Home / Рецензии / Коляденкова В.С. Мнение студентов о роли и месте аналитической деятельности в сфере государственного и муниципального управления

Коляденкова В.С. Мнение студентов о роли и месте аналитической деятельности в сфере государственного и муниципального управления

Коляденкова Валерия Сергеевна – студент 1-го курса

ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»

(направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень магистратуры)

v.kolyadenkova@mail.ru

Мнение студентов о роли и месте аналитической деятельности
в сфере государственного и муниципального управления

The students’ opinion on the role and place of analytical work

in the sphere of state and municipal management

 

Аннотация. Работа, по сути, представляет собой рецензию сборника статей «От азбучных истин – к аналитическим центрам». Данная статья-рецензия посвящена изучению перспективных направлений информационно-аналитической деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также выявлению мнения студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся на направлении «Государственное и муниципальное управление». Автор статьи обратил внимание на потенциальное и реальное позиционирование современного аналитика-управленца в сфере государственного и муниципального управления в России.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России и при активном участии кандидата политических наук Перенджиева Александра Николаевича в рамках планового изучения учебной дисциплины «Модернизация системы государственного и муниципального управления».

Abstract. The work, in fact, is a review of the collection of articles «From ABC Truths — to Analytical Centers.» This article-review is devoted to the study of promising areas of information and analytical activities in the sphere of state and municipal management, as well as the identification of the students of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia who are studying in the direction «State and municipal management». The author of the article drew attention to the potential and real positioning of the modern analyst-manager in the sphere of state and municipal management in Russia.

The article is prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkov Sergey Anatolievich within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia and with the active participation of the candidate of political sciences Alexander Nikolaevich Perendzhiev within the framework of the planned study of the discipline » Modernization of the system of state and municipal management. »

 Ключевые слова: аналитика, аналитическое сообщество, анкетирование, государственное и муниципальное управление, информационное обеспечение, консалтинг, консолидация экспертов, ЛПР, моделирование, модернизация, мониторинг, мягкая сила, опрос, позиционирование, политика, проблемная ситуация, прогнозирование, сетевое сообщество, сценарии социально-политических решений, умная сила, экспертные центры.

Keywords: analytical, analytical community, questioning, state and municipal management, information support, consulting, consolidation of experts, decision maker, modeling, modernization, monitoring, soft power, poll, positioning, policy, problem situation, forecasting, network community, social scenarios — political decisions, clever force, expert centers.

 

Текст статьи в PDF

 

Ведущий преподаватель нашей кафедры государственного и муниципального управления (в данном случае – Мельков Сергей Анатольевич) дал мне на изучение и рецензирование сборник статей «От азбучных истин – к аналитическим центрам» [1]. Этот сборник открывает для читателя множество проблемных ситуаций в сфере использования аналитических навыков в области государственного и муниципального управления.

Для начала необходимо разобраться, кто такой аналитик в сфере государственного и муниципального управления [3]? Исследователи дают самые разные трактовки этого понятия, но в рамках данной статьи, следует определить аналитика как «человека-интеллектуала», владеющего передовыми технологиями анализа и синтеза информации, необходимой для принятия того или иного управленческого решения.

Актуальность темы данной статьи, в этой связи, подтверждается тем, что современному специалисту при принятии решения необходимо учитывать многочисленные целевые установки субъектов и акторов политической, экономической и социальной сфер жизни, которых данное решение будет затрагивать. Здесь важно позиционирование управленцем себя как аналитика при подготовке информации для принятия и отслеживания решений. В условиях современных реалий лицо, принимающее решение (далее – ЛПР), одновременно должно быть специалистом-аналитиком и экспертом[1], чтобы сократить затраты и время на подготовку, принятие решения и экспертную оценку результатов внедрения этого решения в жизнь.

В рамках данной статьи была предпринята попытка оценить возможность подготовки такого «мульти-специалиста-управленца» в условиях современного образовательного процесса, на примере подготовки студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». В ходе исследования был проведен опрос, с целью определить, имеется ли у наших студентов собственное понимание термина «аналитические навыки», позиционируют ли они себя как будущих аналитиков-управленцев и видят ли они возможности развивать у себя аналитические способности в процессе обучения. Многие работодатели сегодня отмечают необходимость комплексного подхода к развитию аналитических способностей и навыков у студентов любых специальностей, с целью повышения эффективности будущих молодых специалистов на рабочих местах.

Еще один важный аспект актуальности темы данной книги (сборника статей) связан с нынешней усиливающейся субъектностью аналитических (экспертных) центров и сообществ. Как написали в своей книге специалисты из Российской академии наук: «Если аналитические сообщества достаточно консолидированы, чтобы выступить с общей интеллектуальной программой» они становятся весьма ресурсными и эффективными акторами» [4, С. 7]. Они же отмечают:

– во всем мире растет число аналитических сообществ и аналитических центров;

– увеличивается их значимость, усиливается их влияние на политических акторов и политическое развитие в целом;

– усложняются политические процессы в современном мире и растет спрос на аналитику;

– возрастает политическая субъектность самих аналитических сообществ, выступающих необходимостью включения национальных – в том числе, российских – аналитиков в глобальные сети и сообщества [4, С. 7].

Кроме того, следует напомнить, что во многих странах мира сегодня структурированная аналитика (аналитические сети и сообщества) выступают естественной органичной частью «мягкой силы», которую постепенно всё чаще переименовывают в «умную силу». Как пишет известный американский политолог и аналитик Дж. Най, аналитика позволяет связать воедино мягкую и жесткую силу [5].

Рисунок 1. «Модель» основных вопросов аналитической деятельности

Анализ содержания сборника статей. Поэтому, проанализировав содержание рецензируемого сборника статей [1], для начала следует обозначить «модель» аналитической деятельности, отражающую основные вопросы, ответив на которые можно охарактеризовать этапы и область аналитической деятельности в процессе принятия решения (см. рисунок 1).

«Модель», представленная выше, способна описать объект аналитики – предметную, содержательную сторону деятельности (что делается), субъект деятельности и возможных заинтересованных лиц (кто делает), содержит описание приемов, способов и технологий осуществления деятельности (как делает), а также определяет положение аналитической деятельности в системе других видов деятельности (зачем и где делается) [2]. Отвечая на эти вопросы, нужно помнить, что аналитика не является наукой: не открывает новые, верифицируемые формы знания. Задача аналитики иная: показать с адекватными для соответствующего уровня государственного или муниципального решения ограничениями истоки и последствия принимаемых решений.

Используя различные методы работы с информацией, аналитик-управленец сам может формулировать определенные сценарии социально-политических решений, прогнозировать их развитие, а на основе этих прогнозов принимать наиболее эффективные решения. Важный принцип в работе такого специалиста – профессионализм, т.е. наличие наработанного инструментария, умения и опыта применения в работе тех или иных методов работы с информацией.

Российская система высшей школы не выпускает сегодня специалистов с дипломом «Аналитик», однако выпускники ВУЗов нашей страны имеют достаточные базовые знания, развитие которых в определенном аспекте поможет будущему работодателю не пожалеть, пригласив на работу такого специалиста. Здесь возникает вопрос, возможно ли научить студента «быть аналитиком»? И если ответ «да», то как это сделать?

Рецензируемый сборник включает несколько статей, содержание которых раскрывает само понятие аналитической деятельности и освещает основные аспекты применения этого вида деятельности в различных областях управленческой, социально-политической, военной и информационно-технической практик.

Авторы статей в рецензируемом сборнике затрагивают тему создания и развития уже имеющихся ведомственных и межведомственных аналитических структур. Поднимают вопрос об интенсивном развитии негосударственных аналитических центров, которые уже оказывают помощь в процессе принятия важнейших управленческих решений. Нам, как будущим специалистам в этой области, важно задуматься об идее перевода аналитической деятельности на системную профессиональную основу уже сегодня, чтобы в будущем повысить эффективность своего аналитического обеспечения при решении множества политических и социально-экономических проблем в нашей стране.

Преподавателям, стремящимся сделать свою деятельность более профессиональной и технологичной, также было бы полезно ознакомиться с содержанием рецензируемого сборника статей: описываемый авторами проект «Азбука аналитики» наталкивает на мысль создания базового методического пособия для управленцев, желающих упрочить взаимосвязь аналитики и управления в своей работе. Система подготовки и переподготовки аналитических кадров в нашей стране пока только зарождается, что открывает широкий простор для мысли и научного творчества.

В рамках проекта «Азбука аналитики», содержание которого описывают составители сборника в своих статьях, раскрывается роль, место и основные атрибуты аналитической деятельности. В понятной и доступной форме исследователи разъясняют читателям задачи, принципы и основные этапы аналитической деятельности применительно к разным сферам (оборона и обеспечение безопасности государства, государственное и муниципальное управление, анализ информационной обстановки, принятие военно-политических решений).

Несколько статей посвящены рассмотрению информационно-технических аспектов аналитической деятельности. В них акцентируется внимание на структурно-функциональных планах, истории развития и перспективах дальнейшего функционирования ситуационных центров[2] как средств поддержки аналитической деятельности в сферах государственного управления.

Интерес авторов сборника фокусируется как раз на создании таких ситуационно-аналитических центров в условиях российских реалий. Квалифицированные аналитические коллективы, по мнению исследователей, более успешно смогут обеспечить процессы государственного управления теоретическим «фундаментом», составить более точные прогнозы, варианты и обозначить перспективы  управленческих решений. «Система аналитических центров должна занять свое уникальное место в системе управления страны наряду с системой информационных центров, системой дежурных (диспетчерских) служб, системой ситуационных и стратегических центров» [1, С. 28]. При этом авторами несколько раз подчеркивается проблема недостаточного кадрового обеспечения таких центров. Где и кто сегодня готовит квалифицированных специалистов-аналитиков?

Для более полного анализа проблематики на тему статьи ее автором был проведен опрос-анкетирование среди студентов одной учебной группы 3-го курса очного бакалавриата, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» Академии гражданской защиты МЧС России. Анкета, разработанная с учетом рекомендаций ведущего преподавателя кафедры – С.А. Мелькова, содержала несколько вопросов, касательно аналитических навыков и способностей, а также возможности их развития в условиях нашей Академии.

Аудиторное анкетирование – один из видов опросных методов, который применяют для сбора и обработки эмпирической информации, содержащей объективные факты, мнения, оценки. В опросе приняли участие 14 человек, им была предложена анкета из 7 вопросов, несколько из которых предполагали открытый ответ. Результаты анкетирования представлены в диаграммах далее.

Первый и второй вопросы касались осведомленности студентов о понятиях «аналитические навыки» и «аналитические способности». Результаты приятно удивили, все без исключения студенты понимают, что «аналитические навыки» – это умение  устанавливать связи между элементами какой-либо системы, строить целостный и дифференцированный образы проблемной ситуации, а также применение различных методов  работы с информацией. И с определением «аналитических способностей» проблем у респондентов не возникло, своими словами все смогли объяснить, что это предрасположенность человека к аналитической деятельности, склонность выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Почти все студенты-бакалавры смогли указать в следующем вопросе анкеты, какие различия они видят между двумя этими понятиями. «Лейтмотивом» ответов респондентов на этот вопрос был тот факт, что способности к анализу могут быть заложены у человека от природы, а вот развить их, «превратить» способности в умения и навыки получается далеко не у всех.

Диаграмма 1. Способности, которые влияют на развитие аналитических навыков, согласно мнению респондентов

Респонденты также указали, что развитие аналитических навыков может происходить не только из аналитических способностей: многие другие «таланты» помогут студенту-будущему управленцу приобрести этот полезный навык (см. диаграмму 1).

Что интересно, на вопрос «Должен ли управленец быть аналитиком?» были получены несколько отрицательных ответов (см. диаграмму 2). Студенты в этом вопросе аргументировали свой ответ «нет» тем, что аналитик в области Государственного и муниципального управления лишь подготавливает варианты решений для управленца-ЛПР, а сам при этом не несет никакой ответственности за принятие решения и его последствия. Среди ответов встречались также замечания, что НЕразграничение двух этих сфер приведёт к ошибкам при внедрении тех или иных решений в жизнь («ЛПР потратят все силы на подготовку решения, а на последующий контроль уже не хватит сил»).

Диаграмма 2. Должен ли управленец быть аналитиком: мнение опрашиваемых студентов-бакалавров

Рациональная мысль в рассуждениях студентов, конечно, есть. Однако, на мой взгляд, функции аналитики изначально интегрированы в процесс принятия социально-политических решений, неразрывно связаны они и с процессом экспертной оценки принятых решений. Умение оценить качество решения, сравнить его практические результаты с целевыми установками, формирование каких-либо отчетных результатов, – все эти этапы тоже требуют у специалиста-управленца применить аналитические навыки.

Аналитическая работа включает сбор информации, её критическое осмысление, выдвижение гипотез, решение управленческой проблемы, а также наработку опыта решения управленческих задач (как раз и предназначенных в итоге для разрешения проблем). Учебные заведения должны делать упор на развитие именно этих навыков у студентов-будущих управленцев.

В связи с этим интерес представляют ответы на вопрос анкеты, который касался изучаемых студентами в этом семестре (II семестр 2016/2017 уч. года) учебных дисциплин. Респондентам нужно было указать: какие дисциплины, по их мнению, помогают развивать у них аналитические способности и почему? В своих ответах многие студенты указали такие дисциплины как «Тайм-менеджмент руководителя», «Деловые коммуникации», «Этика государственной и муниципальной службы», «Антикризисное управление в России» и некоторые другие дисциплины.

Также обучающиеся отметили, что развитие способностей и приобретение аналитических навыков зачастую зависят не только от содержания дисциплины, но и от «формата» её преподавания. Соглашусь с мнением большинства опрошенных. Если на занятиях преподаватели предлагают не только изучать тот или иной метод в теории, но и дают возможность применить его на практике, то навыки работы с информацией усваиваются гораздо быстрее. А широко применяющийся в нашей Академии метод «case-study» (ситуационный анализ) даёт возможность выработать поэтапный алгоритм принятия решений. Умение объединять типовые задачи в зависимости от специализации, выбор критериев качества выполненной работы и форм представления результатов своей деятельности и многие другие полезные компетенции, – вот что мы – студенты, приобретаем за время обучения. Апробация в стенах Академии всех этих важных умений и навыков поможет накопить необходимый для будущего трудоустройства практический опыт и поразить работодателей своими базовыми знаниями.

Диаграмма 3. Условия, которые, по мнению респондентов, мешают развитию их собственных аналитических способностей

В конце анкеты группе было предложено поразмышлять, какие условия мешают развитию их собственных аналитических способностей (см. диаграмму 3). Все результаты исследования обработаны, сделаны выводы и заключения.

Опыт современной деятельности органов государственного и муниципального управления указывает на возрастание внимания к интеграции функций аналитика и ЛПР. Определение тенденций и показателей, характеризующих состояние и динамику социально-политической сферы в нашей стране сегодня очень актуально. Также как и умение сформулировать выводы, которые будут служить основой для принятия эффективных управленческих решений. В этом заключается основной запрос многих работодателей молодым специалистам в условиях современных внешних вызовов.

Нам, как будущим сотрудникам органов публичной власти, следует помнить, что эта отрасль порождает массу особенностей в способах анализа информации и принятии решений, так как затрагивает интересы многих граждан. От качества нашего образования зависит не только наше собственное будущее и благополучие, но и судьбы миллионов людей. Постоянное совершенствование своих аналитических навыков – лучшее средство для повышения эффективности своей работы, такой ответственной и важной для целой страны.

Текст данной статьи, скорее всего, можно использовать при изучении таких учебных дисциплин, как «Управление проектами» (уровень бакалавриата), «Исследование социально-экономических и политических процессов» (уровень бакалавриата), «Прогнозирование и планирование» (уровень бакалавриата), «Региональная политика» (уровень бакалавриата), «Антикризисное управление в России» (уровень бакалавриата), «Теория и практика принятия управленческих решений» (уровень магистратуры).

Кроме того, полагаем, что данная книга [1] может оказаться полезной при организации кейс-проектирования и применения иных методов исследования в бакалавриате и в магистратуре.

Литература

  1. От азбучных истин – к аналитическим центрам: сб. статей / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, О.С. Анисимов, П.И. Антонович, Р.П. Баранов, Дербин Е.А., А.А. Зацаринный, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Летуновский, В.В. Сторонин, А.Н. Тимченко, Чварков С.В. Чварков, В.А. Алешин. – М.: Институт экономических стратегий, 2014. – 132 с.
  2. Тимченко А.Н. Аналитика в сфере государственного и муниципального управления // От азбучных истин – к аналитическим центрам: сб. статей / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, О.С. Анисимов, П.И. Антонович, Р.П. Баранов, Дербин Е.А., А.А. Зацаринный, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Летуновский, В.В. Сторонин, А.Н. Тимченко, Чварков С.В. Чварков, В.А. Алешин. – М.: Институт экономических стратегий, 2014. – С. 33-34.
  3. Мельков С.А., Микрюков В.О., Лябах А.Ю. Должен ли выпускник российского вуза владеть аналитическими навыками? (на примере направления «Государственное и муниципальное управление») / Сборник «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований, 2017. – С. 145-150 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28826712 (дата обращения: 6.05.2017).
  4. Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики / редкол.: Н.Ю. Беляева (отв. ред.), Ш.Ш. Какабадзе, Д.Г. Зайцев. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 253 с.
  5. Най С. Джозеф. Будущее власти / пер. с англ. – М.: АСТ, 2014. – 444 с.
[1] Эксперт – квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы.

[2] Ситуационно-аналитический центр (СЦ) – совокупность информационных, программных и аппаратных средств для анализа информации и прогнозирования событий с использованием методов ситуационного моделирования. СЦ создаются для работы в интересах государственных органов управления и силовых ведомств на крупных предприятиях и корпорациях, в федеральных органах исполнительной власти.