Home / Трибуна молодых ученых / Першин А.А., Шитова Е.П. Повышение показателей этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих как проблема

Першин А.А., Шитова Е.П. Повышение показателей этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих как проблема

Першин Андрей Андреевич – студент 3-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

2pershin2001@mail.ru

Шитова Евгения Павловна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистра)

eva1899@mail.ru

 

Повышение показателей этичности в служебном поведении
государственных и муниципальных служащих как проблема

Increase in ethical performance in official behavior

State and municipal employees as a problem

 

Аннотация. Данная статья посвящена теме повышения показателей этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих. Авторами статьи после просмотра фильма «2 дня» были выявлены некоторые нарушения этики государственной и муниципальной службы и предложены способы их устранения. Авторы провели экспертный опрос преподавателей АГЗ МЧС России, в котором эксперты оценили реалистичность предложенных авторами статьи способов повышения этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих. Далее на основе экспертного опроса методом попарных сравнений были выявлены и представлены в виде диаграммы наиболее реалистичные способы повышения этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих.

Статья подготовлена под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках планового изучения учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Abstract. The given article is devoted to a theme of increase of indicators of ethics in service behavior of the state and municipal employees. The authors of the article after viewing the film «2 days» revealed some violations of the ethics of the state and municipal service and suggested ways to eliminate them. The authors conducted an expert survey of the teachers of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia, in which experts assessed the feasibility of the articles proposed by the authors to improve ethical behavior in the conduct of state and municipal employees. Further on the basis of an expert poll using the method of pairwise comparisons, the most realistic ways of increasing ethical behavior in the official behavior of state and municipal employees were identified and presented in the form of a diagram.

The article was prepared under the guidance of Doctor of Political Sciences, Professor Melkov Sergey Anatolyevich in the framework of the planned study of the discipline «Ethics of State and Municipal Service» and the scientific school «State Policy and Management», functioning on a permanent basis in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia.

Ключевые слова: анкетирование, власть, государственная служба, гражданский контроль, гражданское общество, коррупция, метод попарных сравнений, открытость государственной власти, правонарушение, система контрольных механизмов, служебное поведение, фильм «Два дня», эффективность, экспертный опрос, этичное поведение, этический проступок.

Keywords: questioning, authority, civil service, civil control, civil society, corruption, method of pairwise comparisons, openness of state authority, offense, control mechanisms system, service behavior, film «Two days», efficiency, expert interview, ethical behavior, ethical offense.

 

Текст статьи в PDF

Рецензия

 

На государственных служащих возложена задача исполнять функции государства и представлять его интересы. Поэтому повышение этичности поведения государственных служащих непременно скажется на эффективности исполнения государственными органами своих полномочий.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в нашей стране в настоящее время продолжает формироваться нормативно-правовая база, регулирующая служебное поведение государственных и муниципальных служащих, в том числе, и по этическим вопросам, а также система контрольных механизмов, но эти процессы имеют некоторые несовершенства. К примеру, решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 23 декабря 2010 года одобрен «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», который устанавливает основные положения и нормы этичного поведения государственных служащих. Однако данный кодекс носит рекомендательный характер и в виде ответственности за нарушения его положений следует всего лишь моральное осуждение.

Также в государственных органах создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих. Но, к сожалению, в законодательстве есть пробелы, касающиеся регулирования деятельности данных комиссий. К примеру, нигде не указано: кто контролирует и по каким критериям осуществляет оценку работы данных комиссий.

Таким образом, проблемой данной статьи является несовершенство системы контрольных механизмов и нормативно правовой базы, регламентирующих служебное поведение государственных и муниципальных служащих.

А соответственно целью данной статьи является выявление наиболее реалистичных способов повышения этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих.

В российском фильме «2 дня» хорошо показаны примеры неэтичного поведения государственных служащих и почти полная беззащитность людей, по отношению к которым проявлялось неуважение и безнравственное поведение со стороны чиновников. Как раз на основе данных примеров неэтичного служебного поведения чиновников авторами статьи была разработана анкета экспертного опроса, в которой указывались нарушения этики государственного служащего и разработанные авторами статьи способы их устранения. В анкете были представлены следующие критерии:

  1. Оцените реальность решения проблемы: неоказания должного внимания высокопоставленными чиновниками вопросам социального благополучия населения, решение которых входит в их компетенцию, путем отправки в электронном виде жалобы на сайт «Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций»;
  2. Оцените реальность решения проблемы: неоказания должного внимания высокопоставленными чиновниками вопросам социального благополучия населения, решение которых входит в их компетенцию, путем выступления граждан с инициативой об отставки данного представителя власти;
  3. Оцените реальность решения проблемы: хамского отношения госслужащих к обратившимся к ним гражданам, путем вынесения гражданами данного случая на общественное обсуждение в СМИ;
  4. Оцените реальность решения проблемы: хамского отношения госслужащих к обратившимся к ним гражданам, путем массовой отправки в электронном виде жалобы на сайт «Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций»;
  5. Оцените реальность решения проблемы: которая связана с попыткой граждан «задобрить» госслужащих, путем запрета получения госслужащими любых подарков включая и те, которые по стоимости меньше 3000 рублей;
  6. Оценить реальность решения проблемы: совершения госслужащим действий, связанных с влиянием личных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, путем вынесения гражданами данного случая на общественное обсуждение в СМИ;
  7. Оценить реальность решения проблемы: совершения госслужащим действий, связанных с влияние личных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, путем ужесточения ответственности за нарушение кодекса этики и служебного поведения ГМС;
  8. Оценить реальность решения проблемы: склонения госслужащего к совершению коррупционного правонарушения с помощью шантажа, путем создания в России системы наподобие Южнокорейской OPEN, которая представляет из себя онлайн систему контроля за рассмотрением заявлений граждан о факте совершения коррупционного правонарушения;
  9. Оценить реальность решения проблемы: совершения коррупционных правонарушений (фиктивное банкротство предприятия), путем ужесточения наказания за подобные правонарушения;
  10. Оценить реальность решения проблемы: совершения госслужащим действий, нарушающих правила этикета и приличия, путем проверки знаний госслужащим этических аспектов на квалификационном экзамене и аттестации;

Далее было проведено анкетирование, в котором было опрошено 10 преподавателей Академии гражданской защиты МЧС России. Цель опроса заключалась в оценке реалистичности вышеуказанных способов повышения этичности служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Сумма оценок экспертов по каждому из критериев, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сумма оценок экспертов по каждому из критериев

Критерий Совсем не реально Мало реально Затрудняюсь ответить Реально Точно решит проблему
К1 3 7
К2 3 2 5
К3 1 9
К4 1 2 6 1
К5 6 2 2
К6 1 9
К7 1 2 2 4 1
К8 1 2 7
К9 1 4 5
К10 1 5 1 3

Следующим шагом по выявлению наиболее эффективных способов повышения этичности государственных служащих, стал метод попарных сравнений, выделенных авторами данной статьи критериев. Результатом проведенных подсчетов данным методом стала диаграмма 1.

Диаграмма 1. Вес критериев по обобщенной оценке экспертов

По диаграмме 1, в которой вес критериев по оценке экспертов представлен в числовом выражении, можно сделать вывод о том, что наиболее реалистичными способами повышения этичности служебного поведения чиновников являются:

1) вынесение гражданами случая совершения госслужащим действий, связанных с влиянием личных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей на общественное обсуждение в СМИ (6-й критерий);

2) массовая отправка в электронном виде жалобы по факту нарушения этики государственной и муниципальной службы на сайт «Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций» (4-й критерий), а также вынесение гражданами случаев хамского отношения госслужащих к обратившимся гражданам на общественное обсуждение в СМИ (3-й критерий);

3) также 8-й по счету критерий показывает, что создание в России системы наподобие южнокорейской OPEN, которая представляет из себя онлайн систему контроля за рассмотрением заявлений граждан о факте совершения коррупционных правонарушений и в том числе этических проступков чиновников, поспособствует повышению показателей этичности в служебном поведении государственных и муниципальных служащих.

Подводя итог, можно заметить, что критерии, оцененные экспертами наиболее высоко, выражают необходимость повышения открытости и прозрачности государственной и муниципальной власти, а также увеличения роли гражданского контроля в системе государственного управления.

По диаграмме 1 можно сделать вывод и о том, что такие меры административного воздействия, как: ужесточение ответственности за нарушение кодекса этики и служебного поведения ГМС, и коррупционные правонарушения, запрет получения госслужащими любых подарков включая и те, которые по стоимости меньше 3000 рублей и проверка знаний госслужащим этических аспектов на квалификационном экзамене и аттестации – значительно уступают мерам по предоставлению государством больших возможностей в осуществлении контроля за деятельностью власти со стороны гражданского общества.

Таким образом, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и создавать механизмы, позволяющие гражданам более активно влиять на деятельность власти. Тем более, что без открытости вообще невозможен контроль над коррупцией и служебным поведением государственных и муниципальных служащих. Очевидно, что между открытостью государства для гражданского общества и его способностью обеспечить высокий уровень благосостояния есть прямая причинно-следственная связь.

Литература:

  1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» [сайт]. URL: http://base.garant.ru/55171108/ (дата обращения: 11.06.2017).
  2. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 22.12.2015) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102226/ (дата обращения: 11.06.2017).
  3. Лукьянова В.В., Кудрин А.Р. Особенности этики государственного служащего [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-etiki-gosudarstvennogo-sluzhaschego (дата обращения: 11.06.2017).