Home / Политические проблемы государственного регулирования / Перенджиев А.Н., Сарапкина Т.А. Мнение студентов Академии гражданской защиты МЧС России об осуществлении противодействия коррупции в городском округе Балашиха Московской области

Перенджиев А.Н., Сарапкина Т.А. Мнение студентов Академии гражданской защиты МЧС России об осуществлении противодействия коррупции в городском округе Балашиха Московской области

Перенджиев Александр Николаевич – старший преподаватель

кафедры государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

000212@mail.ru

Сарапкина Татьяна Александровна – студент 2-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление, уровень магистратуры)

sar_tanya_94@mail.ru

 

Мнение студентов Академии гражданской защиты МЧС России

об осуществлении противодействия коррупции

в городском округе Балашиха Московской области

Opinion of students of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia

On the implementation of anti-corruption measures

In the urban district of Balashikha Moscow region

 

Аннотация: в данной статье говорится о нахождении пути решения проблемы реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на территории г.о. Балашиха Московской области путем применения «case-study».

Учебный кейс был разработан студентом 2-го курса очной магистратуры и затем апробирован на аудиторных занятиях со студентами третьего курса очного бакалавриата Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Авторы статьи подводят итоги решения учебного кейса.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract: this article talks about finding a way to solve the problem of implementing the principle of publicity and openness of the activities of state bodies and local self-government bodies in the territory of the city of. Balashikha of the Moscow region by applying a «case-study».

The study case was developed by the student of the 2nd year full-time magistracy and was then tested in classroom with the students of the third year of full-time undergraduate Civil Defense Academy of the Ministry of Emergencies of Russia, trained in the direction of preparation «State and municipal management». The authors summarize the results of the decision of the study case.

The article was prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich in the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: «case-study», администрация г.о. Балашиха, борьба с коррупцией, контрольно-счетная палата, коррупционное правонарушение, мнение студентов, Московская область, орган государственной власти, орган местного самоуправления, принципы, противодействие коррупции, публичность власти, региональные власти.

Keywords: «case-study», administration of the city of. Balashikha, the fight against corruption, the control and accounting chamber, corruption offense, the students’ opinion, the Moscow region, the state authority, local government, principles, anti-corruption, public authorities, regional authorities.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

В Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение понятия «противодействие коррупции»[1] – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [5]. Органы местного самоуправления должны на своих официальных сайтах выкладывать информацию о проведении антикоррупционных мер[2] – это реализация такого принципа противодействия коррупции как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления[3].

Однако, на официальном сайте администрации г.о. Балашиха не размещено никакой информация о противодействии коррупции, а, следовательно, сайт не отвечает требованиям к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, так как фактически отсутствуют необходимые гиперссылки, которые свидетельствуют о противодействии коррупции.

В данной статье затрагивается проблема отсутствия реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на территории г.о. Балашиха Московской области, и она – эта проблема – будет исследована с помощью метода «case-study».

Для нахождения пути решения данной проблемы авторами данной статьи был разработан учебный кейс «Осуществление противодействия коррупции в г.о. Балашиха Московской области» и апробирован на группе студентов третьего курса Академии гражданской защиты МЧС России из 14 человек в рамках изучаемой учебной дисциплины «Информационная политика государства». Для того чтобы решить проблему, поставленную в данном учебном кейсе, студенты выполнили ряд заданий.

В первом задании студентам предлагалось выявить гиперссылки, наиболее влияющие на открытость деятельности органов местного самоуправления и обосновать свою позицию.

Рис. 1. Гиперссылки, влияющие на открытость деятельности ОМСУ[4]

 На рисунке 1 видно, что 50 % студентов, решивших авторский учебный кейс, считают гиперссылку «Противодействие коррупции» наиболее влиятельной на открытость деятельности ОМСУ. По мнению студентов, данная опция дает возможность любому активному гражданину ознакомиться со всей информацией, которая находится на данной ссылке, а именно:

  • необходимая нормативно-правовая база; сведения о состоявшихся заседаниях различных комиссий; план противодействия коррупции;
  • доклады, отчёты, обзоры и статическая информация по вопросам противодействия коррупции;
  • формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения; обратная связь для сообщений о фактах коррупции; сведения о доходах, что наглядно показывает деятельность ОМСУ.

43 % решивших учебный кейс студентов считают, что гиперссылка «Контрольно-счетная палата» окажет наибольшее влияние на публичность власти, аргументируя это тем, что палата является контролирующим органом и именно она первостепенно реагирует на неправомерную деятельность (в т.ч. и коррупции) должностных органов, а затем передает дело правоохранительным органам.

Во втором задании студентам необходимо было определить органы местного самоуправления (МСУ) и общественные организации, которые заинтересованы в повышении публичности деятельности Администрации г.о. Балашиха Московской области. Студенты отлично справились с данным заданием, они как будущие управленцы грамотно проанализировали деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в области противодействия коррупции. Результаты решения данного задания представлены в таблицах 1 и 2. В таблице 1 представлены заинтересованные органы местного самоуправления, а в таблице 2 – общественные организации.

Таблица 1

Заинтересованные ОМСУ в повышении публичности деятельности

Администрации г.о. Балашиха

п/п

Наименование заинтересованного органа МСУ Обоснование заинтересованности именно этого органа в усилении публичности
1. Совет депутатов г.о. Балашиха Так как одна из компетенций Совета депутатов г.о. Балашиха – принятие планов и программ развития городского округа, то повышение публичности деятельности Администрации г.о. Балашиха позволит лучше организовывать развитие городского округа Балашиха.
2. Глава г.о. Балашиха Глава городского округа напрямую заинтересован в получении полной информации о деятельности Администрации.
3. Контрольно-счетная палата г.о. Балашиха Контрольно-счетной палате городского округа Балашиха необходима полная и достоверная информация о деятельности Администрации для эффективного исполнения своей функции муниципального финансового контроля и осуществления контроля над законностью, результативностью использования средств бюджета Городского округа.
Балашихинская торгово- промышленная палата Балашихинская торгово-промышленная палата имеет особый статус среди всего спектра существующих в городском округе Балашиха союзов и объединений, призванных представлять и защищать законные интересы предпринимательского сообщества.
4. Управление культурой г.о. Балашиха Управление придает огромное значение выполнению поставленных перед ними задач по сохранению и развитию лучших традиций в сфере культуры и искусства. А так как в последнее время у населения всей страны меняется культура, и многие считают, что без «взяток» не решить проблемы.

Таблица 2

Заинтересованные общественные организации в повышении публичности деятельности Администрации г.о. Балашиха

п/п

Наименование заинтересованной общественной организации Обоснование заинтересованности именно этой организации в усилении публичности
1. Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет» Так как Балашиха входит в состав Московской области, значит эта организация должна быть заинтересована в противодействии коррупции именно в этом Субъекте Федерации, особенно если эти данные закрыты для общественности, значит есть что скрывать.
2. Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» Так как эта комиссия работает на территории всей страны, то уже имеет большой опыт в противодействии коррупции на все уровнях власти, и сумеет выработать необходимые меры для Балашихи.
3. Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет» Так как в этот комитет входят видные политические деятели: Громов, Хакамада и другие, то эти люди имеют представление – в каком направлении работать для противодействия коррупции.
4. Молодежный парламент г.о. Балашиха Члены данной общественной организации заинтересованы в повышении публичности деятельности Администрации, так как это напрямую касается реализации их интересов.
5. Балашихинская районная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Организации заинтересована, потому что от публичности Администрации зависит возможность отстаивания прав и интересов ветеранов.
6. Политические партии (местные отделения партий городского округа Балашиха: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Яблоко) Публичность администрации нужна чтобы корректировать свою деятельность: с одной стороны, частично продемонстрировать свою отзывчивость, а с другой – оставить ключевые рычаги контроля.
7. Ветеранские организации («Боевое братство», «Ветераны физической культуры и спорта», «Союз пенсионеров Подмосковья» и др.) Большинство избирателей – люди пожилого возраста. Поэтому важно, чтобы деятельность органов управления была прозрачна, чтобы народ доверял власти и избирал того, кто будет о нем заботиться.

Третье задание объединяет в себе итог всех предыдущих заданий в виде проекта плана мероприятий по противодействия коррупции в г.о. Балашиха Московской области (см. табл. 3).

Таблица 3

План мероприятий по противодействия коррупции

в г.о. Балашиха Московской области

№ п/п Мероприятия по противодействию коррупции Ответственные исполнители Срок выполнения Прогнозные результаты выполнения
1. Разработка системы «тайный гость», такой вид проверки используют коммерческие фирмы для проверки и оценки деятельности своих сотрудников Общественная палата РФ Раз в год Повышение эффективности работы чиновников
2. Увеличение срока лишения свободы и размера штрафа Комитет Государственной Думы РФ по противодействию коррупции Бессрочно У чиновников появится боязнь брать взятки
3. Изучать общественное мнение по работе определенной администрации, если народ не доволен – проводить проверку Общественная комиссия по борьбе с коррупцией

Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ

Раз в 2 года Повышение эффективности работы чиновников
4. Создать поправки к ФЗ-273, одной из которых будет лишение всех льгот и аннулирование пенсии «коррумпированного» чиновника Государственная Дума РФ Бессрочно Снижение уровня коррупции
5. При получении взятки одного сотрудника — увольняется весь отдел Государственная Дума РФ Бессрочно Качественный подбор персонала + ответственность перед коллегами
6. Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным правонарушениям СМИ До 5 лет 1) Человек, попавшись на факте совершения коррупционного правонарушения, автоматически будет иметь плохую репутацию, следовательно, будут руководствоваться не только законами, но и нормами морали;

2) Подотчетность и прозрачность деятельности органов власти, освещение их деятельности в средствах массовой информации

7. Расширять содержание сведений о доходах ФНС До 1 года Будет известна не только сумма, заработанная депутатом за определенный период, но еще и источники; позволит тщательнее проверять сведения о доходах

Подводя итог решения кейса, можно сделать вывод о том, что студенты ответственно подошли к решению кейса. Несмотря на то, что они только третий год обучаются по специальности «Государственное и муниципальное управление», студенты при решении учебного кейса «Осуществление противодействия коррупции в г.о. Балашиха Московской области» продемонстрировали высокий уровень умения анализировать и грамотно излагать информацию [6]. Метод «case-study» имеет практическую значимость для учащихся Академии, благодаря решению ученых кейсов студенты вырабатывают практические навыки и умения, которые необходимы для будущей управленческой деятельности.

Литература

  1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ [сайт]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 05.05.2017).
  2. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 ноября 2012 г. «О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/ [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70176512/#ixzz4dkZXKHHv (дата обращения: 05.05.2017).
  3. Мельков С.А., Кошкин А.П., Микрюков В.О. Зачем переходить к кейсовому обучению? // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2013. – № 2. –
    С. 41-47.
  4. Мельков С.А., Эркин А.Ф. Переход к кейсовому обучению как проблема // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2013. – № 3. – С. 31-36.
  5. Мельков С.А., Микрюков В.О. Коррупция как данность и «мерзость»: куда двигаться и как бороться? [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 2 (16) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26698280_36421792.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
  6. Мельков С.А., Микрюков В.О. О пользе толковых информационно-аналитических материалов [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1 (15) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25899327_74415261.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
[1] Ст. 1, п. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 05.05.2017).

[2] Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 ноября 2012 г. «О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70176512/#ixzz4dkZXKHHv (дата обращения: 05.05.2017).

[3] Ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант плюс – надежная правовая поддержка [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 05.05.2017).

[4] ОМСУ – органы местного самоуправления.