Home / Политические проблемы государственного регулирования / Злотникова Е.В., Лябах А.Ю., Одноорко О.Р. Решение некоторых проблем реализации Федеральной целевой программы «Материнский капитал» с использованием метода кейс-стади

Злотникова Е.В., Лябах А.Ю., Одноорко О.Р. Решение некоторых проблем реализации Федеральной целевой программы «Материнский капитал» с использованием метода кейс-стади

Злотникова Елена Вячеславовна – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат политических наук

manwantara@yandex.ru

Лябах Андрей Юрьевич – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

0190555@mail.ru

Одноорко Оксана Романовна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

koksana-ora@mail.ru

 

Решение некоторых проблем реализации Федеральной целевой программы
«Материнский капитал» с использованием метода кейс-стади

Solving some problems of implementing the Federal Target Program

«Maternity capital» using the case-study method

 

Аннотация. В статье осуществлена проблематизация процесса реализации в нашей стране Федеральной целевой программы «Материнский капитал». Проведен анализ возможности их решения с использованием метода кейс-стади (учебный кейс был разработан авторами статьи) в образовательном процессе высшего учебного заведения, на примере Академии гражданской защиты МЧС России. На основе анализа решения студентами Академии гражданской защиты МЧС России разработаны некоторые практические предложения по решению выявленных авторами проблем.

Статья выполнена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract.In the article, the implementation of the federal target program «Mother Capital» in our country is problematized. The analysis of the possibility of their solution using the case-study method (the study case was developed by the authors of the article) was analyzed in the educational process of the higher educational institution, using the example of the Civil Protection Academy of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Based on the analysis of the decision by the students of the Civil Protection Academy of the Ministry of Emergencies of Russia, some practical proposals have been developed to address the problems identified by the authors.

The article was carried out as part of a planned study of the academic discipline «Investigation of socio-economic and political processes» under the leadership of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: государственная поддержка, государственная помощь, демографический кризис, демографические показатели, дети, материнский капитал, родители, рождаемость, Росстат, семья, сертификат, ситуационный анализ, социальная поддержка, учебный кейс, федеральная целевая программа, экономика, SWOT-анализ.

Keywords: state support, state aid, demographic crisis, demographic indicators, children, maternity capital, parents, birth rate, Rosstat, family, certificate, situational analysis, social support, training case, federal target program, economy, SWOT analysis.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуализация. Известно, что важнейшим социальным институтом, от которого напрямую зависит развитие практически любого социума, является семья. Эта базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей и принадлежащая к важнейшим общественным ценностям, во все времена оказывала большое влияние на развитие страны. Обратим внимание на открытые и доступные исследователям статистические данные и заметим, что с начала 1990-х годов наша страна достаточно долгое время находилась в состоянии демографического кризиса (см. далее таблицу 1) [1].

Таблица 1.

Демографическая динамика в Российской Федерации

ГГоды Всего, человек На 1000 человек населения
родившихся естественный прирост родившихся естественный прирост
22005 1457376 -846559 10,2 -5,9
22006 1479637 -687066 10,3 -4,8
22007 1610122 -470323 11,3 -3,3
22008 1713947 -362007 12,0 -2,5
22009 1761687 -248856 12,3 -1,8
22010 1788948 -239568 12,5 -1,7
22011 1796629 -129091 12,6 -0,9
22012 1902084 -4251 13,3 0,0
22013 1895822 24013 13,2 0,2
22014 1942683 30336 13,3 0,2
22015 1940579 32038 13,3 0,3

 

Мы видим, что в нашей стране примерно с 2013 года статистически замечен небольшой демографический рост: как в абсолютном выражении, так и на 1000 человек населения естественный прирост имеет положительную динамику. Фактически сегодня актуальность демографических проблем в России очевидна. Далее отметим несколько ключевых моментов их актуальности.

Во-первых, российское старение постепенно стареет.

Во-вторых, глобализация открывает/создает новые возможности, в первую очередь, для молодежи. Соответственно, отечественная система образования, а не только властно-политическая система, также должны гарантировать создание оптимальных условий для развития молодежи.

В-третьих, Конституция Российской Федерации гарантирует социальный характер российского государства. Соответственно, наше государство должно найти средства на выполнение своих обязательств для всех категорий граждан.

В-четвертых, решение демографических проблем в России, к сожалению, сопровождается коррупционными и иными проявлениями и преступлениями.

Проблематизация. Чем больше авторы статьи читали информационно-аналитические материалы по демографической проблематике, тем больше авторы статьи убеждались в существовании огромного количества проблем с их реализацией. Так, в 2015 году отмечали в своей научной статье И.Т. Арабидзе и Е.К. Рамазанова: «В сложившейся ситуации органами государственной власти РФ было принято решении о разработке некоторых государственных механизмов стимулирования рождаемости. Одним из таких механизмов стала Федеральная целевая программа «Материнский капитал». Промежуточные итоги реализации программы по данные Пенсионного фонда России (ПФР), Министерства труда и социальной защиты свидетельствуют о следующих достигнутых показателях: за 7 лет работы этой федеральной программы с 2007 по 2014 год сертификат получили 5,5 млн российских семей. Из них почти 3 млн уже потратили его на приобретение недвижимости. Еще 905 тыс. семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств. Кроме того, ПФР принял уже 146 тыс. заявок на обучение детей и 2,4 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы. Но, несмотря на приведенную положительную статистику, есть определенные проблемы, связанные с реализацией ФЦП «Материнский капитал». Одна из них связана с ростом мошенничества в части обналичивания финансовых средств материнского капитала» [7].

В свою очередь, исследователи А.А. Арабидзе и А.А. Батулина в своей научной статье пишут: Государственная поддержка молодых семей нуждающихся в жилье, является, как мы полагаем, одним из важнейших приоритетов государственной политики современной России, поскольку молодежь в возрасте от 18 до 35 лет является самой репродуктивной частью населения страны: в Российской Федерации 83% детей рождаются в семьях, где возраст родителей до 35лет. Поэтому при формировании демографической политики особое внимание со стороны государства уделяется именно этой возрастной категории [8].

Чтобы устранить прямую угрозу депопуляции российского общества и государства, было принято решение о внедрении в нашей стране некоторых государственных механизмов, которые стимулировали рост рождаемости. В связи с этим был принят закон о государственной поддержке семей, которые имеют детей, а именно – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года  № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1]. Данный закон дает право семьям, родившим или усыновившим вторых и последующих детей после 1 января 2007 года, на предоставление средств материнского (семейного) капитала, что подтверждается сертификатом. Согласно открытым данным опубликованным Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2015 года, размер материнского (семейного ) капитала составляет 453 026 рублей, общее количество выданных сертификатов ровняется 6,7 млн, а количество семей, которые полностью распорядились материнским (семейным) капиталом составляет 3,4 млн [3]. Кроме того, проанализировав демографические данные естественного движения населения, предоставленные Федеральной службой государственной статистики 26.05.2016, можно сделать вывод о том, Федеральная целевая программа «Материнский капитал», скорее всего, действительно в определенной степени стимулирует в нашей стране рост рождаемости и позволяет повысить уровень естественного прироста населения, тем самым создавая условия для преодоления демографического кризиса в современной Российской Федерации [6].

Но, несмотря на положительные результаты, существуют некоторые проблемы реализации Федеральной целевой программы «Материнский капитал». Одна из них связана со сложностью получения средств материнского капитала семьями без матери.

Кейс-проектирование. Для поиска решений данной проблемы авторами статьи был составлен учебный кейс на тему: «Проблемы реализации федеральной целевой программы «Материнский капитал». В данной научной статье далее описана конкретная проблемная ситуация с которой столкнулся гражданин Мушкин, которому было отказано в получении материнского капитала.

Проблемная ситуация учебного кейса. В 2011 году гражданин Российской Федерации И.А. Мушкин стал отцом девочек-двойняшек, рожденных суррогатной матерью. Отец-одиночка обратился в Пенсионный фонд за материнским капиталом, но получил отказ. Свое решение фонд мотивировал тем, что по закону право на материнский капитал есть только у женщин, родивших или усыновивших второго ребенка, и мужчин, являющихся единственными усыновителями второго или последующих детей. И действительно, согласно ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на получение материнского капитала имеют:

1) женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 01.01.2007;

2) мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении, вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007 года.

В соответствии с этим возникает следующая управленческая проблема, у мужчины, который является единственным родителем своих детей вследствие гибели супруги, лишения матери родительских прав, в случае если для первого ребенка он является отчимом и т.п., возникают существенные препятствия и затруднения в получении материнского капитала [1].

Результаты решения авторского учебного кейса

В первом задании студентам[1] было необходимо выявить основные преимущества и недостатки федеральной целевой программы «Материнский капитал». В качестве преимуществ данной целевой программы наибольшая часть студентов учебной группы (10 из 16 студентов = 62 % всех студентов) отметила:

1) финансовую поддержку семьи;

2) увеличение рождаемости и, как следствие улучшение демографической ситуации в стране;

3) возможность «разбить» сумму материнского капитала по направлениям

В качестве недостатков данной программы, большинство студентов (9 из 16 = 56%) выделили:

  1. маленький диапазон использования средств материнского капитала;
  2. сложность оформления документов для получения и использования средств материнского капитала;
  3. несовершенство нормативно-правовой базы данной программы.

Во втором задании учебного кейса студентам учебной группы необходимо было внести предложения о том, где еще можно использовать материнский капитал, помимо закрепленных в законодательстве направлений, и аргументировать свою точку зрения. Рассмотрим подробно наиболее распространенные из предложенных студентами учебной группы вариантов дополнительного использования материнского капитала.

Первый по популярности вариант (12 из 16 студентов учебной группы = 75 %) из предложенных студентами – возможность использования средств материнского капитала для оплаты дополнительного образования для детей. Известно, что для того, чтобы предоставить ребенку возможность получить качественное образование, этим вопросом следует заняться задолго его поступления в высшее учебное заведение (так считают студенты учебной группы). Чтобы помочь ребенку найти свое место в жизни, нужно помогать ему развивать его творческие, спортивные и умственные задатки с малого возраста. Это предполагает посещение не только общеобразовательных учреждений, но и различных кружков, секций, школ, которые позволят ребенку развиваться в различных направлениях, дадут возможность получить дополнительные знания, навыки и умения, а также помогут определиться с жизненными приоритетами ребенка. Такое дополнительное образование недешево, и не каждая семья может себе его позволить. Таким образом, материнский капитал, по мнению студентов учебной группы, стал бы отличной помощью родителям в оплате услуг учреждений, предоставляющих возможность дополнительного образования для их детей.

Вторым по распространенности способом (9 из 16 студентов учебной группы = 56 %) расходования средств материнского капитала стал вариант увеличения суммы единовременных выплат. В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» максимальная сумма выплаты составляет 25 000 рублей. Студенты учебной группы сочли эту сумму недостаточной для бытовых расходов, особенно в условиях кризиса, а также с учетом роста безработицы и падения реальных доходов населения. В настоящее время, такие жизненно необходимые средства как: продукты питания, одежда, предметы личной гигиены, лекарства и т.д. существенно возросли в цене. Кроме того, для полноценного развития ребенка, полагают студенты, ему также необходимы различные развивающие игрушки, книги, школьные принадлежности и тому подобное. Однако, все эти вещи стоят достаточно дорого. Исходя из этой проблемы даже среднестатистической семье (не говоря уже о малообеспеченной) необходимы дополнительные финансовые средства. По мнению студентов, в настоящее время, суммой в 25 000 рублей невозможно удовлетворить потребности семьи состоящей из 4-х человек и более [2].

Следующий наиболее значимый вариант использования материнского капитала (8 из 16 студентов учебной группы =50 %) – открытие счета в банке на имя ребенка (с ежегодной индексацией). Такой способ использования средств материнского капитала позволяет ребенку самому распоряжаться предложенными государством деньгами по достижению совершеннолетия. В данном случае, ребенок по достижению 18-летнего возраста, сможет самостоятельно использовать данные средства для того, чтобы самореализоваться, даже оказавшись без поддержки родителей. Однако возникает вопрос, сможет ли еще молодой, не опытный в жизненном плане человек рационально использовать предоставленные средства? Впрочем, пособие дается не на ребенка, а на семью, там как минимум 2 человека претендуют на эту сумму, и потом, если бы государство желало бы деньгами отдать, то отдало бы сразу – смысл программы в целевом использовании этих средств.

Так же распространенным мнением студентов (6 из 16 студентов учебной группы = 37 %) оказался вариант с расходованием средств материнского капитала на открытие родителями «своего» дела. Студенты предположили, что вложение средств материнского капитала в предпринимательскую деятельность не только приносило бы в семью дополнительный доход, но и способствовало бы развитию среднего и малого бизнеса в Российской Федерации, а также улучшению экономической ситуации в стране. Однако, этот способ уже был предложен представителями Министерства труда и социальной защиты России, но так и не был принят. Представители Минэкономразвития России аргументировали это нехваткой у россиян предпринимательского опыта, и как следствие – риском нерационального вложения россиянами средств материнского капитала.

Также студенты предложили использовать средства материнского капитала по следующим направлениям:

  1. Покупка автомобиля (5 из 16 студентов учебной группы = 31 %).
  2. Лечение заграницей (3 из 16 студентов учебной группы = 18 %).
  3. Погашение кредитов и оплата налогов (3 из 16 студентов учебной группы =18 %).
  4. Оплата коммунальных услуг (1 из 16 студентов учебной группы = 6 %).

В третьем задании учебного кейса студентам учебной группы было необходимо предложить эффективные способы совершенствования Федеральной целевой программы «Материнский капитал» и обосновать свои ответы.

Большинство студентов учебной группы считает, что в первую очередь в совершенствовании нуждается нормативно-правовая база данной федеральной целевой программы. Несовершенства законодательной базы нередко создают проблемы для родителей. В пример этому можно привести и самого И.А. Мушкина, ставшего отцом девочек-двойняшек, проблемная ситуация которого рассматривается в данном учебном кейсе. Также нередко в получении сертификата отказывают женщинам, не имеющим постоянной прописки.

Мужчине, будучи единственным родителем двоих и более детей, бывает особенно тяжело оформить материнский капитал. В большинстве случаев, подобные проблемы решаются в ходе судебного разбирательства, и чаще всего суд встает на сторону родителя. Однако, подобные разбирательства требуют сбора большого количества документации, значительной траты сил и времени отцом детей. Далеко не каждый родитель, воспитывающий двух и более детей, готов тратить все свое свободное время на судебные разборки, особенно, если детей приходится воспитывать в одиночку. Поэтому, чтобы упростить процесс получения и использования средств материнского капитала, необходимо, в первоочередном порядке, совершенствовать существующее законодательство, касательно данного вопроса.

Вторым по значимости аспектом в совершенствовании Федеральной целевой программы «Материнский капитал», по мнению студентов, является излишняя бюрократизация процесса оформления и использования сертификата. И если для оформления сертификата обычно требуется лишь заявление от лица, получившего право на материнский капитал, паспорт заявителя, свидетельства о рождении всех детей или решении суда об их усыновлении, то для того чтобы использовать средства материнского капитала, необходимо огромное количество документации из самых различных инстанций. Перечень документов может отличаться, в зависимости от того, на что конкретно родитель хочет потратить данные государством средства. Однако количество различных справок, свидетельств, выписок, заявлений и так далее, оказывается достаточно внушительным при выборе любого из предложенных направлений. Более того, нередко предоставляемые документы являются взаимозаменяемыми, тем не менее, для предоставления необходим весь пакет [5]. Излишний бюрократизм в данном вопросе, так же создает для родителей, желающих тратить свое время и силы на воспитание детей, массу проблем и сложностей, что приводит к несовершенной работе данного государственного механизма, а также создает условия для развития коррупции в данной сфере. Поэтому, существует необходимость сократить перечень документов предоставляемых родителями для использования средств материнского капитала.

Третий способ эффективного, по мнению большинства студентов, совершенствования данной Федеральной целевой программы является расширение сектора использования ее средств. По статистике Пенсионного фонда Российской Федерации, семьи предпочитают тратить средства материнского капитала на покупку недвижимости или улучшение жилищных условий. Второй по популярности способ расходования данных средств – получение образования ребенком (детьми). В условиях кризиса, единовременная выплата средств на повседневные нужды, тоже является распространенным способом использования данных средств. Самым не популярным оказалось использование материнского капитала на формирование накопительной пенсии. Однако следует отметить, что расходование средств материнского капитала на покупку недвижимости не всегда целесообразна, так как перевод средств материнского капитала продавцу жилища происходит после оформления документов и договора в Росреестре (после совершения покупки жилья) и положительного ответа Пенсионного фонда о расходовании средств капитала. Чаще всего продавцы не желают рисковать, поэтому покупатели берут кредит, расплачиваются с продавцом и гасят заём материнским капиталом. Получается, что покупка жилого помещения полностью лежит на плечах обладателей сертификата, а средства материнского капитала погашают лишь проценты по кредиту [4].

Трата средств на образование детей очень рациональный способ использования сертификата, но только если первый ребенок уже взрослый и эти средства можно потратить в ближайшем будущем. Спрогнозировать состояние экономики страны на несколько лет вперед достаточно сложно, поэтому нельзя с уверенность сказать, что предоставленных средств будет хватать на полноценную оплату обучения через 5 лет и более (хотя предусмотрен механизм индексации средств). Такая же проблема возникает и при расходовании средств на формирование накопительной пенсии. В связи с этим, студенты учебной группы считают необходимым расширить диапазон использования средств материнского капитала, что бы дать возможность родителям вкладывать эти средства в семью и детей в ближайшее время, пока эти средства имеют существенную ценность.

В задании учебного кейса под номером 4 студенты учебной группы должны были раскрыть и аргументировать свои мысли по следующему вопросу: «По каким причинам, государство проявляет заботу о матерях-одиночках в большей степени, нежели об отцах, воспитывающих ребенка самостоятельно?». Выделим далее 3 наиболее распространенных вариантов ответа на данный вопрос студентов учебной группы, решавших данный учебный кейс.

По мнению большинства студентов, одна из основных причин такой «дискриминации» объясняется тем, что по статистике матерей-одиночек в разы больше, нежели отцов-одиночек. Согласно статистическим данным на 2012 год в России на 5,6 млн матерей одиночек, приходится 634,5 тыс. отцов, воспитывающих детей самостоятельно [9]. Большее количество неполных семей состоит именно из матери и детей, поэтому такие семьи нуждаются в большей опеке государства.

Следующей причиной такой «дискриминации» отцов-одиночек является то, что традиционно определение «отцовства» рассматривается в большей степени как биологическое, нежели как социальное. Однако, можно заметить, что социальный статус отца и его функции подверглись трансформации. На практике это проявляется в том, что мужчины стали больше времени уделять уходу за детьми и их воспитанию. И все же нельзя отрицать, что в современном государстве функцию воспитания и социализации детей, в основном, на себя берет именно женщина.

Также важной причиной «дискриминации» отцов-одиночек студенты выделили распределение родительских ролей. Нередко роль мужчины в семье сводится к ограничению своих функций лишь к материальному обеспечению семьи и ребенка. Обычно у мужчины нет особого желания нести ответственность за воспитание ребенка, поэтому он в большей степени берет на себя роль «добытчика» финансовых ресурсов.

Проанализировав все причины, можно сделать вывод о том, что отцу-одиночке поддержка государства просто необходима. Долгое время родительские роли в семье складывались на основе биологических, психологических и социальных различий мужчины и женщины. В основном, в отцовские функции не входили уход и воспитание ребенка. Роль отца, в большей степени, реализуется в экономическом обеспечении, защите, а также передаче социокультурных норм и образцов мужского поведения последующим поколениям. Поэтому воспитание детей в одиночку дается мужчинам тяжело, в некотором плане, возможно даже тяжелее, чем женщине (скорее, в ментально-психологическом плане). Исходя из этого, отцы-одиночки в значительной степени нуждаются в поддержке со стороны.

В последнем, пятом задании учебного кейса, студенты должны были выполнить творческое задание и подготовить проект Приказа Министерства труда и социального развития «О мерах социальной поддержки одиноких родителей», с целью применения на практике своих знаний и навыков по составлению нормативно-правовых документов. Однако полученные результаты решения этого задания учебного кейса авторы данной статьи планируют в следующих научных статьях.

В качестве выводов проведенного анализа отметим несколько основных моментов. По мнению студентов Академии гражданской защиты МЧС России, в нашей стране следует:

Во-первых, продолжать разработку и реализацию таких механизмов государственного управления, как федеральные целевые программы.

Во-вторых, продолжать в государственной политике уделять внимание молодежи, молодым семьям, детям.

В-третьих, важно обеспечить финансовые обязательства государства по всем принятым и будущим целевым программам.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение [сайт]. URL: http://base.garant.ru/12151286/#ixzz4SdmMOMst (дата обращения: 28.01.2017).
  2. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/758691/#ixzz4SdmmI48g (дата обращения: 28.01.2017).
  3. Открытые данные [Электронный ресурс] // Пенсионный фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru/opendata/ (дата обращения: 28.01.2017).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение [сайт]. URL: http://base.garant.ru/12157749/ (дата обращения: 28.01.2017).
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 г. N 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовое обеспечение [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70146778/ (дата обращения: 28.01.2017).
  6. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 28.01.2017).
  7. Арабидзе И.Т., Рамазанова Е.К. Метод кейс-стади – как способ поиска некоторых практических решений проблем реализации Федеральной целевой программы «Материнский капитал» (на примере Московской области) [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 1 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/11number/articles11/Arabidze_Ramazanova_11.pdf (дата обращения: 28.01.2017).
  8. Арабидзе И.Т., Батулина А.А. Решение методом кейс-стади проблемы реализации Федеральной целевой программы «Жилище» (на примере г.о. Химки Московской области) [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 1 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/11number/articles11/Arabidze_Batulina_11.pdf (дата обращения: 28.01.2017).
  9. Неполная семья: как воспитать ребенка полноценным? [Электронный ресурс] // Петербургская интернет-газета «Фонтанка» [сайт]. URL: http://www.fontanka.ru/2012/10/22/068/ (дата обращения: 28.01.2017).
[1] В решении данного учебного кейса участвовали 16 студентов 3-го курса (направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», уровень бакалавриата).