Home / Политические проблемы государственного регулирования / Злотникова Е.В., Ладенко П.А., Лябах А.Ю., Мельков С.А. Анализ реализации программы «Доступная среда» в г.о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации

Злотникова Е.В., Ладенко П.А., Лябах А.Ю., Мельков С.А. Анализ реализации программы «Доступная среда» в г.о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации

Злотникова Елена Вячеславовна – преподаватель кафедры
государственного и муниципального управления
Академии гражданской защиты МЧС России,
кандидат политических наук,

manwantara@yandex.ru

Ладенко Павел Антонович – студент 4-го курса

 Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

pashka.ladenko@mail.ru

Лябах Андрей Юрьевич – преподаватель кафедры
государственного и муниципального управления
Академии гражданской защиты МЧС России

0190555@mail.ru

Мельков Сергей Анатольевич – заведующий кафедрой

государственного и муниципального управления
Академии гражданской защиты МЧС России,
доктор политических наук, профессор

304304@mail.ru

Анализ реализации программы «Доступная среда» в г.о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации

Analysis of the implementation of the program «Affordable Environment» in the Khimki the Moscow region: problems and ways to minimize them

Аннотация. В статье проведен анализ реализации Государственной программы «Доступная среда» в нашей стране и непосредственно в г.о. Химки Московской области. Выявлена и проанализирована проблема недостаточной эффективности мер со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в отношении российских инвалидов. Сформулированы некоторые авторские предложения по улучшению состояния доступной среды в г.о. Химки Московской области и улучшения социального самочувствия инвалидов.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract. The article analyzes the implementation of the State Program «Affordable Environment» in our country and directly in the city Khimki the Moscow Region. The problem of insufficient effectiveness of measures on the part of state authorities and local self-government regarding Russian invalids has been identified and analyzed. Some author’s proposals for improving the state of the accessible environment in the city have been formulated. Khimki of the Moscow Region and improvement of the social well-being of disabled people.

The article was prepared as part of a planned study of the academic discipline «Investigation of socio-economic and political processes» and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia on an ongoing basis.

Ключевые слова: администрация, безбарьерная среда, власть, городской округ Химки, государство, доступная среда, инвалиды, Московская область, муниципальная программа, муниципальное управление, население, проблема, социальное такси, социальный автобус, услуги, целевая программа.

Keywords: administration, barrier-free environment, power, urban district of Khimki, state, accessible environment, people with disabilities, Moscow region, municipal program, municipal government, population, problem, social taxi, social bus, services, target program.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуализация. Научная разработка проблематики эффективности реализации целевых программ, особенно по тому или иному социальному (в том числе, социально-экономическому) направлению представляется актуальной по целому ряду причин.

Во-первых, весь современный цивилизованный мир уже перешел на преимущественно проектный метод управления как в бизнесе, так и в системе государственного и муниципального управления. Российский президент и российское правительство также предлагают отечественным органам государственной власти и местного самоуправления создавать целевые программы в интересах граждан и их эффективно реализовать, в первую очередь, в интересах граждан [10].

Во-вторых, важность изучения процесса реализации в нашей стране целевых программ детерминирована санкциями и некоторым снижением количества ресурсов, выделяемых на развитие отечественной экономики. Известно, что целевое выделение ресурсов позволяет минимизировать их нецелевое использование, поэтому потенциально в данном методе управления заинтересованы все органы государственной власти и местного самоуправления [11].

В-третьих, во всем мире целевые программы позволяют минимизировать коррупционные проявления при составлении и реализации данных программ. Примеров подобного рода много, хотя, справедливости ради следует признать, что такая минимизация возможна лишь в условиях открытой политической системы и открытой системы государственного и муниципального управления.

В-четвертых, реализация на местном уровне управления целевых программ направлена на удовлетворение нужд местного населения и решение их проблем [9]. Поэтому важным для системы государственного и муниципального управления представляется привлечение организованных граждан (речь идет об институтах гражданского общества) к формулированию целей этих программ, к контролю за реализацией выделенных на реализацию этих программам ресурсов, и т.д.

В-пятых, нет сомнений в том, что забота об инвалидах, оказание им всяческой помощи в любой стране является заботой государственной власти. Поэтому авторский анализ, по всей видимости, может оказаться полезным органам государственной власти и местного самоуправления.

В-шестых, важно напомнить читателям, что основные деньги сосредоточены, как правило, в крупных городах, и их намного меньше в небольших городках. Поэтому создавая программы поддержки тех или иных социальных групп на территории всех страны, государственная власть тем самым помогает не только и не столько жителям крупных городов, сколько жителям небольших населенных пунктов (их в нашей стране многократно больше, чем крупных городов и мегаполисов).

Дополнительная информация по госпрограмме. На сайте «Портал Госпрограмм РФ» для анализа нами была выбрана Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы», введенная в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 [1]. В паспорте данной программы выделены такие ее цели, как:

  1. Формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Формирование системы комплексной реабилитации[1] и абилитации[2] инвалидов.
  3. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере профессионального образования и занятости инвалидов.
  4. Совершенствование механизма предоставления услуг в государственной системе медико-социальной экспертизы.

Нам бы хотелось подчеркнуть, что данная программа все же не направлена только на инвалидов (нам хочется так думать). Хотя очевидно, что три из четырех целей данной программы предполагают формирование более комфортной (в паспорте программы – доступной) среды как раз для этой категории российских граждан.

Ниже перечислим целевые индикаторы и показатели данной Государственной программы:

  1. Доля специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам в общем количестве таких специалистов, %.
  2. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации, %.
  3. Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, %.
  4. Доля инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), %.
  5. Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующей типовой программе субъекта Российской Федерации в общем количестве субъектов Российской Федерации, %.
  6. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, %.
  7. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов, %.
  8. Доля инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), %.

И вновь мы отметим, что фактически целевые индикаторы и показатели данной Государственной программы предполагают формирование более комфортной (в паспорте программы – доступной) среды для инвалидов.

Далее отметим ожидаемые результаты реализации программы (именно в таком виде они изложены в паспорте этой Государственной программы).

– Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 14,4 % в 2011 году до 68,2 % к 2020 году).

— Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 32,2 % в 2011 году до 52,5 % к 2020 году).

— Увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующей типовой программе субъекта Российской Федерации в общем количестве субъектов Российской Федерации (с 12 % в 2017 году до 44,7 % к 2020 году).

— Увеличение доли специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам в общем количестве таких специалистов (с 13,4 % в 2018 году до 90 % к 2020 году).

— Увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (с 42,1 % в 2011 году до 46,5 % к 2020 году).

— Увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и/или абилитации в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (с 54,2 % в 2011 году до 57 % к 2020 году).

— Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в РФ (с 28,2 % в 2014 году до 40 % к 2020 году).

— Увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ (с 10 % в 2011 году до 100 % к 2016 году).

Проблематизация. Очевидно, что не случайно основным получателем услуг по этой программе являются инвалиды. Но почему? Дело в том, что согласно данным Росстата, в начале 2014 года в России насчитывалось 12,95 млн инвалидов, в начале 2015 года – уже 12,45 млн. При этом с 2011 года показатель упал на 760 тыс. человек [2]. Падение числа инвалидов эксперты связывают со сменой вектора государственной политики в отношении инвалидов. Отмечается появление приказа Минтруда №664н, который вступил в силу в начале 2015 года. Он устанавливает систему оценки степени инвалидности на основе медицинского подхода, то есть по степени утраты функций организма. Для получения, к примеру, третьей группы инвалидности функция организма должна быть утрачена на 40% и более. Степень потери трудоспособности и диагноз перестали быть определяющими.

Таблица 1

Общая численность инвалидов в Российской Федерации по группам инвалидности[3]

(на 1 января года)

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Всего инвалидов, тыс. чел. 13134 13209 13189 13082 12946 12924 12751
в том числе: I группы 1920 1540 1515 1496 1451 1355 1283
II группы 7086 7306 7076 6833 6595 6472 6250
III группы 3609 3822 4038 4185 4320 4492 4601
дети-инвалиды 519 541 560 568 580 605 617
Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 чел. населения 92,0 92,5 92,2 91,3 90,1 88,4 87,0

 

Но при этом, все важно подчеркнуть, что снижение количества инвалидов в нашей стране началось только после 2011 года, а до 2011 года это количество возрастало. Именно с этого года в нашей стране и начала действовать Государственная программа «Доступная среда».

Таблица 2

Численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (по состоянию на 1 января, тыс. человек) [3]

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.) 2016 г.
Всего инвалидов 12866 12843 12738 12608 12589 12418
в том числе: I группы 1513 1487 1457 1423 1328 1255
из них инвалиды с детства3) 175 181 183 199 202 214
II группы 7074 6850 6624 6384 6266 6049
из них инвалиды с детства 510 527 526 522 527 538
III группы 3739 3945 4089 4221 4391 4497
из них инвалиды с детства 207 225 235 248 264 297
дети-инвалиды 541 560 568 580 605 617

 

Из таблицы 2 мы видим, что снижение количества инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда России, началось только с 2011 года, когда, собственно, в нашей стране и начала действовать Государственная программа «Доступная среда». А до этого их количество практически постоянно увеличивалось. Мы видим ту же тенденцию, как и в таблице 1.

Таблица 3

Распределение инвалидов по полу и возрасту[4] (в тыс. человек) [3]

на 1 января 2014 г. на 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г.
Всего в том числе Всего в том числе Всего в том числе
муж-чины жен-щины муж-чины жен-щины муж-чины жен-щины
Всего инвалидов по основным возр. группам: 12813 5407 7405 12656 5355 7301 12538 5329 7209
дети в возрасте до 18 лет 582 331 251 590 334 256 613 347 265
в том числе: в возрасте 0-7 лет 210 117 93 212 118 94 217 121 96
в возрасте 8-17 лет 372 214 158 378 216 162 396 226 169
трудоспособного возраста 3896 2443 1453 3801 2389 1411 3741 2349 1392
в том числе: в возрасте 18-30 лет 613 362 251 587 345 242 572 333 239
мужчины в возрасте 31-59 лет, женщины в возрасте 31-54 года 3283 2081 1202 3214 2044 1169 3169 2016 1153
старше трудоспособного возраста 8335 2633 5701 8265 2632 5634 8184 2633 5552

 

Из таблицы 3 мы видим, что в нашей стране снижение количества инвалидов происходит во всех возрастных группах, это снижение не зависит от пола российских граждан. Фактически иной зависимости мы в таблице 3 не увидели.

Таблица 4

Численность лиц, впервые признанных инвалидами
(данные Минтруда России, расчет Росстата) [3]

  2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Всего, тыс.человек 966 934 893 842 805 754 729 695
на 10 000 чел. населения 83,3 80,3 76,6 72,2 69,1 64,8 62,5 59,0
Из общей численности признанных инвалидами: тыс. человек
инвалиды I группы 101 109 137 131 128 124 121 125
инвалиды II группы 504 465 392 353 329 303 290 262
инвалиды III группы 361 360 364 358 348 327 318 308
В процентах от общей численности инвалидов:
инвалиды I группы 10,5 11,7 15,3 15,6 15,9 16,5 16,6 18,0
инвалиды II группы 52,2 49,8 43,9 41,9 40,9 40,1 39,8 37,7
инвалиды III группы 37,4 38,5 40,8 42,5 43,2 43,4 43,6 44,3
Из общей численности инвалидов — инвалиды в трудоспособном возрасте:
всего, тыс. человек 432 437 441 417 395 364 346 325
в процентах от общей численности инвалидов 44,7 46,7 49,4 49,5 49,1 48,3 47,4 46,8

 

В таблице 4 мы видим, что количество лиц, впервые признанных инвалидами (по данным Минтруда России), в абсолютном выражении и в процентном отношении снижается. Исключение составляют лишь инвалиды I группы.

Таблица 5

Численность инвалидов, обслуживаемых на дому центрами (отделениями) социального обслуживания и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания (на 1 января, по данным Минтруда России, человек) [3]

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Численность обслуживаемых лиц центрами (отделениями)
социального обслуживания
Инвалиды 590570 558373 572040 570494 568449 583798 561852
в том числе: инвалиды I гр. 101023 93647 91035 88659 89260 87966 84648
инвалиды II гр. 427941 405593 409732 403447 395752 399172 380181
инвалиды III гр. 61606 59133 71273 78388 83437 96660 97023
Численность обслуживаемых лиц специализированными отделениями
социально-медицинского обслуживания
Инвалиды 62995 60758 58894 56351 48774 36986 26976
в том числе: инвалиды I гр. 18282 17658 16936 16596 14568 11535 7829
инвалиды II гр. 39961 38286 36793 34640 29706 21924 16661
инвалиды III гр. 4752 4814 5165 5115 4500 3527 2486

 

Из таблицы 5 видно, что количество инвалидов, обслуживаемых на дому центрами (отделениями) социального обслуживания и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания в нашей стране то растет, то снижается. Какой-то устойчивой тенденции мы не выявили.

Фактически мы видим, что в нашей стране количество инвалидов и количество обслуженных инвалидов немного уменьшилось. Возможно, это снижение связано с некоторыми мерами, к ним относится и Государственная программа «Доступная среда», со стороны государственной и муниципальной власти. Однако выявленная тенденция в абсолютном выражении невелика и вряд ли является устойчивой. Следовательно, в данной статье будет рассмотрена проблема недостаточной эффективности мер в отношении российских инвалидов.

Применяемые методы исследования – анализ статистических и социологических данных и анализ документов.

Анализ проблемы в г.о Химки Московской области.

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа Химки. Государственная программа «Доступная среда» в этом городском округе реализуется в г.о. Химки с 2011 г. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и бюджета г.о. Химки.

В частности, в г.о. Химки реализуется муниципальная программа «Доступная среда» Целью этой программы является формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями в обществе, повышение уровня и качества жизни данной категории населения города [4]. В рамках муниципальной программы осуществляется реализация четырех подпрограмм, а именно:

— Беспрепятственный доступ инвалидам к инфраструктурам г.о. Химки.

— Реализация транспортного обслуживания инвалидов городского округа Химки.

— Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и полноценная социально-бытовая адаптация.

— Создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья для занятий адаптивной физической культурой.

Основной категорией, относящейся к маломобильным группам, являются, как известно, инвалиды. В настоящее время в г.о. Химки Московской области органами социальной защиты зарегистрировано 25251 человек инвалидов, что составляет 10,5 % от всего населения (239967 человек) городского округа [6]. Общая численность инвалидов городского округа по группам инвалидности представлена в таблице 5.

Таблица 5

Общая численность инвалидов по группам инвалидности (на 1 января 2016 года) [6]

Показатели, годы 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Всего инвалидов, чел. 25232 25208 25251
В том числе, 1 группы 2328 2320 2323
2 группы 14002 14004 14014
3 группы 8152 8142 8161
Дети инвалиды 750 742 753
Общее число инвалидов, приходящееся на 1000 чел. населения 9,6 9,8 10,5

 

Из таблицы 5 следует, что в г.о. Химки Московской области с 2014 по 2016 год произошел рост числа инвалидов. И мы определенно видим усиление проблемы. Рост произошел по всем группам инвалидов (исключение составили инвалиды 1-й группы).

Финансирование программы «Доступная среда» в г.о. Химки, как показывает наш анализ, осуществляется из четырех источников:

— федерального бюджета;

— бюджета Московской области;

— бюджета МО «Химки»;

— внебюджетных средств.

На рисунке 1 представлено финансовое обеспечение программы «Доступная среда» в г.о. Химки Московской области за 2014-2016 гг. за счет всех источников.

Таблица 6

Финансовое обеспечение целевой программы «Доступная среда»
в г.о. Химки за 2014-2018 гг. [7]

Источник финансирования подпрограммы по годам реализации и главным распорядителям бюджетных средств, в том числе по годам Расходы (тыс. рублей)
Всего 2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

Средства бюджета городского округа 133701 8030 22172 27493 27766 28240
Средства бюджета Московской области 1615 0 1615 0 0 0
Средства федерального бюджета 0 0 0 0 0 0
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0
Другие источники 0 0 0 0 0 0
Всего, в том числе по годам 115316 8030 23787 27493 27766 28240

 

Проведя анализ таблицы 6 можно сделать ряд выводов. В первую очередь количество выделенных из муниципального бюджета средств ежегодно растет. По мнению авторов статьи, этот факт вызван тем, что в г.о. Химки одновременно реализуется ряд муниципальных программ, которые требуют затрат из бюджета. После выполнения программ освободившиеся прогнозируемые средства бюджета перенаправляются в действующие программы, к примеру «Доступная среда». Также заложенный в программу рост финансирования связан с оптимистичным прогнозом роста бюджета г.о. Химки, это учитывая тот факт, что проект бюджета на 2016 год был реализован лишь на 72,9 % [8].

Рисунок 1. Степень выполнения бюджета г.о. Химки в 2016 году [8]

Также из таблицы 6 можно понять, что программа «Доступная среда» практически полностью реализуется за счет средств муниципального бюджета. Не привлекаются никакие другие источники, за исключением бюджета Московской области, доля участия которого составляет 1,4 %, что, по мнению авторов статьи, не оказывает какого-либо ощутимого воздействия на реализацию программы.

Далее рассмотрим реализацию некоторых подпрограмм муниципальной программы «Доступная среда» в г.о. Химки Московской области.

  1. По подпрограмме «Беспрепятственный доступ инвалидам к инфраструктурам г.о. Химки» планировался показатель «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в муниципальном образовании» в размере 50%, а реально выполнено 52%[5]. В основном, перевыполнение произошло за счет оснащения учебных заведений специальной техникой для получения образования. В 2015 году в рамках программы «Доступная среда» в школах установили специальное оборудование, которое поможет детям-инвалидам усваивать знания без затруднений.

В основном, это касается материально-технического оснащения для людей с нарушениями слуха и зрения. В домах, где проживают дети-инвалиды, имеетсятехника, дополненная элементами исходя из их заболеваний. В настоящее время в школах разрабатывается нормативная документация по инклюзивному образованию – то есть по внедрению ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычный учебный процесс. Поэтому на данный момент учителя проходят курсы повышения квалификации.

  1. Подпрограмма «Реализация транспортного обслуживания инвалидов городского округа Химки». Доля специализированного автотранспорта с учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья планировалась 50 % от потребности. Исполнение составило 48 % [5].

В рамках реализации программы на маршруты в Химках вышли новые низкопольные автобусы. Главное отличие этих автобусов от обычных – наличие системы принудительного наклона кузова «Книлинг», отсутствие ступенек и специальный пандус для колясок. Во время остановки полсалона находится на уровне бордюра, что значительно облегчает погрузку. А во время поездки коляску можно пристегнуть. Внутри автобус оборудован тонированными стеклами и кондиционером.

Однако проблемы передвижения инвалидов это фактически не снимает: во-первых, в автобусах подъемники не автоматические, а механические (для того, чтобы откинуть пандус, водитель должен выйти из кабины и повторять эту процедуру на каждой остановке); во-вторых, остановки не оборудованы плавными съездами; в-третьих, не определены графики движения таких автобусов; в-четвертых, обслуживающий персонал автобусных парков не обучен работе с инвалидами.

Парковочные места для инвалидов в торговом центре оборудовали ограничителями, чтобы припарковаться, водителю придется позвонить по указанному номеру. В подземном паркинге крупнейшего торгового центра Химок на парковках, предназначенных для людей с ограниченными физическими возможностями, появились новые устройства: заградительные барьеры и возможность вызова сотрудника центра.

Но существуют и определенные проблемы. Для человека с инвалидностью таких примеров достаточно: на парковке есть специально отведенные места, но они заняты другими машинами;

в многоэтажном доме сломан или вообще отключен лифт;

наличие пандусов далеко не означает возможность их использования лицами, передвигающимися в коляске (причины: высокий угол наклона, не предусмотрена горизонтальная площадка достаточных размеров для обеспечения устойчивого и безопасного положения коляски в начале и конце пандуса; нет ограждающего бортика и двусторонних поручней).

  1. Следующая подпрограмма «Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и полноценная социально-бытовая адаптация». Основной целью реализации Подпрограммы является Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам. Показатели программы исполнены на 100 %[6]. В 2015 году осуществлялось оказание протезно-ортопедической и слухопротезной помощи инвалидам и маломобильным группам населения, осуществлялось обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением.

По итогам реализации подпрограммы к 2015 году сохранены следующие значения показателей:

— Сохранение доли охвата лиц с ограниченными возможностями здоровья на уровне 100 %.

— Сохранение доля лиц с ограниченными возможностями, обеспеченными специализированным протезным и слухопротезным оборудованием по запросу на уровне 100 %.

  1. Следующая подпрограмма «Создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья для занятий адаптивной физической культурой». Основной целью реализации Подпрограммы является привлечение большего количества инвалидов к занятиям адаптивной физической культурой. Фактически доля обеспечения инвентарем, оборудованием и экипировкой, занимающихся адаптивными видами спорта должна была составить 65 %, а фактически составила 58% [5].

Для вышеперечисленной задачи необходимо было провести мероприятие по приобретению оборудования для МБУ ФСКИ «Благо». Оборудование не было приобретено в связи с уменьшением финансирования по программе. Отдельные мероприятия подпрограммы остались только на бумаге.

Кроме того, существенной проблемой является недостаточно подробное освещение в прессе, на сайте Администрации хода реализации программы, о недостатках и проблемах знают только конкретные люди, которые сталкиваются с этими проблемами. Например: для людей с ограничениями по зрению: это открытые люки, разрытые траншеи и остановки общественного транспорта, загороженные торговыми павильонами. Подъездных путей к ларькам хозяева не предусматривают, и фуры с товаром заезжают прямо на остановки, превращая их в зоны повышенного риска и загораживая пассажирам дорогу к транспорту.

Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. Если взять за пример создание без барьерной среды для инвалидов- колясочников, то следует отметить:

  1. Более 50 % установленных в городском округе пандусов сделаны с грубыми нарушениями техники безопасности. Большие углы и высокие пороги, отсутствие бордюрных ограждений и поручней, делают пандусы опасными для колясочника. Порой доходит до полного абсурда, когда дверь магазина открывается на сторону въезда пандуса и колясочнику просто не развернуться на узком пяточке, чтобы попасть в помещение.
  2. Одной из самых больных тем для маломобильной категории граждан продолжают оставаться тротуары. Сейчас повсеместно делают ремонты тротуаров, стараются чаще использовать тротуарную плитку. Со стороны все выглядит добротно и опрятно, но это только со стороны, для колясочника передвижение по такой плитке превращается в поездку по «стиральной доске». По нормативам высота бордюра на переходах не должна превышать пяти сантиметров, а на самом деле высота превышает 10-15 сантиметров.
  3. Стоматологическая поликлиника в городе совершенно не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Пациентов часто принимают на втором этаже, туда колясочнику без посторонней помощи попасть невозможно. Кабинеты не продуманы для нужд маломобильной категории граждан. Порой и приходится колясочнику проходить осмотр прямо в коридоре.

Но даже те инвалиды, которые смогут воспользоваться коляской, не могут попасть в поликлинику по пандусу, установленному там. Этот пандус сделан из узкого швеллера, ширина его не подходит для большинства колясок, кроме того, он очень крутой и длинный – без поручней[7].

Выборочный социологический опрос инвалидов наглядно показал, что строительство пандусов, навесов, оборудование лестниц поручнями и т.д., на что в основном тратятся бюджетные средства для реализации муниципальной, а частично и областной программы «Доступная среда» проблему доступности объектов социальной инфраструктуры даже для инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата не решает. Дело в том, что при отсутствии лифта выше первого этажа инвалиды самостоятельно подняться не могут и получается, что проблема интеграции инвалидов в общество практически не решается.

Действительно, по данным отдельных социологических опросов инвалиды города редко посещают театр, кино, спортивные матчи и другие объекты социально-культурной сферы. Определенную роль играет плохое здоровье, сложности с выходом из дома и транспортом. Но, главное, по-видимому, в недостаточном внимании к ним со стороны городских властей и общественных организаций.

  1. Наблюдаются изменение в финансировании программы, вносимые в течение года, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что впоследствии сказывается на выполнении целевых показателей программы.
  2. По результатам оценки достижения целевых результатов выявлено, что не достигнуты результаты по подпрограмме «Реализация транспортного обслуживания инвалидов городского округа Химки». Результаты не достигнуты по причине снижения финансирования на 3492 тыс. руб.[8]
  3. Подпрограмма «Создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья для занятий адаптивной физической культурой» также не выполнена по целевым показателям. Снижение финансирования составило 5764 тыс. руб. против утвержденного плана.[9]

Существуют проблемы в реализации данной программы, а именно:

  1. Нарушения техники безопасности в установке, отсутствие бордюрных ограждений и поручней
  2. Несоблюдение высоты бордюра на переходах.
  3. Отсутствие условий в стоматологической поликлинике условий для маломобильной категории граждан.
  4. Остановки низкопольных автобусов не оборудованы плавными съездами.
  5. Стоянки для инвалидов практически всегда заняты другими транспортными средствами;
  6. Социологический опрос среди самих инвалидов, который позволит выявить недостатки для их устранения или предложений по изменению программы, в городе не проводится.
  7. В городе нет паспортов доступности объектов для инвалидов, что снижает информированность групп населения, нуждающихся в посещении данных объектов.

Таким образом, авторы считают целесообразным предложить для более эффективного решения проблемы – социальной поддержки инвалидов. Конкретно по совершенствованию доступной среды для инвалидов-колясочников:

  1. Необходимо строить пандусы с перилами. Если нет места для пандуса, то надо ставить специальные подъемные платформы для колясочников, как вертикального, так и наклонного типа.
  2. На фасаде зданий больниц, аптек, административных зданий на доступной высоте должны быть кнопки вызова персонала.
  3. Внутри помещения, где нет возможности использовать лифт надо иметь гусеничное подъемное устройство типа «Standard» и передвижное подъемное устройство типа БК 011 для пересаживания с коляски на кушетку или кресло, или их более дешевые импортные аналоги.

Кроме того, в связи с проведенным исследованием можно предложить муниципальным органам власти в рамках реализации программы «Доступная среда»:

  1. Разработать интерактивную карту и паспорта доступности на объекты города, доступные и недоступные для инвалидов и маломобильных групп населения. Карту вполне можно разместить на сайте администрации городского округа. Такая карта, полагаем, поможет органам власти быстрее решать проблемы инвалидов и привлекать волонтёров, которые сами захотят участвовать в этой работе.
  2. Эффективность реализации программы «Доступная среда», скорее всего, должна оцениваться многопланово: самими инвалидами путем социологического опроса, средствами массовой информации, экспертами, социальными работниками, работниками органов местного самоуправления. Кстати, студенты Академии гражданской защиты МЧС России, участвуя в оценке эффективности реализации данной муниципальной программы в г.о. Химки, могут тренировать навыки проведения исследований социально-экономических и политических процессов.
  3. В программе нет ни слова о создании реабилитационных центров для инвалидов и для детей-инвалидов. В этой связи полагаем возможным предложить дополнить муниципальную программу «Доступная среда» созданием реабилитационных центров и сопутствующим ей инфраструктуры. Возможно, что на содержание реабилитационных центров для инвалидов потребуется планирование дополнительных финансовых средств.
  4. Для нас очевидно, что для постоянно растущего городского округа Химки в большом количестве нужны волонтеры – добровольцы, которые могли бы на первое время, до решения проблем доступной среды, помочь людям с ограниченными возможностями в передвижении в медицинские учреждения, административные здания и т.д. Возможно, что волонтерская деятельность будет уместна в первую очередь, в информационном пространстве, например, в поиске работы инвалидам. Полагаем также, что в г.о. Химки полнее можно использовать возможности социального такси, социального автобуса.
  5. Средствам массовой информации можно предложить активно использовать социальную рекламу для обращения внимания власти и населения на проблемы инвалидов. которая могла бы доводить информацию до общества о проблемах маломобильной категории граждан, популяризировала достижения по развитию безбарьерной среды.

Таким образом, программа «Доступная среда», реализуемая на муниципальном уровне власти и управления, возможно, все же требует некоторой корректировки с учетом потребностей различных категорий инвалидов и положений Федерального закона № 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Список литературы

  1. Паспорт государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы [Электронный ресурс] // Портал госпрограммы РФ [сайт]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4 (дата обращения: 25.01.2017).
  2. «Ъ»: число инвалидов в России снизилось за год на 500 тысяч [Электронный ресурс] // газета.ru [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/03/01/n_8313071.shtml (дата обращения: 27.01.2017).
  3. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 28.01.2017).
  4. Муниципальная программа городского округа Химки Московской области «Доступная среда» на срок 2014-2018 гг. Краткое описание программы [Электронный ресурс] // Администрация городского округа Химки [сайт]. URL: http://www.admhimki.ru/okrug/programmy/dostupnaya-sreda/kratkoe-opisanie-programmy/ (дата обращения: 25.01.2017).
  5. Отчеты об исполнении показателей программы «Доступная среда» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.о. Химки [сайт]. URL: http://www.admhimki.ru/dokumenty/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 25.01.2017).
  6. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 25.01.2017).
  7. Паспорт муниципальной программы «Доступная среда» г.о. Химки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.о. Химки [сайт]. URL: http://www.admhimki.ru/dokumenty/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 25.01.2017).
  8. Сведения о выполнении бюджета г.о. Химки за 2016 год [Электронный ресурс] // Открытый бюджет г.о. Химки [сайт]. URL: http://budget.admhimki.ru/ru/execution/general/2017/2 (дата обращения: 25.01.2017).
  9. Мельков С.А., Микрюков В.О., Лябах А.Ю. Должен ли выпускник российского вуза владеть аналитическими навыками? (на примере направления «Государственное и муниципальное управление») / Сборник мат-лов конференции «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. – С. 145-150 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека elibrary [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28819318 (дата обращения: 25.01.2017).
  10. Малека Ю.Н., Мельков С.А., Лапин А.Н., Щукарев С.Ю. Особенности проектного управления в МЧС России: постановка проблемы / Сборник мат-лов конференции «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. – С. 132-142 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека elibrary [сайт]. URL. http://elibrary.ru/item.asp?id=28819318 (дата обращения: 11.02.2017).
  11. Даваа М.Э., Злотникова Е.В., Мельков С.А. Анализ работы мэрии города Кызыл Республики Тыва по повышению уровня жизни населения / в сборнике «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований». – М., 2017. С. 38-46 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека elibrary [сайт]. URL. http://elibrary.ru/item.asp?id=28821400 (дата обращения: 11.02.2017).
[1] Реабилитация (или восстановительное лечение) – это комплекс мероприятий (медицинских, психологических, бытовых, педагогических, социально-экономических, производственных и др.), направленных на скорейшее и максимально полное восстановление здоровья больных людей и инвалидов и их возвращение к активному, подвижному образу жизни и общественному труду.

[2] Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis – удобный, приспособительный) – это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация – подготовка к какому-либо роду деятельности. Также абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, приводящие к утрате возможности трудиться, учиться и хорошо адаптироваться к жизни в обществе.

[3] В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда РФ, Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Р контролю за оборотом наркотиков. Расчет Росстата [3].

[4] К мужчинам трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте 18-59 лет, к женщинам трудоспособного возраста – женщины в возрасте 18-54 года.

[5] Данные получены студентом Ладенко П.А. в ходе прохождения преддипломной практики в Администрации г.о. Химки Московской области.

[6] Данные получены студентом Ладенко П.А. в ходе прохождения преддипломной практики в Администрации г.о. Химки Московской области.

[7] Материалы систематизированы авторами самостоятельно на основании запросов в сети Интернет.

[8] Данные получены студентом Ладенко П.А. в ходе прохождения преддипломной практики в Администрации г.о. Химки Московской области.

[9] Данные получены студентом Ладенко П.А. в ходе прохождения преддипломной практики в Администрации г.о. Химки Московской области.