 года стало известно: «По данным опроса фонда «Общественное мнение», 78 процентов россиян считают себя патриотами, что на 21 процент больше, чем в 2006 году. При этом, 39 из каждой сотни респондентов полагают, что говорить так на публике нехорошо. А 59 процентов уверены в обратном. Половина опрошенных считают, что любовь к родине прививается целенаправленным патриотическим воспитанием. О том, что патриотизм просыпается в людях по другим причинам, говорит 41 процент респондентов. Среди обязательных требований к патриотам чаще называют любовь к родной природе (73 процента), затем службу в армии (68 процентов) и знание истории (65 процентов). 61 процент респондентов считают, что патриот может критиковать власти страны. 58 человек из каждой сотни опрошенных говорят, что любовь к родине не подразумевает знание гимна страны наизусть. Также больше половины респондентов дозволяют патриоту России предпочитать иностранную литературу и искусство отечественным» [18].

Таким образом, анализ данных социологического опроса позволил выяснить, что в сравнении с 2006 годом, к 2017 году выросло количество патриотически-настроенных россиян. Скорее всего, это связано с усилением позиций государства России в глобальном мире. Отношение опрошенных к патриотизму имеет широкий диапазон мнений, так как некоторые из опрошенных не совсем понимают суть понятия патриотизм. Поэтому патриотическое воспитание в современной России следует развивать далее. Об этом говорят поступки миллионов людей, которые из года в год, начиная с 2012 года, принимают активное участие в общественном движении «Бессмертный полк», и общественное одобрение создания Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».

Законодательная база по вопросам патриотизма представлена законодательными актами и нормативными документами. Наиболее актуальные в рамках исследования из них отмечены автором в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Законодательные акты и нормативные документы в сфере патриотического воспитания Примечания
1. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»; С изменениями и дополнениями от 24 декабря 2014 года
2. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»; С изменениями и дополнениями от 25 июля 2014 года
3. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 236 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
4. Постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

 

Многие современные исследователи и политологи отмечают, что патриотизм в современной России необходимо возрождать. Так, профессор С.А. Мельков отметил, что: «Одна из главных задач современного патриотического воспитания молодого поколения заключается в создании такой системы воспитания молодого поколения, которая способна обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования чувства любви к Отечеству, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства…» [14]. Действительно, развитие патриотического воспитания может оказывать конструктивное влияние на развитие гражданского общества России. Современная действительность выдвигает на первый план необходимость в воспитании граждан, способных в любое время осознанно любить, сохранять и защищать свою Родину. Это путь к здоровому, цивилизованному и долголетнему обществу.

Интернет-сайт Известия. iz.ru сообщает: «Глава государства В.В. Путин уверен, что только преданные родине люди смогут поднять государство на новый уровень» [8]. Действительно, благодаря патриотизму Россия занимает сегодня достойное место в числе глобальных лидеров. Победа в Великой Отечественной Войне, стремление российского государства и общества оказывать безвозмездную помощь государствам, попавшим в сложную ситуацию из-за коллизий в глобальном мире – все эти, и многие другие факты, говорят о силе и многих возможностях современной России.

Итак, на основании проведенного социально-философского анализа раскрыта специфика патриотизма в России, суть которой заключается в том, что априори, на ментальном уровне патриотизм – представляет собой фундаментальное, имманентное чувство, определенную базисную прослойку (установку) сознания человека.

В заключении следует отметить, что на современном этапе развития нашей страны актуальной для органов государственного и муниципального управления становится задача снятия противоречия между ростом патриотических настроений в обществе современной России и фактическим отсутствием четкой методологии по вопросам патриотического воспитания в органах государственной и муниципальной власти. Поэтому сегодня важно на государственном и общественном уровнях уделять больше внимания вопросам развития патриотизма, и возрождению патриотического воспитания.

Необходимо разрабатывать конкретные методы и пути возрождения и поддержания патриотизма в аксиологическом аспекте как ценность, общее, объединяющее начало в совершенствовании развития гражданского общества современной России.

К возможным направлениям развития патриотизма следует отнести рекомендации:

– Выстраивать методологию патриотического воспитания необходимо с учетом потребностей современного человека. Например, если опираться на классическую пирамиду потребностей американского социолога А. Маслоу[3], то можно предположить, что причинами возникновения патриотических настроений у человека выступают три потребности из пяти (расположим их по мере значимости для данного исследования, а по пирамиде А. Маслоу сверху – вниз):

  1. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
  2. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  3. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Если смотреть сквозь призму патриотизма, то потребности престижные и физиологические, по мнению автора данной статьи, являются потребностями, обеспечивающими психофизиологическую сторону развития личности патриота.

– Основные акценты в развитии патриотизма необходимо делать на формирование гражданственности в современном российском обществе. К проблеме патриотизма и гражданственности обращались древнегреческие философы, в частности Аристотель. Философ писал: «Если же у того, что мы делаем (ta prakta), существует некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все цели мы избираем (hairoymetha) ради иной цели (ибо так мы уйдем в бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что цель эта есть собственно благо (tagathon), т е. наивысшее благо (to ariston). Разве познание его не имеет огромного влияния на образ жизни? И словно стрелки, видя мишень перед собою, разве не вернее достигнем мы должного? А если так, надо попытаться хотя бы в общих чертах представить себе, что это такое и к какой из наук, или какому из умений, имеет отношение. Надо, видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей [науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает, какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в военачалии, хозяйствовании и красноречии — подчинены этой [науке]. А поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, а, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей [вообще]. Даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государств. Итак, настоящее учение как своего рода наука о государстве имеет это, [т.е. достижение и сохранение блага государства], своей целью» [1].

– Поскольку во всех сферах жизнедеятельности общества на первый план выходят информационные технологии, в качестве практического направления патриотического воспитания можно рассматривать прирост создания Интернет-сайтов, точнее социальных сетей патриотической направленности. Не секрет, что сегодня активная социальная деятельность человека проходит в большей степени с использованием сети-Интернет. По данным сайта Bigmir.net: «Аналитическая компания Netcraft опубликовала отчет о количестве сайтов в сети интернет. Как оказалось, их количество не так давно перевалило за миллиард. Согласно данным аналитического отчета компании Netcraft, в сентябре 2014 года количество работающих в интернете сайтов и персональных блогов впервые в истории превысило 1 млрд и составило 1 022 954 603 узла» [13]. Из данных сайта Росвоенцентра известно: «На патриотическом Интернет-сайте www.rosvoencentr-rf.ru проиндексировано текстовых страниц патриотической тематики: в Яндексе – 650, Goodle- 270, YAHOO- 514, проиндексировано около 100 иллюстраций. Обратных тематических ссылок по версии YAHOO имеется более 500.

Следует отметить, что из имеющихся 1200 страниц на сайте Росвоенцентра, только за один месяц три страницы, посвященные новой Третьей государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», посетили около 1000 организаторов патриотического воспитания федеральных министерств и субъектов Российской Федерации. Одновременно в дневное время на сайте бывает от 5-10 до 150 человек. Ежедневно в среднем сайт посещает от 50 до 250 уникальных посетителей с ежедневным просмотром от 200 до 350 веб-страниц» [9]. Важно данный конструктивный информационный ресурс развивать далее, вести диалог с молодым поколением страны, тем самым повышая интерес подрастающего поколения к нуждам государства. Возможно, стоит рассмотреть создание социальной сети под названием «Патриот», где каждый мог бы делиться своим настроением, проблемами, достижениями в фотографиях, видео и т.п.

Выводы данной научной статьи могут быть полезны представителям органов государственного и муниципального управления, организации ДОСААФ России, органам воспитательной работы российских силовых структур, общественным организациям занимающимся вопросами развития патриотизма. Тема развития патриотизма требует дальнейшего более глубокого изучения, философских и политологических исследований, эффективных политических и государственных решений.

 

Литература

  1. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Bookscafe.net [сайт]. URL: http://bookscafe.net/read/aristotel-nikomahova_etika-144654.html#p1(дата обращения: 07.08.2017).
  2. В России насчитали 640 тысяч наркоманов [Электронный ресурс] // Агентство INTERFAX.RU [сайт]. URL: http://www.interfax.ru/russia/552140 (дата обращения: 09.08.2017).
  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Электронный ресурс] // Труды Льва Гумилева [сайт]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/args624.htm (дата обращения: 21.06.2017).
  4. Добролюбов Н.А. Русская цивилизации, сочиненная г. Жеребцовым [Электронный ресурс] // Bookz.ru [сайт]. URL: http://bookz.ru/authors/dobrolubov-nikolai/russkaa-_475/1-russkaa-_475.html (дата обращения: 17.06.2017).
  5. Закон о патриотизме [Электронный ресурс] // Официальный сайт ДОСААФ России [сайт]. URL: http://www.dosaaf.ru/news/zakon-o-patriotizme/ (дата обращения: 27.06.2017).
  6. Ильин И.А. О России. Три речи [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.Ru [сайт]. URL: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read_1 (дата обращения: 14.06.2017).
  7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – Харьков: Фолио, 2001. – 330 с.
  8. Интернет-сайт Известия. iz.ru 3 февраля 2016 года [Электронный ресурс] // ООО «МИЦ «Известия» [сайт]. URL: http://iz.ru/news/603264 (дата обращения: 17.06.2017).
  9. Кальченко Г. И.Развитие Интернет-сайта Росвоенцентра патриотической тематики [Электронный ресурс] // Росвоенцентр [сайт]. URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/vazhnye-vnutrennie-sobytiya/razvitie-internet-sayta/razvitie-sayta-patrioticheskoy-tematiki.php (дата обращения: 15.06.2017).
  10. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости [Электронный ресурс] // ООО «ЛитРес» [сайт]. URL: https://www.litres.ru/nikolay-karamzin/o-lubvi-k-otechestvu-i-narodnoy-gordosti/ (дата обращения: 15.06.2017).
  11. Котляр В.С. К вопросу о «гибридной войне» и о том, кто же ее ведет на Украине [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Международная жизнь [сайт]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1350 (дата обращения: 01.08.2017).
  12. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя и П. Юдина. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 703 с.
  13. Количество сайтов в интернете перевалило за миллиард [Электронный ресурс] // Bigmir.net [сайт]. URL: http://techno.bigmir.net/technology/1577735-Kolichestvo-sajtov-v-internete-perevalilo-za-milliard (дата обращения: 08.08.2017).
  14. Мельков С.А., Носенко М.В. Планирование взаимодействия ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» со средними общеобразовательными учреждениями города Ногинска [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». Химки: АГЗ МЧС России. 2017 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/18number/articles18/Mel’kov_Nosenko_18.pdf (дата обращения: 17.06.2017).
  15. Московские школьники против закрытия McDonalds [Электронный ресурс] // Блокнот [сайт]. URL: http://msk.bloknot.ru/news/moskovskie-shkolniki-protiv-zakrytiya-mcdonalds?itape_direct=Y (дата обращения: 09.08.2017).
  16. Опрос: 75 % россиян не хотят жить за границей [Электронный ресурс] // АО «Газета. Ру» [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2016/07/19/n_8898425.shtml (дата обращения: 14.06.2017).
  17. Пирамида потребностей А. Маслоу [Электронный ресурс] // Психология познания себя [сайт]. URL: http://duhovniypoisk.com/psychology/maslou.php (дата обращения: 05.08.2017).
  18. Почти 80 процентов россиян назвали себя патриотами [Электронный ресурс] // ООО «Лента.Ру» [сайт]. URL: https://news.mail.ru/society/30048858/?frommail=1 (дата обращения: 15.06.2017).
  19. Россияне о духовности: растет или снижается духовность в стране? [Электронный ресурс] // Исследовательская служба «Среда» [сайт]. URL: http://sreda.org/2014/rossiyane-o-duhovnosti-rastet-ili-snizhaetsya-duhovnost-v-strane/113959 (дата обращения: 08.08.2017).
  20. Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL [сайт]. URL: http://sg-karamurza.livejournal.com/59513.html (дата обращения: 09.08.2017).
  21. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 731 с.
  22. Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова – Бишкек: Одиссей, 1996. – 599 с.
  23. Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.Ru [сайт]. URL: http://modernlib.ru/books/tolstoy_lev_nikolaevich/hristianstvo_i_patriotizm/read_3/ (дата обращения: 18.06.2017).
  24. Хохлова А.В. Духовное отчуждение как социальный феномен современной России (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2013. – 21 с.
  25. Этнопсихологический словарь [Электронный ресурс] // Dis. Akademik.ru [сайт]. URL: http://ethnopsychology.academic.ru/277/ (дата обращения: 05.08.2017).
[1] Один из наиболее авторитетных международных справочников «Military Balance 2015» в предисловии от редакции характеризует понимание Западом «гибридной войны» как «использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических и физических преимуществ, с использованием дипломатических возможностей, оперативных дезинформационных операций, а также электронных и кибернетических операций, военных и разведывательных действий под прикрытием, а иногда и без прикрытия, и экономического давления» [11].

[2] Впрочем, некоторые ученые называют их националистическими.

[3] Абрахам Маслоу предложил иерархию основных человеческих потребностей, которая впервые в 1943 г. опубликовал журнал Psychological Review. В ней рассматривалось 5 уровней: уровень физиологических потребностей; уровень, связанный с необходимостью в безопасности и защите; социальные (общественные) потребности; необходимость в самоуважении и признании; а также духовные потребности, в число которых входит и потребность к самоактуализации [17].