Home / Трибуна молодых ученых / Орешкова В.В, Сушанский А.С. Совершенствование учебной деятельности магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с использованием элементов хронометража времени

Орешкова В.В, Сушанский А.С. Совершенствование учебной деятельности магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с использованием элементов хронометража времени

Орешкова Валерия Вячеславовна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

miss.oreshkova@yandex.ru

Сушанский Артур Сергеевич – профессор кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат педагогических наук, доцент

arsu@mail.ru

 

Совершенствование учебной деятельности магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с использованием элементов хронометража времени

Improvement of educational activity of masters in the direction of preparation «State and municipal management» using elements of timekeeping of time

 

Аннотация. Эффективность учебной деятельности обучающихся во многом зависит от умения распоряжаться своим индивидуальным временем. Порой это умение бывает ключевым фактором в эффективной профессиональной деятельности. С помощью методики «хронометраж времени» в статье осмыслены основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, не умеющие эффективно планировать своё время, и предложены некоторые способы их решения. В данной статье выводы для студентов были сделаны на основе таблиц хронометража времени, которые заполнялись магистрами очной формы обучения Академии гражданской защиты первого года обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского семинара «Эффективное государственное и муниципальное управление» под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: the effectiveness of training activities of students depends largely on the ability to manage their own individual time. Sometimes this skill is a key factor in effective professional work. With the help of the timekeeping method, the article comprehends the main problems faced by students who do not know how to effectively plan their time, and suggests some ways to solve them. In this article, the conclusions for students were made on the basis of timekeeping tables that were filled by the full-time masters of the Academy of Civil Defense of the first year of study in the direction of preparation «State and municipal management».
The article was prepared within the framework of the research seminar «Effective State and Municipal Management» under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: анализ, время, государственное и муниципальное управление, диаграмма, исследование, магистры, очная форма обучения, поглотители времени, тайм-менеджмент, управление временем, учебная работа, хронометраж времени, хронофаг, эффективность использования времени.

Keywords: analysis, time, state and municipal management, diagram, research, masters, full-time education, time absorbers, time management, time management, training, timekeeping, chronophagy, time efficiency.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что без совершенствования учебной деятельности невозможно достичь высокого результата, на который нацелены магистры очного отделения по направлению «Государственное и муниципальное управление» [5]. Необходимо как можно скорее узнать, как добиться успеха в этой области, ведь после учебной деятельности у магистров будет работа, где нужно будет уметь планировать свое рабочее время. С помощью одного из видов методики «хронометраж-времени» магистры научатся не только разбираться в неэффективности своих поступков, но еще и ценить свое время. Кроме того, будут представлены рекомендации по повышению качества подготовки магистров на основе проведенного исследования.

Тайм-менеджмент или управление временем – это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность
[4, С. 7].

В статье использовалась методика «хронометраж времени». «Хронометраж» – учет расходов личного времени путем простой письменной фиксации [4, С. 10]. Целью методики было нахождение поглотителей времени.

Суть методики состоит в следующем: все магистры в течение недели с понедельника по пятницу заполняют таблицу, в которой фиксируют все свои действия (по времени, по длительности) в течение всего дня. Пример такой таблицы представлен ниже (см. таблицу 1).

Таблица 1

Понедельник Время начала Длительность (ч:мин) Деятельность
6:30 0:10 Подъем
6:40 0:13 Умывался, одевался
6:53 0:19 Завтрак
7:12 1:40 Дорога на учебу
8:52 0:8 Прибыл на учебу, разговаривал с коллегами

Исследование проводилось среди магистров-очников первого курса Академии гражданской защиты МЧС России в период с 18.11.2016 г. по 25.11.2016 г. Было опрошено 8 человек. Все результаты представлены на диаграммах далее.

На диаграмме 1 отражена средняя величина потраченного времени (в процентах) всеми испытуемыми на «поглотители времени» в течение недели[1]. Ими выступают время на дорогу, пробки, откладываемые дела, телефон, социальные сети. Видно, что пять студентов тратят больше 10 % своего времени в неделю на «поглотители времени». Двое студентов тратят время впустую на 19 % (9,5-10 часов). Только у трех студентов это время не превышает 10% (3-4 часа). Ниже будет приведена таблица 2 со всеми магистрами, где будет произведен более детальный анализ диаграммы 1.

Диаграмма 1

Из таблицы 2 видно, какие поглотители мешают магистрам их учебной деятельности. В первую очередь это относится к социальным сетям. Здесь, в этой таблице 2, социальные сети выступают в качестве развлекательного элемента, которые заполняют свободное время учащегося или используются параллельно с учебной деятельностью.

Следующим в таблице идет пункт «подработка», которая также отвлекает четырех магистров от учебы, потому что они работают либо вместо времени, которое нужно тратить на посещение Академии, но это бывает очень редко, либо после учебной деятельности. А приходя домой у них, не хватает сил, чтобы сесть за домашние задания.

Четвертым пунктом в таблице 2 является дорога, которая тоже относится к хронофагам. Больше времени студенты тратят для того, чтобы добраться до Академии, особенно это касается тех студентов, которые живут в городе Москве. У кого есть свой личный транспорт, часто стоят в пробках, особенно в утренние часы, а те, магистры, которые передвигаются на общественном транспорте – зависят от него. Например, это может быть автобус, который ходит по расписанию от метро Планерная г. Москвы, но из-за плохой погоды он, может быть, задержался и двигался не по расписанию.

Пустые разговоры по телефону тоже отнимают время и не дают сосредоточиться на конкретно каких-то делах. Иногда мы не можем отказать собеседнику по разным причинам. Это могут быть близкий друг/подруга, родители, коллеги и нам приходится их выслушивать, чтобы не обидеть. Мы не можем сказать им, что у нас есть более важные дела, чем их пустые разговоры «ни о чем» [3].

К последней колонке относятся дела, которые магистры делают дома. Например, сидят за просмотром телевизора или собираются в компании друзей, откладывая свои дела на потом.

Таблица 2

Место «поглотителей времени» в жизни магистров за неделю ( в %)
Магистр Всего потрачено (%) Соц.сети (%) Подработка

(%)

Дорога (%) Разговоры по тел. (%) Другие дела (%)
1 18 5 5 3 5
2 17 5 5 3 8,5
3 19 6 4 3 9,5
4 13 3 3 3 4
5 12 2 6 3 0.2 0,8
6 9 1 4 1 1 2
7 6 0,5 4 1 0,4 0,1
8 6 1 3 1 0,5 0,5

Далее приведена диаграмма 2, относящаяся к магистрам очной формы обучения, подрабатывающим после учебы. Это четыре человека из восьми в учебной группе.

Диаграмма 2

Из диаграммы 2 видно, что больше 20 % времени студенты очной магистратуры (подрабатывающие студенты) тратят на зарабатывание денег. Более 25 % времени тратят на подработку два магистра: один 26 %, что составляет 30 часов, и второй – 32 % (36 часов). Это затраченное время полностью не используется в учебной работе, что существенно снижает качество подготовки.

Таким образом, результаты исследования с помощью методики «хронометраж времени» позволили установить, что четыре студента из восьми пользуются своим временем неэффективно, расходуя его в значительной мере на «поглотителей времени». Это указывает на то, что студенты все же пока не могут распределять свое время рационально, следствием чего является недостаточное внимание, которое они уделяют учебе.

Кроме того, методика хронометража четко выявила подрабатывающих студентов, которым приходится помимо учебы тратить время на зарабатывание денег в силу личных обстоятельств. Перегруженность студентов отнимает у них много сил, что снижает качество их учебной работы. Нередко им не удается выполнять все задания в срок, что приводит к появлению задолженностей по учебе.

По результатам исследования можно сформулировать следующие рекомендации:

  1. Магистры, чьими поглотителями времени являются социальные сети, необходимо выработать в себе привычку «не пользоваться социальными сетями до 18:00» или «не заходить в социальные сети в выходные». Так могут появиться лишние несколько часов на то, что ранее было отложено «на потом» [2, С. 62-69].
  2. Работающим студентам следует по возможности оптимизировать график работы так, чтобы работать преимущественно в выходные. Если представится возможность, целесообразно устроиться на работу, где часть рабочего времени можно было бы использовать на подготовку к учебе. Положительным моментом было бы трудоустройство по будущей специальности, когда производственные задания в некоторой степени совпадают с учебными дисциплинами.
  3. Почти у всех магистров много времени уходит на дорогу. Для того, чтобы не тратить время в пустую, те кто ездят на общественном транспорте, могут читать свои конспекты.
  4. Пустые разговоры по телефону следует сводить на «нет». Они тратят время впустую. Следует разговаривать коротко и по существу [1].
  5. Целесообразно продолжать использовать методику «хронометраж времени», заполнять таблицу постоянно, анализировать распределение времени по видам деятельности, выявлять неэффективные траты времени, перераспределять время в пользу учебной деятельности. В результате магистр приобретет необходимый опыт планирования своего времени и сможет планировать свое время самостоятельно. Следует существенно уменьшить потери на «поглотители времени».

Список литературы

  1. Архангельский Г.А. Тайм драйв. Как успевать жить и работать // Мотивация: как справляться с неприятными задачами. 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/315995-tajm-drajv.-kak-uspevat-zhit-i-rabotat.html
  2. Архангельский Г.А, Лукашенко М.А., Телегина Т.В., Бехтерев С.В. Тайм-менеджмент. Полный курс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 312 с.
  3. Буланова В.Б. Тайм-менеджмент как инструмент повышения эффективности // Вестник Московского государственного областного университета серия «Экономика». № 2, 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/4011 (дата обращения: 17.12.2016).
  4. Телегина Т.В. Handbook по дисциплине «Тайм-менеджмент» / Программа магистерской подготовки. – М: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011. – 82 с.
  5. Сушанский А.С. Проблемы обучения в магистратуре АГЗ МЧС РФ (на примере направления «Государственное и муниципальное управление»): приглашение к дискуссии [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1 (15) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25899317_20008218.pdf (дата обращения: 24.04.2017).
[1] Поглотители времени (хронофаги) – неэффективно организованные процессы деятельности, ведущие к потерям времени.