Home / Политические проблемы государственного регулирования / Перенджиев А.Н., Новинский С.В. Обучение студентов Академии гражданской защиты МЧС России методам и способам противодействия коррупции с использованием метода кейс-стади (на примере механизма получения-выдачи грантов некоммерческим организациям

Перенджиев А.Н., Новинский С.В. Обучение студентов Академии гражданской защиты МЧС России методам и способам противодействия коррупции с использованием метода кейс-стади (на примере механизма получения-выдачи грантов некоммерческим организациям

Перенджиев Александр Николаевич – старший преподаватель

кафедры государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат политических наук

000212@mail.ru

Новинский Сергей Владимирович – студент 2-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

kaifolom94@mail.ru

 

Обучение студентов Академии гражданской защиты МЧС России методам и способам противодействия коррупции с использованием метода кейс-стади
(на примере механизма получения-выдачи грантов некоммерческим организациям)

Training of students of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on methods and methods of counteracting corruption using the case-study method

(on the example of the mechanism for receiving and issuing grants to non-profit organizations)

 

Аннотация: в статье показан пример практического применения метода кейс-стади при апробации разработанного авторами учебного кейса в рамках планового изучения учебной дисциплины «Современные механизмы противодействия коррупции». Проблемная ситуация исследуемого в данной статье учебного кейса основана на реальных данных, показывающих проявление коррупции в получении-выдаче гранта некоммерческим организациям.

Статья подготовлена при активном участии доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract: the article shows an example of the practical application of the case-study method for approbation of the study case developed by the authors in the framework of the planned study of the discipline «Modern Mechanisms of Counteracting Corruption». The problematic situation of the study case studied in this article is based on real data showing the manifestation of corruption in the receipt and grant of grants to non-profit organizations.

The article was prepared with the active participation of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich in the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: грант, грантооператоры, институт грантовой поддержки, кейс-стади, коррупция, коррупционные проявления, лоббирование интересов, недоверие в обществе, негативные последствия, некоммерческие организации, Общественная палата РФ, ситуационный анализ, социально-ориентированные, экспертная комиссия, субъект.

Keywords: grant, grants, institution of grant support, case study, corruption, corruption manifestations, lobbying of interests, mistrust in society, negative consequences, non-profit organizations, Public Chamber of Russia, situational analysis, socially-oriented, expert commission, subject.

 

Текст статьи

Рецензия

 

Актуальность темы исследования обусловлена проявлением негативных последствий, связанных с ростом коррупции в современной России, создающих реальную угрозу национальной безопасности государства, а также необходимостью противодействия этому явлению, особенно в области выдачи субсидий некоммерческим организациям (далее НКО), работающим с целью развития социума. Реализуя социально значимые проекты, власть и НКО совместными усилиями смогут более качественно и эффективно распределять, и реализовывать имеющиеся у них ресурсы для повышения уровня жизни граждан.

Проблемная ситуация. Занимаясь исследованием достаточно большого кластера информации в области проявления коррупционных составляющих в разных областях жизни и функционирования общества, наш взгляд упал преимущественно на сферу субсидирования НКО, с целью дальнейшего проведения ими социально-ориентированной работы[1].

Одним из примеров такой организации является «Лев против» федеральный проект, выступающий против курения и распития алкогольных напитков в общественных местах. Используя официальные источники, сайт выдачи грантов Общественной палаты РФ[2] легко обнаружить получение двух грантов в размере 5,2 млн рублей и 7,002 млн рублей соответственно, выделенных проекту «Лев против». В этом и заключается основной парадокс данной ситуации, так как данная общественная организация «Лев против» не является официально зарегистрированной некоммерческой организацией[3], вследствие чего она не может являться юридическим лицом и не может подавать заявки на получение грантов для осуществления своей деятельности.

Ввиду получения двух достаточно крупных грантов на руководителя федерального проекта «Лев против» М. Лазутина со стороны общественности посыпались обвинения в мошенничестве, что побудило его начать собственное расследование в целях выявить: кто от его имени получил бюджетные средства[4]. Используя официальные источники, было обнаружено получение грантов от имени общественного движения «Лев против» двусторонними некоммерческими организациями, а именно: Автономной некоммерческой организацией содействия развитию межнациональной дружбы молодежи «Многонациональная страна», и Автономной некоммерческой организацией содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала талантливой молодежи «Молодой талант».

Полученные бюджетные средства от имени общественного движения «Лев против» НКО вводят в заблуждение общественность и создают общественный резонанс в отношении работы как частной, так и в целом общественных организаций, создающих недоверие в обществе к работе института НКО.

Для того чтобы разобраться в данной ситуации и определить возможных субъектов коррупционного проявления, нами была выстроена цепочка получения-выдачи грантов.

Финансовое обеспечение грантополучателей осуществляется со стороны Управления делами Президента Российской Федерации (договор № УД-338д от 07.04.2016 г.) на основании решений, принятых Общественной палатой РФ по результатам работы экспертной комиссии, занимающейся отбором грантов. То есть некоммерческая организация подаёт заявку на получение гранта Общественной палате РФ, которая в свою очередь создаёт экспертную комиссию по отбору грантов в виде грантооператоров. На основании действующего договора между Управлением по делам Президента и Общественной палатой РФ лучшие заявки, отобранные экспертной комиссией, получают бюджетные средства.

Таким образом, на основании вышеизложенной ситуации управленческой проблемой данной научно-исследовательской статьи по учебному кейсу является выявление возможных субъектов коррупционных проявлений в процессе получении выдачи грантов НКО.

Данный учебный кейс был апробирован на учебной группе 3-го курса очного бакалавриата факультета (гуманитарного) Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление»[5]. Задания в учебном кейсе формировались с целью создания у студентов представления о коррупции, способах и методах борьбы с ней.

В первом задании кейса студентам предлагалось определить, какие функции выполняют институты грантовой поддержки в процессе получения-выдачи грантов. Мнение студентов в общей массе было примерно одинаковым, обобщив их ответы, можно получить такую таблицу (см. таблицу 1).

Таблица 1

Функции институтов грантовой поддержки в процессе получения-выдачи грантов

№ п/п Институты грантовой поддержки Функции в грантовой поддержке
1. Общественная палата РФ Контроль за деятельностью грантооператоров по осуществлению грантовой поддержки
Формирование экспертной комиссии
Утверждает требования, предъявляемые к отчётности Грантополучателя и обязательные к соблюдению Грантополучателем
Оценивает социальный эффект, полученный от реализации победивших в конкурсе проектов
2. Управление делами Президента Российской Федерации Финансовое обеспечение грантополучателей
Заключение договора с грантополучателем
Материально-техническое обеспечение конкурса
3. Грантооператоры Принятие решений, на основании которых осуществляется финансовое обеспечение грантополучаетелей
Утверждение требований, предъявляемых к отчётности грантополучателя, обязательные к соблюдению грантополучателем
4. Некоммерческие организации Получение гранта
Участие в конкурсе
Разработка социально значимого проекта

 

Студентам также предлагалось ознакомиться с Положением об открытых конкурсах по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям[6], найти в данном положении основные субъекты грантовой поддержки, после чего, ознакомившись с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность данного института в процессе выдачи-получения гранта, определить их основные функции в данном процессе.

По ответам студентов можно судить, что:

  1. Некоммерческие организации занимаются разработкой социально значимого проекта, подают заявки на участие в получении гранта и занимаются дальнейшей его реализацией с соответствующей отчётностью за реализацию средств.
  2. Грантооператоры выполняют функции экспертной комиссии. Занимаются отбором, обработкой заявок и принятием решений о необходимости выделения бюджетных средств той или иной НКО в зависимости от предложенного проекта.
  3. Общественная палата РФ является связующим звеном между бюджетными средствами, выделяемыми Управлением делами Президента РФ и основными получателями этих бюджетных средств НКО. На основании решений, принятых грантооператорами с учётом действующего договора на предоставление проектов между Общественной палатой РФ и Управлением делами Президента РФ, заключается договор между НКО и Управлением по делам Президента РФ.
  4. Управление делами Президента РФ на основании договора, заключенного с НКО, выделяет бюджетные средства на реализацию предложенного Общественной палатой проекта.

Данные ответы студентов близки к реальности, и по ним видно, насколько запутанной сегодня в России является система грантовой поддержки, имеющая в реальности следующий вид (см. рисунок 1):

Рис. 1 Порядок получения-выдачи гранта

 В целях закрепления полученных знаний и апробации навыков студентов в обнаружении коррупционных проявлений, студентам была предложена ситуация, в которой требовалось определить, в каком из вышеописанных институтов проявились признаки коррупции. Уточним: студентам требовалось определить институт, определить пробелы в нормативно-правовой базе, которыми воспользовался данный институт и чьи интересы, помимо своих, он лоббировал. Количество ответов, данных на этот вопрос студентами, «зашкаливало», поэтому авторы данной научной статьи выбрали самые интересные.

Таблица 2

Определение института грантовой поддержки, в котором проявился коррупциогенный фактор в ситуации, описанной в кейсе

Институт грантовой поддержки Пробел в нормативно-правовой базе Чьи интересы лоббирует данный институт
Грантооператоров Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Интересы политических партий
Положение об открытых конкурсах по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям Интересы представителей бизнес-структур
Указ Президента РФ от 01.04.2016г. № 147
«О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»
Интересы ювенальной юстиции
Общественная Палата РФ Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Неэффективная работа в области контроля грантовой поддержки некоммерческих организаций

Некоммерческих неправительственных организаций
Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 декабря 2006 года № 628-рп.

Сложность системы отбора грантополучателей, что создает условия для коррупционных проявлений

Чиновничий аппарат
Положение об открытых конкурсах по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям Несоблюдение законодательства РФ Экспертной комиссии

 

По ответам студентов можно судить о достаточно больших брешах в нормативно-правовой базе, существующей на нынешний день, которыми могут пользоваться далеко не только те институты, которые принимают непосредственное участие в этом процессе, но и сторонние органы власти и организации. К примеру, по мнению студентов, в описанной ситуации интересы политических партий, представителей бизнес-структур, ювенальной юстиции могут лоббироваться пробелами в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность грантооператоров. Интересы НКО, чиновничьего аппарата, экспертной комиссии также могут лоббироваться посредством пробелов в нормативно правовой базе деятельности Общественной палаты РФ.

Стоит отметить, что знания студентов о функциональных обязанностях Общественной палаты РФ в современной политической системе, являются достаточно скудными. Являясь связующим звеном между обществом и органами власти, Общественная палата РФ представляется особую важность в обратной связи реакции общества на принимаемые нормативные акты. Это подтверждают ответы студентов, которые считали, что Общественная палата РФ может лоббировать интересы политических партий. Однако, опираясь на Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»[7], можно определить, что:

  1. Член Общественной палаты приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
  2. Объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается.

Тем самым получается, что члены Общественной палаты РФ являются исключительно представителями общественных объединений и могут лоббировать только интересы общества в целом, а не отдельных политических сил (в виду отсутствия негативных проявлений лоббизма, так и должно быть) Подчеркнув столь высокую роль Общественной палаты РФ в жизни государства и общества, стоит рассмотреть необходимость включения ряда ознакомительных лекций о деятельности ОПРФ, о формировании её состава, и места в системе государственного и муниципального управления, в учебный план студентов Академии.

В описанной в кейсе ситуации достаточно сложно разобраться, так как информационная составляющая по данному вопросу достаточно скудна и крайне сложно определить, на каком этапе проявилась коррупция. Лоббирование интересов в целях получения материальной и нематериальной выгоды, всегда являлось одним и самых ярких проявлений коррупции, по этой причине с учётом оборота достаточно большого объёма финансовых средств, выделяемых на реализацию гранта, не трудно догадаться о заинтересованности достаточно большого количества структур и людей в получении личной выгоды из данной ситуации.

Подытожив выполнение двух предыдущих заданий учебного кейса, студентам предлагалось разработать 5 ключевых положений проекта плана противодействия коррупции в области выдачи грантов для Общественной палаты РФ. Также из большого объёма информации были выбраны самые, на наш взгляд, интересные предложения студентов (см. таблицу 3).

Таблица 3

№ п/п Наименование мероприятия Содержание мероприятия Сроки выполнения Ожидаемый результат
1 Повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению гражданскими служащими и работниками ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции, в том числе направленных на формирование негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением служебных обязанностей В течение года Формирование нетерпимого отношения гражданских служащих и работников к склонению их к совершению коррупционных правонарушений и несоблюдению ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации
2 Выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности Общественной палаты РФ, мониторинг коррупционных рисков и их устранение Систематическое проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации Счетной палатой РФ своих функций В течение года Определение коррупционно опасных функций Общественной палаты РФ, а также корректировка перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Общественной палаты РФ и должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Общественной палатой РФ, замещение которых связано с коррупционными рисками
3 Взаимодействие Общественной палаты РФ с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности Общественной палаты РФ Обеспечение размещения на официальном интернет-сайте Общественной палаты информации об антикоррупционной деятельности, ведение специализированного раздела о противодействии коррупции Ежеквартально, в случае необходимости незамедлительно Наполнение и поддержка в актуальном состоянии материалов постоянного раздела «Противодействие коррупции» на интернет-сайте Общественной палаты РФ
4 Мероприятия, направленные на противодействие коррупции, с учетом специфики деятельности Общественной палаты РФ Обеспечение сбора и обобщения информации по результатам проведенных Общественной палатой РФ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в части, касающейся вопросов противодействия коррупции 1 раз в полугодие направление информации Председателю Общественной палаты РФ Повышение эффективности обеспечения мер по противодействию коррупции в пределах компетенции Общественной палаты РФ
5. Участие Общественной палаты РФ в международных мероприятиях, направленных на противодействие коррупции Осуществление взаимодействия (в том числе проведение совместных мероприятий) Общественной палаты РФ с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями в сфере противодействия коррупции (ГРЕКО, ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ) По отдельному плану Укрепление и развитие эффективных форм международного сотрудничества в области противодействия коррупции

 

Полученные ответы студентов на данные вопросы несут собой не только достаточно большой вклад в науку, но и имеют серьезную практическую значимость. Не являясь специалистами в области противодействия коррупции, студенты имеют достаточно «свежий» взгляд на данную проблему, что даёт возможность находить новые «лазейки» проявления коррупции и, разумеется, новые способы борьбы с ней. Данные, полученные при решении данного учебного кейса, могут быть использованы органами власти в дальнейшей работе по противодействию коррупции как внутри своей структуры, так и во взаимодействии с другими организациями и органами власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2010/04/07/nko-dok.html (дата обращения: 12.05.2017).
  2. Первый конкурс 2015 года в соответствии с Распоряжением Президента РФ №79-рп от 01.04.2015 [Электронный ресурс] // Фонд Президентских грантов [сайт]. URL: https://grants.oprf.ru/grants2015-1/winners/rec4173/ (дата обращения 12.05.2017).
  3. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях министерства юстиции РФ [Электронный ресурс] // Информационный портал министерства юстиции РФ [сайт]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 12.05.2017).
  4. ГДЕ 12 000 000 руб? Расследование Михаила Лазутина. Часть 1 [Электронный ресурс] // Ютуб [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=GdosrsHUxbY&t=253s (дата обращения: 12.05.2017).
  5. Положение об открытых конкурсах по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям [Электронный ресурс] // Фонд Президентских грантов [сайт]. URL: https://grants.oprf.ru/grants2016-1/operators/perspektiva/docs/12772/ (дата обращения: 12.05.2017).
[1] Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2010/04/07/nko-dok.html (дата обращения: 12.05.2017).

[2] Первый конкурс 2015 года в соответствии с Распоряжением Президента РФ №79-рп от 01.04.2015 [Электронный ресурс] // Фонд Президентских грантов [сайт]. URL: https://grants.oprf.ru/grants2015-1/winners/rec4173/ (дата обращения 12.05.2017).

[3] Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях министерства юстиции РФ [Электронный ресурс] // Информационный портал министерства юстиции РФ [сайт]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 12.05.2017).

[4] ГДЕ 12 000 000 руб? Расследование Михаила Лазутина. Часть 1 [Электронный ресурс] // Ютуб [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GdosrsHUxbY&t=253s (дата обращения: 12.05.2017).

[5] Первоначальная выборка составляла 17 человек, полностью успешно справились с решением учебного кейса 4 человека.

[6] Положение об открытых конкурсах по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. [Электронный ресурс] // Фонд Президентских грантов [сайт]. URL: https://grants.oprf.ru/grants2016-1/operators/perspektiva/docs/12772/ (дата обращения: 12.05.2017).

[7] Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html (дата обращения: 15.05.2017).