Home / Управление общественными отношениями / Данкова Ж.Ю., Кукушкина И.Ю. Реализация проекта реновации строительных объектов в городе Москве: проблемы взаимодействия власти и населения

Данкова Ж.Ю., Кукушкина И.Ю. Реализация проекта реновации строительных объектов в городе Москве: проблемы взаимодействия власти и населения

Данкова Жанна Юрьевна – старший преподаватель

кафедры государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат социологических наук, доцент

zdankova@yandex.ru

Кукушкина Иола Юрьевна – студент 1 курса

Академии гражданской защиты МЧС России

 (направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень магистратуры)

iolanta89@list.ru

 

Реализация проекта реновации строительных объектов в городе Москве:

проблемы взаимодействия власти и населения

Realization of the project of renovation of construction projects in the city of Moscow:

problems of interaction between government and population

 

Аннотация: В данной работе рассмотрены особенности взаимодействия власти и общества в процессе проведения реновации строительных объектов в г. Москва. Автором составлена матрица SWOT-анализа по реализации проекта реновации, на основе результатов которой сформулированы рекомендации по улучшению взаимодействия населения и власти в рамках осуществления реновации.

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского семинара «Эффективное государственное и муниципальное управление», проводимого на 1-м курсе очной магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России под руководством старшего преподавателя, кандидата социологических наук, доцента Данковой Жанны Юрьевны и научной школы «Государственная политика и управление», работающей в этом вузе на постоянной основе.

Abstract: In this paper, the peculiarities of the interaction of power and society in the process of renovating construction projects in Moscow are considered. The author compiled a matrix of SWOT-analysis on the implementation of the renovation project, based on the results of which recommendations were formulated to improve the interaction of the population and the authorities in the framework of the renovation.

The article was prepared within the framework of the research seminar «Effective state and municipal management», conducted at the first year of the full-time magistracy of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia under the supervision of senior lecturer, candidate of sociological sciences, associate professor Dankova Zhanna Yurievna and the scientific school «State policy and management «, Working in this institution on an ongoing basis.

Ключевые слова: власть, гражданское общество, законопроект, жилищная политика, жилищные права, жилищный фонд, жилищные условия, инфраструктура, муниципальный контроль, органы государственной власти, программа реновации, реконструкция, SWOT-анализ.

Keywords: power, civil society, draft law, housing policy, housing rights, housing, housing, infrastructure, municipal control, public authorities, renovation program, reconstruction, SWOT analysis.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

Актуализация темы. В настоящее время создание жилищных условий, отвечающих требованиям современного общества, является одним из важнейших направлений социально-экономической политики российского государства. Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия его комфортности потребностям населения является стратегической целью государственной жилищной политики, провозглашенной приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», принятого еще в 2004-2005 гг. Кроме того, потребность в этом обусловлена нарастанием некоторых негативных процессов в жилищной сфере (имеются в виду рост стоимости жилья, высокий процент ипотечных кредитов и т.д.).

Реновация жилья, являющаяся предметом исследования в настоящей статье, в самом общем смысле подразумевает под собой улучшение качественных характеристик жилищных построек. Если рассматривать данный процесс более детально, то под ним понимается и небольшой ремонт, и глобальное обновление, и даже ликвидация какого-либо ветхого объекта с вводом в эксплуатацию нового.

Официальные статистические данные свидетельствуют о нарастающей динамике количества подлежащих сносу ветхих и аварийных жилищных построек с износом более 60 %. Актуальное состояние жилищного фонда Российской Федерации характеризуется следующими данными:

  • в хорошем и удовлетворительном состоянии (физический износ 0-40 %) соответственно находятся 60 % от общего количества строений и 83 % от объема общей площади;
  • в неудовлетворительном состоянии (износ от 41 % до 60 %) – 27,8% и 14,8 % соответственно;
  • в ветхом состоянии (износ 61 % и более) – 11,5% и 1,3 % соответственно.

На сегодняшний день 30 % граждан города Москвы проживают в жилье, полученном еще в период 1957-1975 гг., срок эксплуатации которого в основном не превышает 50-ти лет. В 1985 г. Московский исполком утвердил решение, закрепляющее необходимость поэтапного сноса пятиэтажек в г. Москва, а в 1999 г. началась программа по сносу жилищных построек самых «отсталых» серий, в результате чего под снос попало 1722 дома общей площадью свыше 6,3 млн кв. м. [1].

Для остального жилищного фонда предполагались мероприятия по поддержке технического состояния построек с помощью капитального ремонта. Однако на практике это реализовать не удалось, так как, по словам экспертов, реконструкция большинства зданий невозможна из-за существенных значимых изменений в металлоконструкциях, системах водоснабжения, фундаменте и т.д. большинства домов в таком состоянии, что там надстраивать и пристраивать ничего невозможно. Около 10 % этого жилья уже сейчас фактически является аварийным, и каждые 5-10 лет объем его будет нарастать, что через 15-20 лет приведет к росту данной категории домов до 60 %, даже при условии проведения капитального ремонта [2].

Таким образом, мэрия Москвы переориентировала работу в данном направлении с обновления жилья на его снос с последующим строительством новых жилых домов на освободившихся местах. По данным мэрии под снос могут попасть 8000 зданий площадью 25 млн кв. м., в которых проживает 1,6 млн человек [9]. Кроме того, программа реновации может затронуть до 1900 столичных представителей бизнеса [10].

Несмотря на то, что московские власти декларируют гарантированное сохранение жилья достойного уровня, и для отдельных категорий граждан эта программа реновации действительно является реальной возможностью улучшения своих бытовых условий, однозначной поддержки со стороны населения нашей столицы будущие мероприятия не получили. Более того, высказанное неодобрение носит нарастающий характер.

Отсюда в настоящее время остро обозначилась проблема поиска путей эффективного выхода из сложившейся напряженной ситуации между действиями власти и населения в процессе проведения реновации строительных объектов.

Как показал анализ публикаций по вопросу реновации жилья, реализация проекта сопряжена с возникновением большого количества трудностей нормативно-правового, организационного, идеологического, ментально-психологического, концептуального и иного рода характера.

В частности, контент анализ выложенных в сети Интернет материалов выявил существенные различия информации относительно поддержки рассматриваемого проекта. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМа, опрошено 600 человек из 10 округов), программу реновации поддерживают 80 % москвичей. Однако, активисты группы «Москвичи против сноса» утверждают, что о безоговорочной поддержке говорить рано и утверждают, что «…опрошенных менее 0,04 % из тех, кого может затронуть программа реновации» [7]. Кроме того, количество участников сформированной группы постоянно растет. Анализ показал, что в среднем за сутки к группе присоединяется не менее 100 человек. Помимо этого, по районному принципу созданы и иные группы. Например, «За снос» – около 1300 человек в Facebook и «В контакте» – 4500 . Зафиксированы случаи и группового обращения в различные инстанции с требованиями не допустить сноса имеющегося жилья.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 г. № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве» на портале «Активный гражданин» проводится опрос общественного мнения, итоги результатов которого планируется подвести к августу месяцу текущего года. По данным упомянутого выше сайта, на нем уже зарегистрировано 1,3 млн пользователей, проведено 1667 голосований и принято более 47 млн мнений [8].

Сложившиеся противоречивые обстоятельства требуют времени и для преодоления разногласий между основными участниками проекта реновации, и для принятия взвешенного оптимального решения.

Целью настоящей статьи является выработка рекомендаций, позволяющих установить конструктивное взаимодействие между населением и муниципальной властью в ходе проведения мероприятий по реновации строительных объектов в г. Москве.

Главная причина конфликта лежит, как мы полагаем, в плоскости экономических притязаний. Москвичи и ряд специалистов считают, что положения рассматриваемого в Госдуме так называемого «закона о реновации»,  ограничивают права жителей реновационных построек и могут повлечь возможные финансовые и материальные потери. Власть же напротив, обосновывает целесообразность предлагаемых действий экономической выгодой, которая возможна только при увеличении плотности будущей застройки освобождаемых территории. Так, при увеличении плотности застройки в три раза, суммарный доход всех участников реализации программы может составить около 5 трлн руб., при условии предоставления застройщикам и инвестором ряда льгот. Помимо этого населению предлагается целый ряд возможностей, связанных и с выбором вариантов расселения, и с сохранением жилищных площадей, и с определением формы владения [5].

Однако содержание принятого в третьем чтении в Государственной Думе законопроекта № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – города федерального значения Москве» не в полной мере отражает заявления должностных лиц.

Проведенный анализ указанного выше документа выявил необходимость его доработки по ряду обстоятельств.

Во-первых, текст законопроекта содержит мало конкретики и слишком много отсылочных норм.

Во-вторых, если соответствующий нормативно-правовой акт уже был принят в Москве в текущем месяце [11], то федеральный закон пока находится на стадии разработки – в него вносят поправки ко второму чтению.

В-третьих, к данному документу подготовил свои замечания и Комитет по федеративному устройству региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации Федерального Собрания РФ [12].

Председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации Д. Азаров рассказал, что в соответствии с ними предлагается закрепить в федеральном законе порядок и случаи учета мнения населения по вопросам реализации программы, осуществляемого в формах общественных обсуждений или публичных слушаний. Также вышеуказанный Комитет считает необходимым обратить внимание законодателя на защиту прав юридических лиц, которые тоже могут быть участниками программы. По оценке членов вышеуказанного Комитета, данный аспект был упущен в текущей версии законопроекта [6].

Для более детальной проработки возможных вариантов реализации программы реновации жилья посредством дискуссионного законопроекта авторы данной научной статьи провели SWOT-анализ его содержания и выявили возможные тенденции его дальнейшего перевода в плоскость практических действий.

На первом этапе была составлена матрица анализа, в которой выделены сильные/слабые стороны документа и возможности/угрозы при его реализации (см. далее таблицу 1).

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа проекта реновации

Сильные стороны проекта реновации Слабые стороны проекта реновации
— площадь новой квартиры фактически будет больше, т.к. предусмотрены различные варианты скидок и рассрочки (в зависимости от состава семьи), норма составляет 18 м2 общей площади на человека; — вместо нового жилья в качестве альтернативы гражданам могут предоставить денежную компенсацию;

— переезд, переоформление документов (прописка, собственность);

— новое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством города Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соотвествии с требованиями, установленными нормативными правовым актом города Москвы;

— с программой реновации улучшится инфраструктура города Москвы;

— решение проблем с ипотекой. Замена предмета ипотеки (старой на новую) с сохранением всех условий займа;

— переселение жителей в новые квартиры будет проводиться независимо от наличия у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в старых квартирах;

— собственник жилого помещения на основании письменного заявления вместо предоставляемого в собственность равнозначного жилого помещения вправе получить за освобождаемое жилое помещение равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения.

— могут быть включены только те дома первого периода индустриального домостроения и аналогичные по конструктивным характеристикам дома;

— голоса «молчунов» будут учитываться пропорционально голосам собственников или нанимателей других квартир;

— потерянный ремонт в старой квартире, подстроенная под старую квартиру мебель, а так же новый косметический ремонт, за счет собственных средств москвичей;

— юридические лица – собственники помещений в сносимых домах смогут выбирать между рыночной компенсацией стоимости снесенной недвижимости и другим помещением, предложенным городом;

— необходимость подбора новых для детей детских садов и школ.

Возможности проекта реновации Угрозы проекта реновации
— жители смогут оспорить в суде решение о расселении дома, при этом дом нельзя будет снести до тех пор, пока не закончится суд;

жители смогут приобрети квартиру большей площади с большим количеством комнат, в том числе за счет материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий, государственных жилищных сертификатов;

— будущим жильцам предоставлена возможность внести изменения в планировку помещения;

владельцы неприватизированных квартир смогут выбирать: получать новую квартиру бесплатно в собственность или сохранить социальный наем;

— программа обойдется, по предварительным оценкам, в 3,5 трлн рублей, тогда как весь годовой бюджет столицы составляет 1,9 трлн рублей;

— митинги против реновации; много не желающих переселяться в новые дома;

— нарушаются конституционные права граждан на распоряжение своей собственностью

— нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы;

— с момента утверждения программы реновации жители многоквартирных домов, включенные в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт;

— территория, предназначенная для строительства многоквартирных домов в целях реализации решений о реновации, обеспечивается объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.

— юридические лица – собственники помещений в сносимых домах смогут выбирать между рыночной компенсацией стоимости снесенной недвижимости и другим помещением, предложенным городом.

 

На втором этапе SWOT-анализа авторами данной научной статьи был выполнен корреляционный анализ, по результатам которого сформирована матрица, отражающая позитивные и негативные влияния, как угроз, так и возможностей реализации проекта реновации (см. далее таблицу 2).

Таблица 2

Матрица соответствий сильных/слабые сторон и возможностей/угроз

реализации проекта реновации

сильные стороны – угрозы проекта реновации сильные стороны – возможности проекта реновации
— отсутствие должных правовых оснований и возможностей на сегодняшний день эффективно  реализовать программу реновации жилья без нарушения прав граждан;

— наличие выбора нового жилья, а также выполнение принципа равнозначности и равноценности или денежной компенсации сопряжено с ограниченным объемом ресурсного, в том числе и финансового обеспечения программы;

— плотность жилой застройки кварталов программы увеличится до 35 000 м2/га. Численность населения города Москвы вырастет на 5 млн. человек. Этажность домов возрастет до 34 этажей, поэтому градостроительные решения программы могут привести к проблемам городской инфраструктуры; ухудшению показателей качества жизни и городской среды; повышению рисков техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций;

— стоимость программы высокая: обойдется в несколько триллионов рублей. Кроме того,  необходимо  будет обеспечить государственное страхование строительных рисков, в том числе, связанных с обесцениваем денежных средств, имеющихся на счетах.

— набор мероприятий проекта позволяет обновить среду жизнедеятельности и создать благоприятные условия проживания граждан, предотвратить рост аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечить развитие жилых территорий и их благоустройства, предотвратить появление нового аварийного жилья в будущем;

— проектирование и строительство новых домов будет проводиться с использованием энергосберегающих зеленых технологий. На коммуникациях в подвалах появится «умная» система автоматического регулирования отопления ;

— жильцы станут меньше платить за коммунальные услуги;

— количество зеленых насаждений не уменьшится, а при возможности даже увеличится;

— при сносе зданий должны применяться технологии «умного» сноса.

Слабые стороны — угрозы проекта реновации Слабые стороны – возможности проекта реновации
— программа реновации может в разных аспектах затронуть практически половину города, так как подлежащие реновации постройки расположены практически по всему городу.

— нет чёткого понимания механизма реализации проекта относительно условий расселения, качества предоставляемого жилья и его альтернативных вариантов, правовые гарантии; наличие возможности защиты своих прав в органах правосудия;

— не сформирована структура по бесплатному государственному аудиту и консультированию ЖСК, выступающих в качестве заказчиков, наличие которой минимизирует риск расхищения денежных средств со счетов застройщика ЖСК;

— наличие протестного голосования среди жителей, обусловленное, в первую очередь, недоверием к властям.

— необходимо разработать планировку новых кварталов так, что бы за счет правильного размещения зданий бороться с шумом и климатическими катаклизмами вроде ураганов;

— в случае сноса дома, в котором   ремонт квартиры был выполнен, чем за 3 года до реновации, производить компенсацию выполненного ремонта, стоимость которого определяется документально или по акту;

— бюджетные расходы должны быть возвращены за счет коммерческой реализации остатков нового жилья (когда интересы 90 % жителей Москвы не будут нарушены, не считая неудобств от строек по множеству районов Москвы растянутых на десятилетия).

 

На основании полученных результатов SWOT-анализа можно сформулировать ряд проблемных вопросов, влияющих на принятие и внедрение предложений по реализации проекта реновации жилья.

Во-первых, законопроект в качестве критериев равнозначности использует: благоустройство, площадь помещения и территориальную расположенность. При этом абсолютно не применяет критерии наличия ремонта в квартире, его стоимости, этажность, наличие лифта в доме, удаленность от метро и оживление дорог, и ряд иных критериев оценки стоимости жилого помещения.

А между тем, равнозначное жилое помещение предоставляется вне района проживания в случаях, если: многоквартирный̆ дом, включённый̆ в решение о реновации, расположен в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы.  В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий̆ многоквартирный̆ дом, включённый̆ в решение о реновации.

Во-вторых, больше всего рискуют жители или покупатели «хрущевок» в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы, соответственно, собственников помещений фактически могут получить не равнозначное жилое помещение взамен утраченного.

По географическому признаку наиболее дорогие пятиэтажки расположены в Центральном АО. Ценовая политика жилья представлена в таблице 3.

Таблица 3

Цены на столичные «хрущевки», млн руб.

Округ 1-комн. 2-комн. 3-комн.
ЦАО 11,05 11,44 17,19
СЗАО 6,67 8,63 10,5
ЮЗАО 5,64 7,97 10,57
САО 5,56 7,44 10,28
СВАО 5,54 7,69 10,95
ЗАО 5,3 7,85 10,56
ЮАО 5,26 6,99 9,99
ВАО 4,98 6,67 9,26
ЮВАО 4,89 6,3 8,99
НАО 3,64 4,76 5,79
ЗелАО 3,25 4,6 5,2
ТАО 3,12 7,32 4,9

 

При этом законопроект не указывает на порядок действий в случае, если такой согласие не получено, но при этом у органов государственной власти отсутствуют жилые помещения для предоставления в пределах указанных административных округах. Критерии равнозначности особенно болезненно могут быть восприняты собственниками нежилых помещений. Если указанное нежилое помещение используется для целей предпринимательской деятельности – убытки от изменения места расположения объектов такой деятельности могут быть непредсказуемыми.

В-третьих, чиновники, которые именуют московские пятиэтажки не иначе как ветхим и устаревшим жильем, обычно ссылаются на жалобы со стороны самих жителей и муниципальных депутатов, то в России практически нет статистики по ветхому и аварийному жилью. По его мнению, оценить износ дома можно только с помощью инструментального обследования, то есть изучения состояния дома специалистами. Свои данные по ветхому жилью публикует Росстат. Но ведомство оговаривает, что данные у них — от органов местного самоуправления, которые в свою очередь получают информацию от собственников жилья.  Более того, данные Росстата охватывает всю Россию в целом, а отдельно данных по Москве ведомство не публикует. На сайте Мосгорстате, который публикует московскую статистику, вообще статистики по аварийному жилью нет.

В-четвертых, вызывают вопросы установленные сроки переезда. Текущая программ сноса пятиэтажек намного масштабней предыдущей: если в первую волну было снесено около 1700 «хрущевок», то сейчас власти намереваются избавиться от 8000 зданий и расселить 1,6 млн человек. Очевидно, что единовременно расселить такое количество населения в альтернативное жилье практически невозможно, равно как и нереально построить для них в короткие сроки новые дома. Реновация неизбежно будет проходить поэтапно, а это значит, что какие-то пятиэтажки попадут под расселение раньше других. Более того, если первая волна сноса в Москве растянулась на 18 лет, то теперь властям понадобится, по самым оптимистичным оценка, не менее 25 лет. Это значит, что кто-то получит новую квартиру в ближайшие годы, а другие — на горизонте десятилетия.

В-пятых, еще не стоит забывать и об общих рисках, связанных с экономической и политической ситуацией в стране. Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу Минфина до 2034 года, расходы бюджетной системы в соотношении с ВВП будут уменьшаться в ближайшие 18 лет из-за снижения доходов. В связи с этим высока вероятность, что реновация не будет доведена до конца.

Таким образом, для реализации проекта реновации порядок внедрения мер должен быть детально и целесообразно регламентированным с целью избежать злоупотреблений, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны граждан, проживающих в домах, включенных в программу реновации. Представленный законопроект не содержит такой детальной регламентации и может привести к росту судебных споров, связанных с процессом предоставления жилых и нежилых помещений. Выход из подобной ситуации возможен при создании определенной модели регламентирующей взаимодействии граждан и властей.

Модель осуществления реновации и переселении граждан из сносимого жилого фонда в г. Москве должна в себя включать:

предоставление жилой площади в размере не менее нормы предоставления, а также производить расселение коммунальных квартир;

первоочередное переселение жителей домов из общежитий и ветхого жилого фонда;

в случае сноса дома, в котором ремонт квартиры был выполнен, чем за 3 года до реновации, производить компенсацию выполненного ремонта, стоимость которого определяется документально или по акту;

не менее 3 вариантов выбор предлагаемого жилого помещения для переселяемых семей;

снять ограничением права жильцов на обжалование действий органа исполнительной власти, не связанных с равнозначностью предоставляемого жилья сносимому жилью;

учет стоимости земельного участка под домом, обеспечив по информированному требованию жителей не равнозначное, а равноценное возмещение с учетом стоимости придомовой территории МКД;

обеспечение переселяемых жителей жильем в районе проживания;

обеспечение в микрорайонах нового строительства полноценной инфраструктуры, включая парковки для автомобилей, а так же площадки для выгула и дрессировки собак;

не менее 3-х вариантов выбора предлагаемого жилого помещения для переселяемых семей;

создание жителями ЖСК по их желанию с возложением на такое ЖСК функции заказчика строительства нового жилого дома, оказание содействия в создании ЖСК;

принятие решения по реновации только общим собранием собственников или публичным слушанием, а не через предлагаемые в настоящие время телефонные опросы, МФЦ или портал «Активный граждан», так как подобные механизмы создают условия бесконтрольности и злоупотреблений;

обеспечение в микрорайонах нового строительства полноценной инфраструктуры, включая парковки для автомобилей, а так же площадки для выгула и дрессировки собак;

для согласования интересов различных групп граждан использовать механизм местного референдума;

при определении жилых зданий, подлежащим реновации, тщательно выявлять здание, являющиеся объектами культурного и исторического наследия (имеющие оригинальную архитектуру; связанные с проживанием видных деятелей истории и культуры; построенных с участием выдающихся архитекторов прошлого);

социальной сети по оказанию помощи Президенту РФ по контролю за нарушениями законов и государственных программ создать институт социальных менеджеров для оказания помощи коллективам жителей, которые хотят самостоятельно создать ЖСК, привлечь строительные компании и проконтролировать расход средств;

предусмотреть обязательное и непосредственное участие в решении вопросов реновации депутатов Советов депутатов муниципальных округов г. Москвы;

строительному комплексу г. Москвы совместно с ТПП создать реестр добросовестных застройщиков г. Москвы, которые могут быть привлечены в качестве компании застройщиков;

для недопущения расхищения денежных средств со счетов застройщика ЖСК. Создать структуру по бесплатному государственному аудиту и консультированию ЖСК, выступающих в качестве заказчиков;

для защиты инфляции денежных средств на счетах ЖСК при строительствах домов ЖСК обеспечить государственное страхование строительных рисков, в том числе связанных с обесцениваем денежных средств, имеющихся на счетах;

связанные с обращением законопроекта к немедленному исполнению, как создающему предпосылки для массового нарушения прав граждан;

осуществление программ «реновации» должно стать предметом общественного и муниципального контроля со стороны: Совета депутатов муниципальной округов, Общественной Палаты Москвы, Общественных Советов при Префектурах, Общественного Совета при ГУ МВД РФ по г. Москве и других общественных Советов;

сохранять социальную и экологическую инфраструктуру сносимых домов;

союзу журналистов г. Москвы обратить внимание на необходимость правдивого освещения вопросов реновации, недопустимого подмены журналистского информирования и анализа рекламой и пропаганды.

 

Литература:

  1. Плюсы, минусы, подводные камни. Что о «реновации» думают риэлторы [Электронный ресурс] // The Insider [сайт.] URL: http://theins.ru/obshestvo/56708 (дата обращения: 14.06.2017).
  2. Представлен список столичных пятиэтажек для голосования об их включении в проект реновации [Электронный ресурс] // Гарант.ру – информационно-правовой портал [сайт]. URL: http://www.garant.ru/news/1108450 (дата обращения: 14.06.2017).
  3. Федеральный закон о внесение изменении в закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в столице РФ». Государственная дума [Электронный ресурс]. URL: http://komitet2-14.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/484515 (дата обращения: 14.06.2017).
  4. Проект реновации жилья в Москве [Электронный ресурс] // Радио Свобода [сайт]. URL: http:// news.lenta.ch/vf7f (дата обращения: 14.06.2017).
  5. Соблюдение прав человека в г. Москва реновации жилья. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.president-sovet.ru/members/blogs/post/3013/ (дата обращения: 14.06.2017).
  6. В совете Федерации обсудили законопроект о реновации жилфонда Москвы. Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. [Электронный ресурс]. URL: http://region.council.gov.ru/events/news/81131/ (дата обращения: 14.06.2017).
  7. Реновация в Москве: оценки и мнения. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116145 (дата обращения: 14.06.2017).
  8. Активный гражданин [Электронный ресурс] // Проект для тех, кому важно, что происходит в Москве [сайт]. URL: https://ag.mos.ru/ (дата обращения: 14.06.2017).
  9. Москва опубликовала списки домов под снос [Электронный ресурс] // Ведомости. – 02. Мая. – 2017. [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2017/05/02/688341-spisok-pyatietazhek (дата обращения: 16.06.2017).
  10. Шувалова М. Программа реновации может затронуть максимум 1900 предпринимателей [Электронный ресурс] // RIA-NEWS «Бизнес и Финансы» [сайт]. URL: http://rianews.ru/business/programmarenovaciimozhetzatronut (дата обращения: 16.06.2017).
  11. Проект Федерального закона N 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.03.2017) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. URL: https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2017/05/Dok-1.pdf (дата обращения: 16.06.2017).
  12. Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации « О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/7D5D8C5CA70903724325814D00422159/$File/104803905-104894779.pdf?OpenElement (дата обращения: 16.06.2017).