Home / Управление общественными отношениями / Мороз Н.Э., Сушанский А.С. Разработка предложений по усилению социальной значимости механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства (на примере городского округа Химки Московской области)

Мороз Н.Э., Сушанский А.С. Разработка предложений по усилению социальной значимости механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства (на примере городского округа Химки Московской области)

Мороз Никита Эдуардович – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

 (направление «Государственное и муниципальное
управление», уровень магистратуры)

Goalkeeper-94@mail.ru

Сушанский Артур Сергеевич – профессор кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат педагогических наук, доцент

arsu@mail.ru

 

Разработка предложений по усилению социальной значимости механизма
обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства (на примере городского округа Химки Московской области)

Development of proposals to strengthen the social importance of the mechanism

Feedback between the population and the state in the field of guardianship and trusteeship (on the example of the urban district of Khimki, Moscow region)

 

Аннотация. Статья посвящена анализу социальной значимости механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства, а также разработке предложений по его совершенствованию. Такого рода механизм дает шанс детям-сиротам реализовать себя по окончанию средних специальных и высший учебных заведений, а также придает государственной и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус завершенности.

Статья подготовлена под руководством заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича в рамках планового изучения Научно-исследовательского семинара «Эффективное государственное и муниципальное управление» и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в этом вузе на постоянной основе.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the social importance of the mechanism of feedback between the population and the state in the field of guardianship and trusteeship, and also the development of proposals for its improvement. This kind of mechanism gives chance to orphans to realize themselves at the end of secondary special and higher educational institutions, and also gives state and social support to orphans and children left without parental care, the status of completion.

The article was prepared under the supervision of the Head of the Department of State and Municipal Management of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich as part of the planned study of the Research Seminar «Effective State and Municipal Management» and the School «State Policy and Management» This university on an ongoing basis.

Ключевые слова: государственное управление, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, органы опеки и попечительства, механизм обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства, муниципальное управление, опека, проблема, сиротство, Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Химки.

Keywords: public administration, orphans, children left without parental care, guardianship and trusteeship bodies, feedback mechanism between the population and the state in the field of guardianship and trusteeship, municipal administration, guardianship, problem, orphanhood, the Department of Trusteeship and Guardianship of the Ministry of Education Moscow region in the urban district of Khimki.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Как уже упоминалось авторами в предыдущей статье, которая была посвящена анализу деятельности Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Химки, российское государство на протяжении всей своей истории старалось проявлять заботу над детьми-сиротами [6]. Эта забота выражалась в создании специализированных учреждений (изначально при церквях и храмах, а далее, как и отдельно существовавших, так и при заводах) для содержания и воспитания детей, которые по различным причинам остались без попечения своих биологических родителей. Уже при Екатерине II начала зарождаться и распространяться такая форма устройства детей-сирот, как опека. Царским указом дети-сироты передавались в семьи для их воспитания, а также для того, чтобы они помогали по хозяйству [1].

Такая традиция осталась в нашей стране и по сей день. В каждом муниципальном образовании России существуют специальные органы, уполномоченные защищать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а если таковых органов нет, то их роль выполняет администрация муниципального образования [12].

На сегодняшний день для государства становится приоритетным создавать максимально комфортные условия для детей-сирот, находя для них приемные семьи. Очень важно чтобы ребенок рос и социализировался в семейных узах, общаясь как с родителями, хоть и приемными, так и со сверстниками, преподавателями, воспитателями и т.д. То есть, сегодня такие формы устройства детей-сирот, как опека, попечительства и приемная семья обеспечивают ребенка всем необходимым для того, чтобы ребенок рос и развивался как личность [5].

Государство, в свою очередь, берет на себя ответственность за обеспечение достойного уровня жизни всем детям, которые остались без попечения родителей по различным причинам (родители умерли или были лишены родительских прав), до их совершеннолетия, а в случаи их обучения в средних специальных и высших учебных учреждениях – до 23 лет.

В обеспечение достойного уровня жизни детей-сирот входят: различного рода выплаты на приобретение продуктов питания, одежды, учебной литературы; ежемесячные социальные и стипендиальные выплаты; оплата проезда на общественном транспорте; оплата путевок в детские оздоровительные лагеря (до 16 лет); оплата обучения (среднее, среднее специальное и высшее образования); выделение жилплощади по достижению 18-ти летнего возраста, а также ремонт квартир, находящихся в муниципальной собственности, в которых проживает ребенок-сирота. В среднем ежегодно на каждого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяется 250-300 тысяч рублей в зависимости от возраста, состояния здоровья и формы устройства таких детей. Также ежегодно на приобретение квартир для совершеннолетних сирот выделяется до 50 млн рублей [8]. Государство на себя почти полностью берет содержание детей-сирот на безвозмездных условиях.

Авторы данной статьи считает важным отразить после вводной ее части проблему, которую они считают необходимым вынести для анализа, а именно – фактическое отсутствие механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства.

Для уточнения понимания, что авторы статьи подразумевают под термином «механизм обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства», далее были выведены следующие понятия, которые сложились на основе изученной литературы и научных трудов, рассматривающие проблему сиротства в России и за рубежом:

— под населением в области опеки и попечительства авторами подразумевается категория детей, относящаяся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

— под механизмом обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства авторами подразумевается система, определяющая порядок возложения ответственности после окончания обучения в высшем учебной заведении на детей-сирот перед государством (на предмет выражения благодарности за предоставленное обеспечение достойного уровня жизни) в форме отработки в органах государственной и муниципальной власти, а также в других организациях привлеченных к данному вопросу и заключивших договор на срок не менее 5 лет.

Авторы данной статьи предлагают создать целевой набор в средние специальные/профессиональные и высшие учебные заведения для детей-сирот с дальнейшим их распределением на рабочие места. Это будет являться продолжением государственной политики заботы над детьми-сиротами, давая «путевку в будущее». Хотя, конечно, авторы статьи понимают, что распределить детей сирот на рабочие места окончания учебного заведения можно только на предприятия государственной формы собственности. То есть, при всей дискуссионности, это предложение является «рабочим» и обсуждаемым.

Такого рода целевой набор поможет использовать тот потенциал «сироты», в который государство непосредственно вкладывает бюджетные средства, это снизит уровень безработицы среди детей-сирот, который составляет 22 % и поможет заполнить те рабочие места, которые не пользуются спросом [9]. Подобная практика использовалась в нашей стране 1930-е годы, когда при заводах строились специализированные учреждения (детские дома, приюты и т.п.), в которых сироты росли и учились, а по выпуску из них дети-сироты имели теоретическую базу, практические навыки и определенную категорию, допускающую к работе на заводе [1].

По мнению авторов данной статьи, это максимально эффективное и рациональное использование бюджетных средств. При таком подходе деньги государства имеют цель, и дальнейший труд детей-сирот их оправдывает, а в отдельных случаях может и приумножить.

Соответственно, в данной статье рассматривается возможность использования такого механизма на примере городского округа Химки Московской области, в котором функционирует Управление опеки и попечительства.

На сегодняшний день в ведении Управления опеки и попечительства находятся 515 детей в возрасте до 18 лет и 122 человека в возрасте от 18 до 23 лет. На данный момент времени в средне – специальных и высших учебных заведениях обучаются на разных курсах 65 детей-сирот, находящихся в ведении Управления. Ежегодно оканчивают обучение 7-10 человек из указанного числа детей-сирот, состоящие на учете в органе опеки и попечительства городского округа Химки [4].

После окончания обучения дети-сироты не получают различного рода выплаты от государства и зачастую не могут найти работу. Государство никак не оказывает помощь в трудоустройстве и особо (по мнению автора) в этом не заинтересовано. То есть государство по факту вкладывало деньги в ребенка, что называется, «впустую». Для того, чтобы органам государственной власти получить какой-то результат после многолетнего содержания на своем иждивении детей-сирот необходимо развивать механизм обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства.

Так как проблема рассматривается на примере городского округа Химки Московской области, то, соответственно, необходимо отразить учебные заведения и возможные места для трудоустройства детей-сирот после завершения обучения находящиеся на территории округа. В таблице 1 приведены примеры учебных заведений и организаций для потенциального трудоустройства детей-сирот.

Таблица 1

Учебные заведения и организации для трудоустройства детей-сирот

после завершения обучения в государственных учебных заведениях

Учебные заведения Уровень образования Возможные места для трудоустройства
АГЗ МЧС РФ Высшее Администрация городского округа Химки; АГЗ МЧС РФ; Международный аэропорт Шереметьево; ГУ МЧС РФ; ПЧ №1 Химки; и т.п.
ГБПОУ МО «Химкинский техникум №64» Среднее специальное Экспериментальный Механический Завод, «Энергомаш НПО им. Академика В.П.Глушко», «ЦентрХимСнаб», КБ «Факел», ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», и еще более 10 наименований.

 

Филиал «Ракетно-космическая техника» МАИ Высшее
РМАТ Высшее, среднее профессиональное Международный аэропорт Шереметьево, Ростуризм.
МГУКиС Высшее ДК Родина; Вашутинский Таможенный Пост, Московская Областная Таможня; Международный аэропорт Шереметьево; Ростуризм.

Выделим далее необходимые условия для развития механизма обратной связи в области опеки и попечительства:

  • анализ биржи труда, поиск организаций, в которые будут направлены дети-сироты после завершения обучения, и, соответственно, заключение с ними договоров на долгосрочной перспективе;
  • подготовка, рассмотрение и принятие нормативно-правового документа, закрепляющего работу рассматриваемого механизма государственного управления;
  • по необходимости выделение бюджетных средств для создания благоприятных условий труда;
  • создание целевых мест в учебных заведениях.

Для анализа целесообразности внедрения механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства, авторами данной статьи используется SWOT-анализ (см. таблицу 2).

Таблица 2

SWOT-анализ социальной значимости механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства

Сильные стороны механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства Возможности внедрения механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства
— снижение уровня безработицы среди сирот;

— продолжение государственной политики заботы над детьми-сиротами (в рамках социального государства);

— воспитание детей-сирот в нужном для государства направлении;

— потенциальная возможность обновления штата ряда организаций молодыми специалистами.

— повышения легитимности органов государственной и муниципальной власти среди социально незащищенного населения;

— все рабочие места будут заполнены;

— потенциального омоложения штата различных структур и организаций;

— мирового признания отечественной политики заботы над детьми-сиротами после завершения обучения.

Слабые стороны механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства Угроза для государства, которые могут возникнуть в ходе реализации внедрения механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства
— возможная нехватка рабочих мест у организаций-партнеров;

— высокий уровень коррупции в России будет мешать реальному внедрению данного механизма;

— необходимо в бюджете предусмотреть дополнительные финансовые средства;

— для фактической реализации этой идеи, скорее всего, потребуется усиление взаимодействия между органами власти и бизнес-структурами;

— возможно, потребуется создавать благоприятный климат за бизнес-структур, чтобы они принимали непосредственное участие в данном механизме.

— могут потребоваться дополнительные денежные средства для создания рабочих мест и, соответственно, легко прогнозируем рост госрасходов;

— может вырасти уровень «обмана» государства со стороны родителей, в надежде, на усиливающийся патронат государства за сиротами;

-неисполнение своих обязательств перед государством и детьми-сиротами со стороны сотрудничающих организаций.

 

 На основании выявленных сильным и слабых сторон, возможностей и угроз механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства можно выделить приоритетные направления деятельности в данной области, т.е. стратегии развития механизма.

Таблица 3

Стратегии по развитию механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и возможностей Стратегия при сопоставлении сильных сторон и угроз
1. Стратегия повышения уровня легитимности власти среди социально незащищенного населения. Суть данной стратегии заключается в том, что данный рассматриваемый механизм в основе своей направлен на продолжение государственной заботы над детьми-сиротами и показывает, что государство стремится помочь тем, кто нуждается. Это и повысит уровень легитимности власти среди социально незащищенного населения.

2. Стратегия кадрового обновления сотрудничающих организаций. Цель данной стратегии заключается в том, чтобы «насытить» всех организаций-партнеров молодыми специалистами, готовыми принимать новые решения и привносить свой труд на благо развития организации (или государства).

1. Стратегия привлечения представителей частных бизнес структур к финансированию развития рассматриваемого социального проекта.

2. Стратегия контроля проблемы сиротства со стороны бизнес-структур. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы снизить нагрузку государства в области материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бизнес-структуры могут взять на себя часть ответственности по содержанию детей-сирот. Например, для того, чтобы вырастить профессионала в определенной области бизнеса.

Стратегия при сопоставлении слабых сторон и угроз Стратегия при сопоставлении слабых сторон и возможностей
1.             Стратегия противоборства коррупции путем создания рабочих мест для бывших сирот в соответствующих органах. Кто, как ни «сирота» знает всю проблему сиротства изнутри. Соответственно, подготовив (профильное обучение в ВУЗе) некоторых детей из числа сирот можно кардинальными методами снизить уровень социального сиротства в России.

2.   Стратегия привлечения представителей частных бизнес структур к финансированию развития рассматриваемого проекта.

1.    Стратегия повышения престижности всех рабочих мест.

2.                 Стратегия развития деловых отношений между государством и бизнес-структурами для снижения материальной нагрузки государства и развития частного сектора.

На данном этапе исследования авторы данной статьи считают, что самым эффективным способом внедрения такого рода механизма государственного управления является формирование государственного заказа на молодых специалистов, заключение долгосрочных трехсторонних договоров между государством работодателем и учебным заведением. Проще говоря, необходимо вводить целевой набор.

Введение механизма обратной связи между населением и государством в области опеки и попечительства обеспечит:

— снижение уровня безработицы среди сирот;

— продолжение государственной политики заботы над детьми-сиротами;

— воспитание детей-сирот в нужном для государства направлении;

— обновление штата бизнес-структур и государственных и муниципальных организаций молодыми специалистами;

— повышение легитимности власти среди социально незащищенного населения;

— мировое признание государственной политики в области защиты и поддержки детей-сирот.

Авторами был проведен анализ состояния проблемы сиротства в городском округе Химки Московской области, на основе которого был проведен SWOT-анализ необходимости введения механизма социальной значимости обратной связи между населением и государство в области опеки и попечительства. На сегодняшний день, в качестве решения проблемы, отраженной в данной статье, авторы предлагают ввести целевой набор в учреждения среднего специального/профессионального и высшего образования с дальнейшим трудоустройством.

 

Литература

  1. Нечаева А.М. Россия и ее дети. – М.: Издательский дом «ГРААЛЬ», 1996. – 239 с.
  2. Закон Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [сайт]. URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=206175 (дата обращения: 15.02.2017).
  3. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс] // Усыновление России [сайт]. URL. http://www.usynovite.ru/experience/history/chapter1/ (дата обращения: 13.02.2017).
  4. Информационная справка Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Химки (для внутреннего пользования).
  5. Методическое пособие Правительства Московской области: «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – М.: Издательский дом «Московия», 2008. – 200 с.
  6. Электронный научный журнал «Демоскоп Weekly» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [сайт]. URL. http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/tema01.php (дата обращения: 27.02.2017).
  7. Официальный интернет-сайт Министерства образования Московской области [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Министерства образования Московской области [сайт]. URL. http://mo.mosreg.ru/dokumenty/zakonodatelstvo-moskovskoy-oblasti/ (дата обращения: 10.02.2017).
  8. Официальный интернет-сайт Российской газеты [Электронный ресурс] // «Российская газета» [сайт]. URL. http://rg.ru/2013/02/08/astahov.html (дата обращения: 27.03.21017).
  9. Собрание статей. Тематические учебно-методические материалы «Социальная работа» [Электронный ресурс] // Социальная работа [сайт]. URL. http://soc-work.ru/article/103 (дата обращения: 26.02.2017).
  10. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 486 с.
  11. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г.№ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ [сайт] URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189275 (дата обращения: 23.02.2017).
  12. Федеральный закон РФ от 24.04.2004 г. № 48 «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [сайт]. URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189610 (дата обращения: 23.02.2017).