Home / Государственное и муниципальное управление, менеджмент / Злотникова Е.В., Клочкова М.Н. Недостаточная информированность состоящих на очереди по улучшению жилищных условий граждан о ходе выполнения муниципальной программы «Жилище», как частная проблема в г.п. Дедовск: выработка путей решения

Злотникова Е.В., Клочкова М.Н. Недостаточная информированность состоящих на очереди по улучшению жилищных условий граждан о ходе выполнения муниципальной программы «Жилище», как частная проблема в г.п. Дедовск: выработка путей решения

Злотникова Елена Вячеславовна – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат политических наук

manwantara@yandex.ru

Клочкова Мария Николаевна – студент 4-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное
и муниципальное управление», уровень бакалавриата)

mascha.klo4kowa@yandex.ru

 

Недостаточная информированность состоящих на очереди по улучшению жилищных условий граждан о ходе выполнения Муниципальной программы «Жилище» как частная проблема в г.п. Дедовск: выработка путей решения

Insufficient awareness of citizens on the progress of the Municipal Program «Housing» as part of the improvement of housing conditions for citizens as a private problem in the Dedovsk: working the solutions

 

Аннотация: в данной статье изучается проблема недостаточной информированности граждан городского поселения Дедовск, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, о ходе выполнения Муниципальной программы городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище». Проведен анализ эффективности реализации данной муниципальной программы.

Проанализировано движение очереди граждан этого городского поселения, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди студентов Академии гражданской защиты МЧС России проведен мозговой штурм методом «635». Среди нуждающихся в улучшении граждан авторами проведен социологический опрос, обобщенные результаты которого рассматриваются в статье.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» под руководством доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Annotation: In this article, the problem of insufficient awareness of citizens of the urban settlement of Dedovsk, which are on the line for improving housing conditions, about the implementation of the Municipal program of the urban settlement of Dedovsk, Istra municipal district of the Moscow region, «Housing», is being studied. The analysis of the effectiveness of the implementation of this municipal program is carried out.

The movement of the queue of citizens of this urban settlement, which are in need of improving housing conditions, is analyzed. Among the students of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia, a brainstorming session was conducted using the «635» method. Among the people who need to improve their citizens, a sociological poll was conducted, the generalized results of which are discussed in the article.

The article was prepared as part of a planned study of the academic discipline «Investigation of socio-economic and political processes» under the leadership of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Civil Defense Academy of the Ministry of EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: администрация, городское поселение Дедовск, гражданин, исследование, Истринский муниципальный район, мероприятие, метод «635», многоквартирный дом, мозговой штурм, Московская область, очередь, переселение граждан, программа «Жилище», программно-целевой метод, социологический опрос, управление, численность постоянного населения.

Keywords: administration, urban settlement Dedovsk, citizen, research, Istra municipal district, event, method «635», apartment building, brainstorming, Moscow region, queue, resettlement of citizens, «Housing» program, program-target method, sociological survey, Management, the number of permanent residents.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуализация. Актуальность темы исследования в данной статье обусловлена тем, что граждане, состоящие на очереди по улучшению жилищных условий в городском поселении Дедовск Истринского муниципального района Московской области, к сожалению, слабо владеют информацией о ходе выполнения Муниципальной программы городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище», поэтому не всегда могут воспользоваться своими правами на получения жилья.

Кроме того, в г.п. Дедовск Истринского муниципального района Московской области имеется проблема нехватки жилья. Так, численность постоянного населения в г.п. Дедовск составляет 30 тыс. человек, ежегодный среднестатистический прирост населения составляет 593 человека, а объем жилищного фонда на территории муниципального образования –1014,65 тыс. кв. м, из них 662,65 тыс. кв. м в многоквартирных домах (223 многоквартирных дома) – от общего объема жилфонда, 352,0 кв. м – индивидуальный жилищный фонд [1].

Актуальность темы исследования также обусловлена фактическим отсутствием информации о реализации муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий. Исходя из проведенного социологического исследования, результаты которого будут приведены далее, авторы статьи могут сделать вывод об отсутствии информации на официальном сайте городского поселения Дедовск [7] и сайте Правительства Московской области [8], как вышестоящего органа, на котором, согласно статьи 10 пункта 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[9], также может размещаться информация о деятельности муниципального образования. Этот факт свидетельствует о невыполнении работниками администрации требований выше названного закона, и более того влечет за собой ущерб для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.п. Дедовск.

Проблематизация. Несмотря на показатели жилищного фонда в городском поселении Дедовск, обеспечить существенное улучшение ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения города и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания, к сожалению, не удаётся. Так, по данным, предоставленным Администрацией г.п. Дедовск, по состоянию на конец 2016 года, в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий находятся 286 семей, из которых 153 семьи (1526 человек) состоят в очереди более 15 лет. Шестьдесят три многоквартирных жилых дома являются ветхими (высокого уровня морального и физического износа в процессе его эксплуатации). Общая площадь непригодных для проживания жилых помещений в многоквартирных домах – 4047,2 кв. м, количество проживающих граждан – 296 человек, из него: аварийный – 359,0 кв. м (1 многоквартирный дом, 36 человек), ветхий – 3688,2 кв. м (14 многоквартирных домов, 240 человек). Объем необследованного ветхого фонда, расположенного на территории городского поселения Дедовск, составляет 63954,02 кв. м (63 многоквартирных дома, 3182 человек) [2].

С 2014 года запущена Муниципальная программа городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище» (далее Программа), но проблема так и не решается в полной мере [1].

Управленческая проблема статьи состоит в частичном невыполнении сотрудниками Администрации г.п. Дедовск требований Федерального Закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ [9] в области обеспечения доступности информации для пользователей, которыми являются граждане РФ и жители городского поселения. В частности, диаграмма № 4 (диаграмма далее по тексту), которая построена на основании опроса, проведенного среди жителей г.п. Дедовск, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, позволяет подкрепить доводами наличие проблемы, и сделать вывод о недоступности информации для 84 % опрошенных.

В качестве методов исследования в статье были использованы: социологический опрос и метод «635».

Авторами статьи в феврале 2017 года был проведен социологический опрос среди жителей г.п. Дедовск, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий[1]. Из ответов, полученных в ходе опроса, мы выявили, что, по мнению жителей городского поселения Дедовск, сотрудники Администрации не обеспечивают очередников полной информацией по реализации Программы. Ниже авторами статьи в виде диаграмм представлены некоторые ответы на вопросы опроса (ответы на остальные вопросы анкеты будут использованы позднее в других научных статьях и при кейс-проектировании).

Диаграмма 1. Знакомы ли Вы со всеми нормативно-правовыми актами,
связанными с Муниципальной программой городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище»?

По результатам Диаграммы 1 видно, что большинство граждан, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий, не ознакомлено со всеми нормативно-правовыми актами, связанными с Программой, а это значит, что они в полной мере не знают своих прав и возможностей. Полученные ответы на данный вопрос позволяют сделать ряд промежуточных выводов. В первую очередь, информация действительно является труднодоступной, раз 87 % опрошенных не ознакомились с ее содержанием, что может стать ключевым фактором в вопросе реального улучшения жилищных условий. Также этот факт говорит об отсутствии заинтересованности должностных лиц Администрации г.п. Дедовск в предоставлении полной информации населению, которая, возможно, сыграла бы позитивную роль для граждан в области защиты своих законных интересов и права на улучшение жилищных условий.

Диаграмма 2. Считаете ли Вы, что мало осведомлены о работе
сотрудников Администрации городского поселения Дедовск Истринского Муниципального района Московской области по решению Вашей проблемы?

По результатам Диаграммы 2 видно, что большинство граждан, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий, не ознакомлены с работой сотрудников Администрации по решению их проблем, связанных с улучшением жилищных условий. Данный факт позволяет сделать вывод о неэффективной работе администрации в области доведения до населения информации о собственной деятельности. Подобная информационная конъюнктура является благоприятной для «проворачивания» серых схем с получением недвижимости, и явно не является благоприятным фактором при решении проблемы обеспечения граждан жильем.

Диаграмма 3. Считает ли Вы, что на консультации (по телефону/личная беседа)
у сотрудника Администрации городского поселения Дедовск
Истринского муниципального района Московской области Вы не получаете
полные ответы на ваши вопросы?

По результатам Диаграммы 3 видно, что большинство граждан, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий, на консультации (по телефону/личная беседа) у сотрудника Администрации городского поселения Дедовск не получают полного и развернутого ответа на свои вопросы, что означает недопонимание между ними и обращающаяся сторона может не выполнить все требования. В последствии чего граждане могут потерять очередь, либо не перейти в другую очередь, или же не подняться в списках на пункты выше по ранее не выявленным обстоятельствам. Этот факт является одним из наиболее усугубляющих проблему, ведь он дает населению понять, что местные власти не квалифицированны либо не заинтересованы в решении их проблем с обеспечением жильем.

Диаграмма 4. Находите ли Вы на сайте Администрации городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области нужную Вам информацию по Муниципальной программе городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище»?

 

По результатам Диаграммы 4 видно, что большинство граждан, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий, на сайте Администрации городского поселения Дедовск не находят нужные им документы и информацию по Программе, так как там нет даже списка очередности граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Авторами данной статьи был произведен поиск информации об очереди на улучшение жилищных условий на официальном сайте г.п. Дедовск [7], по результатам которого, информации об улучшении жилищных условий найдено не было.

Рис 1. Поиск информации об улучшении жилищных условий
на официальном сайте г.п. Дедовск [7].

Как уже писалось выше, данный факт является нарушением Федерального Закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ [9], согласно которому лица потерпевшие ущерб в результате отсутствия доступа к информации могут защищать свои интересы в суде.

Исходя из представленных выше данных, авторами статьи была выявлена проблема недостаточной информированности граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий в городском поселение Дедовск, сотрудниками Администрации городского поселения Дедовск о ходе выполнения Муниципальной программы городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище».

По мнению некоторых граждан, Программа выполнялась бы более эффективно если бы до граждан доводились сведения в полном объеме, например, информация о том в какой очереди они состоят, какие документы нужны для перехода из одной очереди в другую.

Анализ проблемы. Фактически в городском поселении Дедовск было принято две Муниципальные программы городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище» (далее – Программа). На первую Программу было выделено: 33 599 893 рублей из бюджета городского поселения Дедовск Истринского муниципального района, 16 200 000 рублей из федерального бюджета, 21 661 992 рублей из бюджета Московской области. Средства освоены полностью.

По истечению срока Программы было выполнено:

  1. Было проведено обследование 15 многоквартирных жилых домов, в ходе чего выявлены: 1 аварийный многоквартирный жилой дом, 14 ветхих многоквартирных дома. На оценку состояния многоквартирных жилых домов с высоким уровнем физического износа было выделено 903 793 рублей из бюджета городского поселения Дедовск Истринского муниципального, средства освоены полностью.
  2. Были обеспечены жилыми помещениями 9 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Выполнены мероприятия по сохранности муниципальных жилых помещений, закрепленных за детьми данной категории. На данные мероприятия было выделено: 4 376 160 рублей из бюджета городского поселения Дедовск Истринского муниципального района, 21 661 992 рублей из бюджета Московской области, средства освоены полностью.
  3. Были обеспечены жильем 10 ветеранов, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Было выделено: 16 200 000 рублей из средств федерального бюджета, 28 319 940 рублей из бюджета городского поселения Дедовск Истринского муниципального района, средства освоены полностью [3].

Исходя из выше представленных данных, видно, что, хотя Программа и была формально полностью выполнена, но в полной мере так и не решила отмеченную нами проблему. Так как Программа показала свою эффективность в контексте ее полного выполнения, было решено принять муниципальную Программу на 2016-2020 гг.

Бюджет второй Программы, рассчитанный на 2016-2020 год, составляет 17 420 253 рублей [1]. За первый год было потрачено 6 521 353 рублей, эта часть средств была потрачена на следующие Подпрограммы:

  1. Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Жилище» (было израсходовано 2 036 353 рублей);
  2. Подпрограмма «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Муниципальной программы «Жилище» (было израсходовано 1 435 000 рублей);
  3. Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Муниципальной программы «Жилище» (было израсходовано 3 050 000 руб.) [2].

То есть на остальные четыре года из бюджета Программы осталось 10 898 900 рублей.

Так как на данный момент в списках в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий находится 256 человек, и учитывая, что стоимость 1 квадратного метра в Истринском муниципальном районе равна 85 830 рублей [4], то, по мнению авторов статьи, очередь вряд ли будет продвигаться быстро. Это видно также из списка очередников, вывешенного на официальном сайте Администрации городского поселения Дедовск [5]. Граждане стоят в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий более 30 лет [6].

Представленные выше материалы позволяют авторам статьи сделать вывод о том, что в г.п. Дедовск денег на расселение всех граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, выделено явно недостаточно. Ведь бюджет, выделенный на Муниципальную программу г.п. Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище», небольшой, а жилищный фонд сильно ветшает и, соответственно, выделенных денежных средств не хватает на постройку нового и закупку вторичного жилья, отсюда следует, что очередь будет продвигаться очень медленно.

Авторами статьи было проведено исследование среди студентов одной учебной группы 4-го (выпускного) курса Академии гражданской защиты МЧС России посредством метода «635»[2], результаты которого представлены в таблице 1. Фактически в мозговом штурме методом «635» участвовало 6 человек.

Таблица 1

Результаты применения метода «635» к решению проблемы недостаточной информированности состоящих на очереди по улучшению жилищных условий
граждан сотрудниками Администрации г.п. Дедовск о ходе выполнения Муниципальной программы г.п. Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище»

1-й участник 2-й участник 3-й участник 4-й участник 5-й участник 6-й участник
1 идея Проверить Руководителем Админ-ии уровень знаний сотрудника, занимаю-щегося Программой Разместить на сайте Админ-ии список документов, необходимых для постановки граждан на учет по вопросу улучшения жилищных условий Устраивать Админ-ией собрания раз в месяц, где сотрудники Админ-ии отчитывались перед гражданами о ходе выполнения своей работы по Программе Создать на сайте Админ-ии раздел отзывов о сотрудниках Админ-ии Расширить штат сотрудников, занимающихся Программой Проводить онлайн-консультацию (где сотрудник Админ-ии будет отвечать на вопросы граждан по сети Интернет)
2 идея Направлять через электронную почту гражданам, состоящим на очереди по улучшению жилищных условий, отчет о ходе выполнения работ Разместить на сайте Админ-ии список очередников, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий Информировать очередников по изменениям в Программе в СМИ (газета «Истринские вести») Поощрение сотрудников Админ-ии премиями за эффективно выполненную работу Создать закрытую группу в социальных сетях, где граждане, находящиеся в очереди на улучшение жилищных вопросов, смогут обмениваться информацией Создать сайт, посвященный Программе, где разместить списки очередников, свежие новости по Программе
3 идея Отстранить от выполнения своих обязанностей сотрудника, который не знает в полной мере Программу и нормативно-правовые акты, связанные с ней Ввести курсы повышения квалификации сотрудников Админ-ии Создать группу активистов из числа очередников для осуществления контроля распределения жилья Размещать на сайте Админ-ии г.п. Дедовск свежую информацию по Программе Раз в квартал сотрудник Админ-ии должен предоставлять отчет о проделанной работе Создать личный кабинет, где граждане, состоящие на очереди по улучшению жилищных условий, смогли бы отслеживать ход работы Админ-ии по решению их вопросов

 

На основе результатов проведенного исследования методом «635» авторами статьи были разработаны некоторые предложения по решению проблемы недостаточной информированности граждан г.п. Дедовск, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, о ходе выполнения Муниципальной программы г.п. Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище» в таблице 2.

Таблица 2

Предложения по решению проблемы недостаточной информированности граждан городского поселения Дедовск, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, о ходе выполнения Муниципальной программы городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области

№ п/п Выявленная проблема Кто решает проблему Методы и пути
решения
Планир. результат Источник финанс.
1 Проблема недостаточной информированности граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, о ходе выполнения Программы Админ-ия г.п. Дедовск 1) Проверить уровень знаний у сотрудника Админ-ии, занимающегося решением вопросов, связанных с Программой. В случае не достаточных знаний провести переквалификацию сотрудника.

2) Информировать очередников о изменениях в Программе в СМИ (газета «Истринские вести», например).

3) Создать закрытую группу в социальных сетях, где граждане, находящиеся в очереди на улучшение жилищных вопросов, могли бы обмениваться информацией, так же там можно будет получить онлайн консультацию.

4) Внести изменения на сайт Админ-ии (создать раздел, полностью посвященный Программе, где можно было бы отслеживать ход её выполнения).

Представленные методы и пути решения выявленной проблемы помогут состоящим на очереди гражданам своевременно узнавать о ходе выполнения Программы, отслеживать деятельность сотрудников и в случае нарушений прав граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий, в зависимости от степени нарушения принять меры (например, направить заявление в правоохранит. органы о фактах нарушения, или же написать заявление на имя Руководителя Админ-ии), тем самым не быть безучастными в решении проблемы по улучшению жилищных условий. Бюджет г.п. Дедовск

 

Таким образом, изучив проблему, сложившуюся при реализации указанной муниципальной Программы, авторами статьи были предложены некоторые методы и пути решения по улучшению сложившейся ситуации. Среди этих мер выделим в самом общем плане такие меры:

– привлечение общественности к реализации контрольных функций;

– более активное информирование администрацией граждан, непосредственно заинтересованных в реализации данной Программы;

– возможно, доработка данной программы в сторону значительного увеличения выделяемых денежных средств;

– повышение квалификации сотрудников Администрации, занимающихся сопровождением реализации этой Программы.

Авторы не считают проблему низкой информированности заинтересованных граждан о ходе реализации данной муниципальной Программы основной проблемой. Мы лишь настаиваем, что этой проблемой необходимо заниматься органам муниципальной власти.

Литература:

  1. Постановление Администрации городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области от 06.10.2015 г. № 350/10 «Муниципальная Программа городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище»» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.п. Дедовск [сайт]. URL: http://gorod.dedovsk.ru/index.php?opton=com_content&view=article&id=1227:-32510-14102016-&catid=48:2009-08-03-19-25-36&Itemid=152 (дата обращения: 10.02.2017).
  2. Решение Совета депутатов городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области от 16.11.2016 г. № 62 «О ходе выполнения муниципальной Программы «Жилище» на 2016-2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.п. Дедовск [сайт]. URL: http://gorod.dedovsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1231:-16112016-62&catid=93:-3-&Itemid=151 (дата обращения: 03.02.2017).
  3. Постановление Администрации городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области от 07.04.2014 г. № 145/4 10 «Муниципальная Программа городского поселения Дедовск Истринского муниципального района Московской области «Жилище»» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.п. Дедовск [сайт]. URL: http://gorod.dedovsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=665:-07042014-1454-q-qq&catid=48:2009-08-03-19-25-36&Itemid=152 (дата обращения: 17.02.2017).
  4. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2016 г. N 244-Р «Об установлении предельной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Московской области на I квартал 2017 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая база данных «Гарант» [сайт]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/43167794/paragraph/1:0 (дата обращения: 16.02.2017).
  5. Закон Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (с изм. и доп. от 31 октября 2016 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и документационной поддержки «Консорциум Кодекс» [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/5811630 (дата обращения: 16.02.2017).
  6. Распоряжение Руководителя администрации городского поселения Дедовск от 26.01.2017 г. № 2 «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, городского поселения Дедовск» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.п. Дедовск [сайт]. URL: http://gorod-dedovsk.ru/project/rasporyazhenie-ot-26012017g-no-2-ob-utverzhdenii-spiskov-grazhdan-sostoyashchih-na-uchete-v (дата обращения: 17.02.2017).
  7. Главная страница [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации г.п. Дедовск [сайт]. URL: http://gorod-dedovsk.ru (дата обращения: 17.02.2017).
  8. Главная страница [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Московской области [сайт]. URL: http://mosreg.ru/ (дата обращения: 17.02.2017).
  9. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (дата обращения: 17.02.2017).
[1] В опросе участвовало 23 человека, опрос проводился в феврале 2017 года.

[2] Метод «635» – один из вариантов метода «мозгового штурма». Цель метода – порождение идей, предложений. Главные идеи метода «635»: повышение наглядности путем использования специальных бланков; задание четкого ритма работы; повышение включенности участников.