Home / Трибуна молодых ученых / Медынская М.А., Шитова Е.П. Проблема коррупции: как с ней бороться? (не только в кино, но и в жизни)

Медынская М.А., Шитова Е.П. Проблема коррупции: как с ней бороться? (не только в кино, но и в жизни)

Медынская Марина Андреевна – студент 3-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное
управление», уровень бакалавриата)

Mara25051@rambler.ru

Шитова Евгения Павловна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

eva1899@mail.ru

Проблема коррупции: как с ней бороться? (не только в кино, но и в жизни)

The problem of corruption: how to deal with it? (not only in movies, but in life)

 

Аннотация: в данной статье представлен анализ одной из актуальных проблем России – коррупции – с точки зрения морали. Авторами статьи было рассмотрено проявление такого явления в отечественном фильме «Два дня», приведены конкретные примеры коррупционных проявлений, а также предложены способы их устранения (профилактики). С помощью метода экспертных оценок проведен опрос в виде анкетирования 10 независимых экспертов, которые оценили эффективность предложенных авторами статьи способов. По результатам экспертной оценки с помощью метода попарных оценок выявлен числовой вес критериев и определен наиболее эффективный способ устранения проблемы коррупции на государственной и муниципальной службе.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» при активном участии доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича, а также в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract: This article presents an analysis of one of the topical problems of Russia — corruption — from the point of view of morality. The authors of the article considered the manifestation of such a phenomenon in the domestic film «Two Days», specific examples of corruption manifestations are given, and ways of their elimination (prevention) are suggested. Using the method of expert assessments, a survey was conducted in the form of a survey of 10 independent experts who evaluated the effectiveness of the methods proposed by the authors of the article. Based on the results of the peer review, the numerical weight of the criteria was determined using the pairwise estimation method and the most effective way of eliminating the problem of corruption in the state and municipal service was identified.

The article was prepared within the framework of the planned study of the discipline «Ethics of the state and municipal service» with the active participation of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich, and also within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: борьба, государственная и муниципальная служба, мораль, методы, нарушение, оценка, поведение, проблема, противодействие коррупции, профилактика, способы устранения, эксперт, этика, эффективность, явление.

Keywords: struggle, state and municipal service, morals, methods, violation, assessment, behavior, problem, counteraction to corruption, prevention, ways of elimination, expert, ethics, efficiency, phenomenon.

 

Текст статьи в PDF

Рецензия

 

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что изучение коррупции в современном мире, выявление способов борьбы с данным явлением обусловлено необходимостью освоения государственными и муниципальными служащими профессиональных знаний, навыков и умений в сфере противодействия коррупции, раннего выявления и предупреждения коррупционных рисков, а также формирования у них антикоррупционного сознания.

Этика государственной и муниципальной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной и муниципальной службе. Моральные правила и нормы, связанные с данной службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки пренебречь этой связью завершаются подменой профессиональных моральных требований неморальными установками, и в результате это все приводит к коррупции в стране.

В действующем российском законодательстве дано определение коррупции [1], которая была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом и национальных проблем тоже. Действительно, сегодня сложно назвать страну, если вообще возможно, в которой коррупция вообще отсутствует. Что касается современной России, то здесь данное явление поразило все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, то есть стало системной задачей, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.

Коррупция с точки зрения этики представляет собой следствие упадка морали и нравственности. Явление коррупции многообразно. С одной стороны, оно включает неправовые этические коррупционные нарушения, с другой – коррупционные гражданско-правовые деликты, административные, в том числе дисциплинарные проступки, преступления. Коррупция всегда связана с проблемой нравственного выбора личности. Выбор между поступком «по совести», «по закону» и «по выгоде», «по принуждению».

Выводы данной научной статьи вполне могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по различным направлениям подготовки и, в частности, по «Государственному и муниципальному управлению» и при изучении таких учебных дисциплин, как «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Управление проектами», Региональная политика», «Государственная и муниципальная служба», «Демография», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной и муниципальной службы».

Проблематизация. В статье исследуется актуальность проблемы коррупции на государственной и муниципальной службе с целью выработки основных способов устранения (профилактики) этой проблемы на примере отечественного художественного фильма «Два дня» режиссера Авдотьи Смирновой.

В настоящее время коррупция в России является реальной угрозой национальным интересам и безопасности государства. Как отмечается, в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной организацией Transparency International [3], Россия занимает 131-е место с 29 баллами из 100. За последние пять лет число направленных в суды коррупционных дел выросло в 1,5 раза (в 2012 году составляло около 10 тыс. дел, в 2016-м– более 13 тыс.), а нанесенный коррупционерами ущерб в пять раз (в 2012 году – 21,8 млрд. руб., в 2016-м — 111,3 млрд. руб.). Средний размер взятки в России, как сообщил начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ [4], также увеличился пятикратно — с 61 тыс. руб. в 2010 году до 328 тыс. руб. в 2016-м.

Авторами статьи были использованы следующие методы исследования: метод экспертных оценок, метод анкетирования, метод анализа полученных данных и метод попарных сравнений.

Исследование проблемы. В рамках дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» студентам 3-го курса очной формы обучения Академии гражданской защиты МЧС России был показан фильм «Два дня». На первый взгляд, можно сказать, что это романтическая комедия про чиновника из министерства экономики и простой сотрудницы музея-усадьбы. Однако, если присмотреться и понять смысл, то в данном фильме явно выражены нарушения этики государственной и муниципальной службы, в том числе коррумпированность власти. Мы видим в этом фильме такие проявления коррупции, как:

  • привлечение СМИ губернатором в собственных интересах (губернатор области воспользовался событием в своих целях и организовал репортаж в области с участием высокопоставленного гостя – зам. министра);
  • взяточничество, воровство (в фильме говорилось, что областной губернатор ворует деньги, а также была завышена сметная стоимость проекта – министр и областной губернатор тем самым хотели своровать);
  • принятие подарков зам. министром во время выполнения своих служебных обязанностей (еда, застолье — считается, как преподнесение подарков);
  • сговор местных властей с министерством по продаже земли с культурным наследием, чтобы устроить шале в швейцарском стиле;
  • толкание министром и губернатором на коррупцию зам. министра. Хотели, чтобы он был с ними заодно (проект по превращению музея в центр экономического развития);
  • использование служебного положения в личных целях – губернатор, пользуясь властью своих полномочий, банкротил и продавал предприятия в пределах сферы своего влияния (было около 4 заводов таких). Пользуясь данными государством полномочиями, он ущемлял права рабочих завода и совершал аморальные поступки ради собственной выгоды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чиновники во всём ищут свою выгоду, как бы «потолще свой карман набить». В данном случае даже покусились на историческое наследие.

Как же бороться с коррупцией? Какие меры необходимо предпринять, чтобы снизить уровень такого негативного явления?

По мнению авторов этой научной статьи, для устранения данной проблемы необходимо:

  1. Добавить в типовой Кодекс этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего [2] пункт, что для достижения каких-либо личных целей запретить использование СМИ в качестве рекламы, пиара и т.д.
  2. Ввести административное наказание за использование СМИ в целях получения выгоды.
  3. Утвердить систему публичной отчетности о финансовых средствах, полученных государственным или муниципальным служащим, по реализации каких-либо программ, проектов.
  4. Поддерживать институты гражданского общества, проводить общественный контроль за деятельностью чиновников, привлекать:
  • СМИ.
  • Общественные организации.
  • Молодежные движения.
  • Профсоюзы.
  • Политические партии.
  1. Ужесточить Уголовный Кодекс. Изменить статью 285.1 («Злоупотребление должностными полномочиями») – Должностное лицо, использовавшее свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной или иной личной цели, наказывается штрафом в размере 100 тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.
  2. В статью 575 Гражданского кодекса РФ внести пункт, что не допускается дарение государственным служащим и служащим подарков вне зависимости от их стоимости.
  3. В Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести пункт о введении ограничений для чиновников на переход на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией.
  4. Создать специальную независимую Комиссию по соблюдению этики, а также типового Кодекса этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
  5. Повышать мониторинг качества воспитания государственных и муниципальных служащих, который поможет своевременно выявить проблемы в формировании личностных ценностей государственных и муниципальных служащих.
  6. Применять на службе методы стимулирования, которые помогут государственному и муниципальному служащему формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
  7. Проводить надлежащую процедуру отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупции.

С помощью метода экспертных оценок нами был проведен опрос в виде анкетирования 10 независимых экспертов – преподавателей кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России, которые оценили по 5-балльной шкале: насколько эффективны способы, предложенные авторами данной статьи, по устранению (профилактике) такой проблемы, как коррупция на государственной и муниципальной службе. В таблице 1 представлено общее количество оценок экспертов.

Таблица 1

Общая оценка экспертов способов устранения (профилактики) коррупции
на государственной и муниципальной службе

5-балльная шкала, где 1 – совсем не эффективен, 5 – наиболее эффективен
Способ устранения (профилактики) проблемы коррупции 1 2 3 4 5
K1 Добавить в типовой Кодекс этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего пункт, что для достижения каких-либо личных целей запретить использование СМИ в качестве рекламы, пиара и т.д. 2 5 2 1
K2 Ввести административное наказание за использование СМИ в целях получения выгоды. 2 2 3 2 1
K3 Утвердить систему публичной отчетности о финансовых средствах, полученных государственным или муниципальным служащим, по реализации каких-либо программ, проектов. 1 2 2 5
K4 Поддерживать институты гражданского общества, проводить общественный контроль за деятельностью чиновников, привлекать СМИ, общественные организации, молодежные движения, профсоюзы, политические партии. 3 1 3 3
K5 Ужесточить Уголовный Кодекс. Изменить статью 285.1 («Злоупотребление должностными полномочиями») –Должностное лицо, использовавшее свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной или иной личной цели, наказывается штрафом в размере 100 тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. 1 6 3
K6 В статью 575 Гражданского кодекса РФ внести пункт, что не допускается дарение государственным служащим и служащим подарков вне зависимости от их стоимости. 2 1 2 1 4
K7 В Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести пункт о введении ограничений для чиновников на переход на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. 2 2 3 3
K8 Создать специальную независимую Комиссию по соблюдению этики, а также типового Кодекса этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего в органах госвласти и органах местного самоуправления. 4 2 3 1
K9 Повышать мониторинг качества воспитания государственных и муниципальных служащих, который поможет своевременно выявить проблемы в формировании личностных ценностей государственных и муниципальных служащих. 5 1 4
K10 Применять на службе методы стимулирования, которые помогут государственному и муниципальному служащему формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей. 1 4 1 1 3
K11 Проводить надлежащую процедуру отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупции. 2 1 3 4

 

С помощью метода попарных сравнений была определена оценка критериев (путей решения проблемы), выявлен числовой вес критериев по результатам экспертной оценки и составлена итоговая диаграмма.

Диаграмма 1

Согласно диаграмме 1 можно сделать вывод о том, что, по мнению экспертов, наиболее эффективными способами устранения (профилактики) такой проблемы, как коррупция на государственной и муниципальной службе, являются:

  • ужесточение Уголовного Кодекса. Изменение статьи 285.1 («Злоупотребление должностными полномочиями») – должностное лицо, использовавшее свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной или иной личной цели, наказывается штрафом в размере 100 тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет, либо лишением свободы на срок до шести лет;
  • утверждение системы публичной отчетности о финансовых средствах, полученных государственным или муниципальным служащим, по реализации каких-либо программ, проектов.

Наименее эффективными же способами устранения коррупции на государственной и муниципальной службе, по мнению экспертов, являются:

  • повышение мониторинга качества воспитания государственных и муниципальных служащих, который поможет своевременно выявить проблемы в формировании личностных ценностей государственных и муниципальных служащих;
  • добавление в типовой Кодекс этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего пункт, что для достижения каких-либо личных целей запретить использование СМИ в качестве рекламы, пиара и т.д.

Кроме этого, некоторые эксперты предложили свои способы устранения данной проблемы (и/или ее профилактики), а именно:

  • необходимость в эффективной кадровой политике;
  • разработка законов, не подлежащих различному их толкованию, расширение полномочий налоговых органов;
  • необходимость введения в каждом органе государственной власти подразделения (управление, отдел), отвечающего за подготовку и проведение занятий по этической культуре государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, был проведен анализ одной из актуальных проблем России, как коррупция, которая в различных направлениях деятельности органов государственной и муниципальной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. С помощью методов экспертных оценок и попарного сравнения была проверена эффективность способов противодействия коррупции, предложенных авторами, а также способов устранения (профилактики) данной проблемы.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 04.05.2017).
  2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» [сайт]. URL: http://base.garant.ru/55171108/#ixzz4hWenB9yH (дата обращения: 04.05.2017).
  3. Исследование индекса восприятия коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт международной организации Transparency International [сайт]. URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 18.05.2017).
  4. Александр Голубев «Нужно поставить чиновника в такие условия, чтобы у него пропал интерес брать взятки» [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсантъ [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3242655 (дата обращения: 18.05.2017).