Home / Государственное регулирование сферы безопасности / Сушанский А.С., Волкова О.А. Cовершенствование системы безопасности населения и культуры безопасного поведения на дорогах (на примере района Старого Крюково города Зеленоград): проблемы и пути их решения

Сушанский А.С., Волкова О.А. Cовершенствование системы безопасности населения и культуры безопасного поведения на дорогах (на примере района Старого Крюково города Зеленоград): проблемы и пути их решения

Сушанский Артур Сергеевич – профессор кафедры
государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

кандидат педагогических наук, доцент

arsu@mail.ru

Волкова Ольга Андреевна – студент 4-го курса

 Академии гражданской защиты МЧС России

(направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление», уровень бакалавриата)

Lan144@yandex.ru

Cовершенствование системы безопасности населения и культуры безопасного поведения на дорогах (на примере района Старого Крюково города Зеленоград): проблемы и пути их решения

Perfection of the population safety system and the culture of safe behavior on the roads (on the example of the area of the Old Kryukovo of the city of Zelenograd):

problems and ways to solve them

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются система безопасности и культура безопасного поведения населения на дорогах, а также их слабые места. Авторы с помощью социологического опроса жителей района Старое Крюково города Зеленограда, выявили причины указанных проблем и предложили некоторые рекомендации по их разрешению.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» при активном участии старшего преподавателя кафедры государственного и муниципального управления кандидата политических наук Злотниковой Елены Вячеславовны и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: in this article the safety and culture of safe behavior of the population on the roads, as well as their weaknesses, are considered. The authors, using a sociological survey of residents of the Old Kryukovo district of the city of Zelenograd, identified the reasons for these problems and suggested some recommendations for their resolution.

The article was prepared as part of a planned study of the academic discipline «Investigation of socio-economic and political processes» with the active participation of the senior lecturer of the Department of State and Municipal Administration of the candidate of political sciences Elena V. Zlotnikova and the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia full time.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение на дорогах, город Зеленоград, культура безопасного поведения на дорогах, население, орган государственной власти, система безопасности на дорогах, район Старое Крюково, социологический опрос, Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по городу Москва, управа, управленческий ресурс, ценности безопасности.

Keywords: safety, safe behavior on the roads, the city of Zelenograd, the culture of safe behavior on the roads, the population, the state authority, the road safety system, the Old Kryukovo district, the sociological survey, the ZelOAO Department of EMERCOM of Russia in Moscow, Resource, security values.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Развитие современного государства, прежде всего, связано с развитием дорожной инфраструктуры, где одним из важнейших элементов является транспортное сообщение. Современная дорожная инфраструктура Москвы характеризуется постоянным увеличением объема транспортного сообщения, при этом рост количества автомобилей значительно опережает развитие дорожной сети. В этих условиях актуализируется такая проблема, как развитие безопасного поведения населения на дорогах.

В научных источниках, система безопасного поведения населения на дорогах подразумевает систему мероприятий, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья человека от угроз и от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф, происходящих на дорогах [5].

Проблемы дорожной безопасности это очень сложная проблема со многими составляющими, к которым можно отнести проблемы пробок и ДТП.  Культура безопасного поведения на дорогах, также является одной из важнейших составляющих системы безопасности, и, представляет собой способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [6].

К числу городов, столкнувшихся с данными проблемами, относится и Зеленоградский административный округ (далее – ЗелАО) города Москвы район Старое Крюково. Для улучшения системы безопасности на дорогах и развития культуры безопасного поведения у населения необходимо комплексное взаимодействие всех органов власти. Такая система была создана, к ней можно отнести:

  1. Ситуационный центр ГКУ «ЦОДД» Правительства Москвы;
  2. Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по городу Москва;
  3. Управа района Старое Крюково;
  4. Префектура ЗелАО;
  5. Окружная комиссия по безопасности дорожного движения Управы района Старое Крюково;
  6. Группа по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО ГУ МВД России по городу Москва;
  7. Молодежный Совет района Старое Крюково.

На сегодняшний момент, как показывают статистические данные каждого из вышеперечисленных органов, деятельность которых направлена на осуществление мероприятий по решению данных проблем, ситуация по району Зеленограда в целом стала лучше. (см. ссылки на соответствующие документы далее)

Для улучшения сложившейся ситуации, в районе Старое Крюково 23.12.2013 года начал работу Ситуационный центр Главного контрольного управления «Центр организации дорожного движения» Правительства Москвы (далее – ГКУ ЦОДД). Работа центра, согласно его руководящим документам, направлена на улучшение и оптимизацию управления всеми транспортными элементами дорожно-транспортной сети, обеспечения принятия оперативных мер для регулирования дорожно-транспортной обстановки и приоритетного движения городского транспорта [7]. Начиная с 2013 года, согласно статистике ЦОДД, на территории ЗелАО было зарегистрировано 200 ДТП, в которых 231 человек получили травмы различной степени тяжести и 3 человека погибли; в 2014 году было зарегистрировано 181 ДТП с 201 пострадавшим и 5 погибшими; в 2015 году произошло 164 ДТП, в которых пострадало 176 человек и 8 человек погибло; за 2016 год было зарегистрировано 158 ДТП, в которых 184 человека получили травмы различной степени тяжести и 3 человека погибли [1]. Таким образом статистика показывает, что с момента начала работы ГКУ ЦОДД за период с 2013 года по 2016 год количество ДТП уменьшилось на 21%, это говорит, в целом, об эффективной работе центра, но, тем не менее, эта работа до конца проблему не решила и ситуация на дорогах остается напряженной.

Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по городу Москва является государственным органом и в его обязанности входят мероприятия направленные на систему защиты населения на дорогах. Очень показательно, что многие указанные выше проблемы, выявляется при работе сотрудников МЧС. В большинстве случаев при совершении ДТП, для оказания помощи пострадавшему (к примеру, достать его из заблокированной машины) и спасти ему жизнь, при необходимости, необходимо вызывать аварийно-спасательную службу. Часто, эти действия совершить невозможно по следующим причинам:

во-первых, автомобиль оказывается вне доступа спасателей, т.к. находится в кювете;

во-вторых, затрудняется работа спасателей при неблагоприятных условиях (погодные условия, ночное время суток и т.д.);

в-третьих, при тяжёлых и сложных ДТП часто необходимо оказать серьёзную профессиональную медицинскую помощь, а медицинские работники в штат МЧС России не входят и отдельно вызывать скорую помощь долго и проблематично, так как спасатели приезжают на место ДТП первые;

в-четвертых, непосредственно самим спасателям проблематично добираться до места ДТП [8].

В штате Управления по ЗелАО Главного Управления МЧС России по городу Москве находятся автомобили марки ГАЗ («Газели»), которым не достаёт мощности и которые не могут быстро маневрировать по дорогам. А помощь аварийно-спасательных формирований заключается именно в быстром реагировании и энергичной езде. Соответственно – существуют организационные проблемы, устранение которых входит в деятельность Управления. Но, отсутствие, каких-либо, изменений означает не достаточно эффективное использование управленческих ресурсов [2].

Одним из органов по обеспечению безопасности на дорогах является Окружная комиссия по безопасности дорожного движения Управы района Старое Крюково. В обязанности комиссии входит работа по обеспечению и улучшению управляемости дорог с помощью дорожных знаков. За 2016 год данная комиссия провела различные мероприятия,  которые были направлены на улучшение состояния безопасности района. Были намечены конкретные следующие задачи, которые были реализованы. А именно:

  1. Увеличение количества установленных на территории района дорожных знаков на 25 штук («Парковка», «Остановка запрещена», «Пешеходный переход и т.д.).
  2. Усилен контроль за соблюдением водителями ПДД РФ на территории всего района (было увеличено количество постов сотрудников ГИБДД, ДПС почти в 1.5 раза).
  3. Установлено 20 видеокамер на территории района.
  4. Установлены искусственные дорожные неровности (ИДН) у 4 детских учебных учреждений.
  5. Для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном месте установлены пешеходные ограждения 550 м.
  6. Установлено и реконструировано 7 светофорных объектов [3].

Эти мероприятия привели к разгруженности дорог района и более бесперебойному движению.

Одним из важнейших элементов системы безопасности является вопрос повышения культуры безопасного поведения на дорогах для всех участников дорожного движения, в которую входят: соблюдение ПДД и уважительное отношение к другим участникам дорожного движения. В этом направлении органы государственной власти проводили определённую работу, так за три месяца 2016 года главой управы проведено 10 встреч с жителями района Старое Крюково по теме соблюдения обеспечения культуры поведения на дорогах. Управой района совместно с сотрудниками отдела пропаганды ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО ГУ МВД России по городу Москва были проведены мероприятия по пропаганде соблюдения ПДД и взаимного уважения всех участников дорожного движения, такие как установка баннеров с социальной рекламой по территории района. Так же, сотрудники отдела ОБ ДПС ГИБДД УВД провели профилактические работы с подростками и их родителями. Темой для беседы стало формирование культуры поведения на дорогах. На собрании демонстрировали видеоролики о ДТП, и рассмотрели основные ошибки, которые допускаются на проезжей части [14].

Данный отдел тесно взаимодействует и с Префектурой ЗелАО, и средствами массовой информации (местная газета «Старое Крюково», Инфопортал Зеленоград, Зеленоград в социальной сети «ВКонтакте», Зеленоград.ру, Зеленоград 24 – городской портал Зеленограда, также управа района Старое Крюково и Префектура ЗелАО имеют свои электронные страницы в Твиттере), через которые до населения доносится информация о последних происшествиях, о пропаганде безопасного движения, а также множество различных опросов о совершенствовании ситуации на дорогах [8]. Все социальные сети постоянно и своевременно обновляются, обо всей новой поступающей информации округа большую часть населения систематически оповещают, что очень важно [9, 10, 11].

Для того чтобы развивать и воспитывать различные нравственные качества, в том числе и культуру безопасного поведения, не только на дорогах, но и в обществе в целом, для подрастающего поколения, проживающего на территории района Старое Крюково был создан Молодежный Совет (далее – Совет). Совет является выборочным органом молодежного самоуправления района. В своих действиях Совет опирается на территориальные школьные советы, детские и молодежные общественные организации и объединения. За период 2016 года было проведено 4 мероприятия, в ходе которых проводились опросы, касающиеся безопасного поведения на дорогах; были проведены информативные и консультативные мероприятия, касающихся ПДД; а также разрабатывались предложения по развитию у населения разных возрастных групп нравственной культуры [15].

Несмотря на большую проделанную работу всех перечисленных органов и мероприятий, к сожалению, этого не достаточно, так как по итогам деятельности ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО за 2016 год, было выявлено более 6 тысяч нарушений ПДД со стороны водителей на территории района Старое Крюково, что почти на 200 раз больше, чем в 2015 году. Пешеходы тоже стали чаще нарушать ПДД: если в 2015 году было около 900 нарушений, то в 2016 году – 1190 нарушений [12].

Для решения выявленных проблем, авторами была создана анкета: «Усовершенствование безопасности на дорогах и развитие культуры безопасного поведения всех участников дорожного движения» (в которую вошли 12 вопросов, касающихся системы безопасности и культуры безопасного поведения на дорогах) и проведено исследование. В анкетировании принимали участие 80 человек старше 10 лет, проживающих на территории района Старое Крюково.

Целью опроса являлось определение недостатков системы безопасности на дорогах. Предполагалось, что по результатам исследования будут и выработаны предложения по их устранению.

Задачами опроса:

  1. Определение недостатков системы безопасности на дорогах.
  2. Выявление уровня оценки населением эффективности деятельности органов гос. власти, общественных организаций направленных на усовершенствование системы безопасности и культуры безопасного поведения на дорогах.
  3. Выявления проблем недостатка культуры поведения населения на дорогах.
  4. Усовершенствование системы безопасности на дороге, а также культуры безопасного поведения на дороге.

При ответе на каждый вопрос необходимо было выбрать один вариант ответа.

Таблица 1

Опрос населения «Усовершенствование безопасности на дорогах и развитие культуры безопасного поведения всех участников дорожного движения»

Вопрос № Варианты ответов Результаты опроса (кол-во ответивших людей)
1.                  Как Вы оцениваете дорожно-транспортную обстановку в районе? А) нормальная

Б) напряженная

В) крайне сложная

А) 25

Б)  40

В) 15

2.                  Как изменилась дорожно-транспортная обстановка на территории района (по сравнению с прошлым годом)? А) немного улучшилась

Б) значительно улучшилась

В) осталась без изменений

Г) ухудшилась

А) 28

Б) 25

В) 19

Г) 8

3.                  Как Вы оцениваете общую ситуацию с безопасностью на дорогах района на настоящий момент? А) благополучная

Б) напряженная

В) критическая

А) 27

Б) 39

В) 14

4.                  Устраивает ли Вас организация дорожного движения на улицах района? А) полностью устраивает

Б) частично устраивает

В) не устраивает

А) 24

Б) 41

В) 15

5.                  Укажите возможные причины несовершенств организации дорожного движения?

 

А) плохая работа ГИБДД (недостаточное количество постов на дорогах, некомпетентная работа сотрудников, высокий уровень взяточничества, некорректное общение с водителями и т.д.)

Б) неправильная парковка автотранспорта (парковка на газонах, тротуарах, обочинах)

В) несоблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения (переход дороги пешеходов в местах без наличия пешеходного перехода, водители не пропускают пешеходов при наличие разметки пешеходного перехода, опасное вождение со стороны водителей и т.д.)

Г) плохое состояние дорог (наличие ям, дыр на проезжих частях)

Д) недостаточное количество светофоров

Е) плохое освещение улиц (недостаточное количество фонарей на дорогах)

Ж) плохая уборка дорог (наличие снега, наледи и т.д.)

А) 16

 

 

 

 

 

Б) 17

 

 

В) 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Г) 8

 

 

Д) 4

 

Е) 8

 

 

Ж) 7

6.                  Удовлетворены ли Вы работой органов госвласти и общественных организаций по улучшению сложившейся проблемы? А) полностью устраивает

Б) частично устраивает

В) не устраивает

А) 20

Б) 26

В) 34

7.                  Укажите возможные причины несовершенств работы органов госвласти и общественных организаций?

 

А) органы госвласти не усовершенствуют систему безопасности на дорогах (недостаточное количество дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров, дорожных ограждений на дорогах)

Б) плохая работа ГИБДД (недостаточное количество постов на дорогах, некомпетентная работа сотрудников, высокий уровень взяточничества, некорректное общение с водителями и т.д.)

В) органы гос. власти проводят мало встреч с населением, чтобы решить данную проблему

Г) мало мероприятий проводится Молодежным советом по пропаганде безопасной культуры поведения на дорогах (в детских садах, школах, автошколах, не проводится работа с родителями)

Д) не достаточно эффективная работа спасателей (долго добираются до места ЧС, не эффективно оказывает первую мед. помощь, не достаточно квалифицированный  персонал)

Е) не эффективная работа ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО ГУ МВД направленная на пропаганду безопасности и культуры безопасного поведения на дорогах (недостаточно профилактических встреч с населением, мало соц. рекламы на баннерах и в соц. сетях)

А) 19

 

 

 

 

 

 

Б) 21

 

 

 

 

 

 

В) 17

 

 

Г) 8

 

 

 

 

 

Д) 3

 

 

 

 

 

Е) 12

 

8.                  Довольны ли Вы культурой поведения всех участников дорожного движения? А) доволен

Б) доволен частично

В) не доволен

А) 10

Б) 22

В) 48

9.                  Вы сами придерживаетесь безопасной культуры поведения на дорогах? А) придерживаюсь всегда

Б) стараюсь придерживаться

В) не придерживаюсь

А) 29

Б) 40

В) 11

10. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения организации дорожного движения на дорогах района и повышения его безопасности? почему текст имеет серый фон? А) усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами (увеличить количество постов на дорогах, проведение регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок, увеличить пешие патрулирования и т.д.)

Б) повысить ответственность служб, отвечающих за безопасность дорожного движения (увеличить штат сотрудников, которые будут заниматься конкретно вопросами безопасности на дорогах)

В) повысить ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД (ужесточить законы, увеличить штрафы)

Г) улучшить работу по освещению вопросов безопасности дорожного движения в СМИ (увеличить количество соц. рекламы и распространять ее по почте, газетам)

Д) увеличить объем социальной рекламы (печатать соц. рекламу в газетных изданиях, буклетах; создать серию «безопасный город» фото, из серии которых будут напечатаны на блокнотах, тетрадях и розданы школьникам после проведения профилактических мероприятий)

Е) улучшить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (проведение профилактических работ в дет. учреждениях, индивидуальный разговор специалистов и детских психологов с детьми)

Ж) улучшить подготовку водителей (ужесточить контроль за получением водительских прав)

З) расширить и реконструировать проезжую часть дорог

И) увеличить количество внеуличных (подземных и надземных) пешеходных переходов

К) установить ограждения вдоль улиц

Л) установить на дорогах видеокамеры фиксации нарушений ПДД

А) 17

 

 

 

 

 

 

 

Б) 20

 

 

 

 

 

 

В) 9

 

 

 

Г) 3

 

 

 

 

 

Д) 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Е) 8

 

 

 

 

 

 

 

Ж) 7

 

 

З) 2

 

И) 4

 

 

 

К) 4

 

Л) 3

11. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения культуры безопасного поведения на дорогах всех участников дорожного движения? А) улучшить работу по освещению вопросов безопасности дорожного движения в СМИ (увеличить количество соц. рекламы и распространять ее по почте, газетам)

Б) увеличить объем социальной рекламы (печатать соц. рекламу в газетных изданиях, буклетах; создать серию «безопасный город» фото, из серии которых будут напечатаны на блокнотах, тетрадях и розданы школьникам после проведения профилактических мероприятий)

В) улучшить подготовку водителей (ужесточить контроль за получением водительских прав)

Г) увеличить количество мероприятий по пропаганде безопасного движения населения (соц. Реклама, профилактические работы сотрудников и психологов)

Д) увеличить штрафы для пешеходов при нарушении ПДД (сейчас сумма штрафов варьируется от 500 руб. до 1500 руб.)

Е) увеличить штрафы для водителей при нарушении ПДД (сейчас сумма штрафов варьируется от 500 руб. до 30 000 руб.)

А) 16

 

 

 

 

Б) 14

 

 

 

 

 

 

 

В) 20

 

 

Г) 16

 

 

 

Д) 6

 

 

Е) 8

 

12.             Укажите ваш Пол А) мужской

Б) женский

А) 46 чел.

Б) 34 чел.

Описание и анализ полученных результатов.

В результате анализа анкетных данных опрошенных жителей района Старое Крюково старше 10 лет был определен следующий состав респондентов по полу.

Согласно Диаграмме 1 большую часть респондентов составляют мужчины – 57 %, процент респондентов женского пола составляет 43 %.

Анализируя Диаграммы 2 и 3, отметим, что большинство жителей оценивают дорожно-транспортную обстановку в районе как напряженную – 50 %; 31 % респондентов считает, что обстановка нормальная, и 19 % считает обстановку крайне сложной.(см. Диаграмму 2), но, по мнению респондентов дорожно-транспортная обстановка на территории района (по сравнению с прошлым годом) немного улучшилась – 36 %; 31 % респондентов считают, что обстановка значительно улучшилась; 23 % респондентов считают, что обстановка осталась без изменений и 10 % считают, что обстановка ухудшилась. (см. Диаграмму 3). Из диаграмм следует, что 69 % респондентов оценивают обстановку как напряженную и крайне сложную, а 67 % считают, что она улучшилась. Данный вывод подтверждает диаграмма 4, в которой 6 4% респондентов подтвердили благополучную ситуацию на дорогах. Это говорит о том, что органы государственной власти эффективно выполняют свою работу, но, тем не менее, мероприятия направленные на улучшение дорожно-транспортной обстановки до конца проблему не решили и ситуация на дорогах остается напряженной.

Анализируя Диаграммы 5 и 6, заметим, что 51 % респондентов частично устраивает организация дорожного движения, 30 % респондентов полностью устраивает, 19 % респондентов не устраивает (см. Диаграмму 5). Согласно диаграмме 6 – большая часть респондентов (25 %) указали главной возможной причиной несовершенств организации дорожного движения несоблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения, 21 % указали причиной неправильную парковку автотранспорта, 20 % – плохая работа ГИБДД, 10% указывает на причину плохого состояния дорог и 10 % – плохое освещение улиц, 8 % – плохая уборка дорог, 6 % – недостаточное количество светофоров. Из этого можно сделать вывод о том, что органам госвласти и сотрудникам ГИБДД следует более эффективно выполнять свои должностные обязанности (усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, увеличить количество постов на дорогах, проведение регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок, увеличить пешие патрулирования и т.д.) для того, чтобы решить проблему, которую отметила большая часть респондентов, а именно повысить соблюдение ПДД населения всего района, а также повысить штрафы за неправильную парковку авто.

Анализируя  Диаграммы 7 и 8 заметим, что большую часть респондентов (55 %) частично устраивает работа органов госвласти и общественных организаций по улучшению сложившейся проблемы, 43 % – полностью устраивает, и лишь 2 % – не устраивает (см. Диаграмму 7). Согласно Диаграмме 8 – 27 % респондентов указали главной возможной причиной несовершенств работы органов госвласти и общественных организаций плохую работу ГИБДД, 24 % – органы госвласти не усовершенствуют систему безопасности на дорогах, 21 % – органы госвласти проводят мало встреч с населением, чтобы решить данную проблему, 15 % – не эффективная работа ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО ГУ МВД направленная на пропаганду безопасности и культуры безопасного поведения на дорогах, 10 % – мало мероприятий проводится Молодежным Советом по пропаганде безопасной культуры поведения на дорогах, 5 % – не достаточно эффективная работа спасателей.

Из этого можно сделать вывод о том, что, в целом работа общественных организаций и Молодежного Совета устраивает население, для повышения культуры поведения на дорогах, соблюдения ПДД, необходимо усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, увеличить количество постов на дорогах, проведение регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок, увеличить пешие патрулирования и т.д., органам госвласти увеличить количество встреч с населением и общественными организациями для обсуждений и совещаний по вопросам касающихся совершенствования системы безопасности на дорогах.

Анализируя Диаграммы 9 и 10 заметим, что 61 % респондентов не довольны культурой поведения всех участников дорожного движения, 27 % довольны частично, и лишь 12 % довольны (см. Диаграмму 9). 50 % респондентов стараются придерживаться безопасной культуры поведения на дорогах, 36 % придерживаются всегда, 14 % не придерживаются вовсе (см. Диаграмму 10). Следовательно, для повышения культуры поведения дорожного движения населения всех возрастных групп, органам госвласти, сотрудникам ГИБДД, общественным организациям, волонтерам и т.д. необходимо увеличить количество встреч со школьниками и их родителями, увеличить количество соц. рекламы в районе, проводить мероприятия по пропаганде соблюдения ПДД, на которых будут демонстрироваться видеоролики с последствиями, если нарушил правила. Начинать необходимо с более малых возрастных групп, чтобы с детства у детей откладывалось на подсознательном уровне, что ПДД необходимо соблюдать, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Согласно Диаграмме 11 – 25 % респондентов считают, что для улучшения организации дорожного движения на дорогах района и повышения безопасности необходимо повысить ответственность служб, отвечающих за безопасность дорожного движения, 22 % – усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, 12 % – повысить ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД, 10 % – улучшить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, 9 % – улучшить подготовку водителей, 5 % – установить ограждения вдоль улиц, 5 % – увеличить количество пешеходных переходов, 4 % – установить на дорогах видеокамеры фиксации нарушений ПДД, 3 % – улучшить работу по освещению вопросов безопасности дорожного движения в СМИ, 3 % – увеличить объем соц. рекламы, 2 % – расширить и реконструировать проезжую часть дороги. Следовательно, для улучшения организации дорожного движения необходимо комплексное взаимодействие всех органов госвласти, направленное на повышение ответственности за соблюдение безопасности дорожного движения, одним из вариантов решения сложившейся ситуации является увеличение штата сотрудников, которые будут заниматься конкретно вопросами безопасности на дорогах. При увеличении штата квалифицированных сотрудников, множество остальных проблем должны либо быть устранены, либо минимизированы их последствия,.

Согласно Диаграмме 12 – 25% респондентов считают, что для улучшения культуры безопасного поведения на дорогах всех участников дорожного движения необходимо улучшить подготовку водителей, 20 % считают, что необходимо улучшить работу по освещению вопросов безопасности дорожного движения в СМИ, также 20 % респондентов считают, что необходимо увеличить количество мероприятий по пропаганде безопасного движения населения, 17 % предлагают увеличить объем социальной рекламы, 10 % предлагают увеличить штрафы для водителей при нарушении ПДД, 8 % считают, что необходимо увеличить штрафы для пешеходов при нарушении ПДД. Следовательно, для того, чтобы повысить культуру безопасного поведения среди населения, необходимо повысить эффективность работы автошкол и ГИБДД, а именно ужесточить выдачу водительского удостоверения, для улучшения и отработки навыков вождения. Взаимодействие между органами госвласти и СМИ для распространения соцальной рекламы и пропаганды ПДД тоже будет способствовать улучшению культуры безопасного поведения на дорогах среди населения.

Итоги социологического опроса:

1.Согласно результатам исследования респондентами дорожно-транспортная обстановка района оценивается как напряженная (40 чел.), а это 50 % опрошенных, но тем не менее по сравнению с предыдущим годом она немного улучшилась (28 чел. – 35 % опрошенных). Это свидетельствует о том, что органы государственной власти эффективно выполняют свою работу, но, тем не менее, мероприятия направленные на улучшение дорожно-транспортной обстановки до конца проблему не решили и ситуация на дорогах остается напряженной.

2.Основными причинами неудовлетворенности населения, связанные с организацией дорожного движения являются: 1. несоблюдение ПДД участниками дорожного движения, а именно (переход дороги пешеходов в местах без наличия пешеходного перехода, водители не пропускают пешеходов при наличии разметки пешеходного перехода, опасное вождение со стороны водителей и т.д.) ответили 20 чел. – 25 % опрошенных; 2. неправильная парковка автотранспорта (парковка на газонах, тротуарах, обочинах) ответили 17 чел. – 21 % опрошенных. 3. плохая работа ГИБДД (недостаточное количество постов на дорогах, некомпетентная работа сотрудников, высокий уровень взяточничества, некорректное общение с водителями и т.д.) ответили 16 чел. – 20 % опрошенных. Это свидетельствует о том, что при более эффективной работе сотрудников ГИБДД на территории района, количество нарушений ПДД среди пешеходов и водителей, а также неправильной парковки авто снизиться.

3.Работа органов госвласти и общественных организаций по улучшению сложившейся проблемы не устраивает население (34 чел.) по следующим трём приоритетным причинам:

а) плохое выполнение своей работы ГИБДД (недостаточное количество постов на дорогах, некомпетентная работа сотрудников, высокий уровень взяточничества, некорректное общение с водителями и т.д.) ответили 21 чел. – 26 %;

б) органы гос. власти не совершенствуют систему безопасности на дорогах, ответили 19 чел. – 23 %;

в) органы гос. власти проводят мало встреч с населением, чтобы решить данную проблему ответили 17 чел. – 21 %.

Из этого можно сделать вывод о том, что, в целом, работа общественных организаций и Молодежного Совета устраивает население, для повышения культуры поведения на дорогах, соблюдения ПДД, необходимо усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, увеличить количество постов на дорогах, проведение регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок, увеличить пешие патрулирования и т.д., органам госвласти увеличить встречи с населением и общественными организациями для обсуждений и совещаний по вопросам касающихся совершенствования системы безопасности на дорогах.

4.В ходе анализа было выявлено, что опрошенные остались не довольными культурой поведения всех участников дорожного движения (48 чел. – 60 %), сами же участники ответили, что стараются придерживаться культуры безопасного поведения, будучи за рулем или пешеходом (40 чел. – 50 %). Следовательно, для повышения культуры поведения дорожного движения населения всех возрастных групп, органам госвласти, сотрудникам ГИБДД, общественным организациям, волонтерам и т.д. необходимо увеличить количество встреч со школьниками и их родителями, увеличить количество соц. рекламы в районе, проводить мероприятия по пропаганде соблюдения ПДД, на которых будут демонстрироваться видеоролики с последствиями, если нарушил правила.

5.Для того чтобы улучшить организацию дорожного движения на дорогах района и повышения его безопасности в ходе анализа были сделаны следующие предложения:

а) повысить ответственность служб, отвечающих за безопасность дорожного движения (увеличить штат сотрудников, которые будут заниматься конкретно вопросами безопасности на дорогах) ответили 20 чел. – 25 % опрошенных;

б) усилить контроль ГИБДД за соблюдением ПДД водителями и пешеходами (увеличить количество постов на дорогах, проведение регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок, увеличить пешие патрулирования и т.д.) ответили 17 чел. – 21 %;

в) повысить ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД (ужесточить законы, увеличить штрафы) (9 чел. – 11 %).

  1. А для того, что улучшить культуру безопасного поведения на дорогах всех участников дорожного движения необходимо:

а) улучшить подготовку водителей (ужесточить контроль за получением водительских прав) ответили 20 чел. – 25 % опрошенных;

б) увеличить количество мероприятий по пропаганде безопасного движения населения (социальная реклама, профилактические работы сотрудников и психологов) ответили 16 чел. – 20 %;

в) улучшить работу по освещению вопросов безопасности дорожного движения в СМИ (увеличить количество социальной рекламы и распространять ее по почте, газетам) ответили 16 чел. – 20 %.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, деятельность различных органов власти с населением, а также работу госорганов направленную на улучшение проблем района, авторами были предложены основные практически реализуемые решения исходя из опроса, а также авторские идеи:

  1. Для профилактики и предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма опираясь на Федеральную целевую программу (далее ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», помимо увеличения фото и видео камер для обнаружения нарушений, необходимо бороться с детской смертностью. Для этого авторами предлагается, прежде всего, закупить школьные автобусы. В настоящее время, в районе Старое Крюково функционируют три школы (ГБОУ Школа № 719; ГБОУ СОШ № 853; ГБОУ СОШ № 909) и одна гимназия (ГБОУ Гимназия № 1528), но нет ни одного школьного автобуса, непосредственно отведенного под перевозку детей.[13] Согласно данным за 2016 год насчитывается около 4 500 школьников, обучающихся в районе Старое Крюково. Учитывая, что в одном школьном автобусе 59 мест, то необходимо 76 автобусов для безопасного проезда детей до школ. Стоимость одного школьного автобуса варьируется от 1 400000 рублей, следовательно, для обеспечения всех четырех школ автобусами нужно выделить из бюджета порядка 106 400 000, что достаточно дорогостояще, но, тем не менее, будет являться хорошим и важным решением для предотвращения и уменьшения детского травматизма. [4]
  2. Необходимо призвать ГИБДД активнее использовать сознательных водителей, которые готовы не только информировать инспекцию о нарушениях ПДД, свидетелями которых они стали, но и предоставлять записи с камер видеорегистраторов. Это приведет к тому, что многие нарушители, которые скрываются с места ДТП, будут найдены благодаря камерам, которые успели их зафиксировать. Сознательность водителей заключается в соблюдении ПДД, отсутствии штрафов за нарушение ПДД, наличие читаемых номерных знаков, оборудовании машины детским креслом (если таковое необходимо) и т.д. Организации автомобильного транспорта, руководствуясь Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), на основании коллективного договора используют системы премирования водителей автомобилей для улучшения различных показателей своей деятельности. Данных водителей, которые готовы сотрудничать, можно будет поощрять как материально из бюджета организаций, в которых они работают, так и вручая грамоты и благодарственные письма от имени Управ, Администраций и различных общественных организаций.
  3. Периодически, например раз в три года, проводить аттестацию водителей на знание ПДД. Находясь за рулем достаточно долгое количество времени, некоторые теоретические основы забываются, и аттестация может быть хорошим стимулом для поддержания необходимого уровня водительской подготовки. Сотрудничество Управы, сотрудников ГИБДД и автошкол (их три на территории района) может способствовать реализации данного мероприятия. Автошколам необходимо ужесточить правила отбора в кандидаты водителей, например, при заключении контракта между автошколой и обучающимся обозначить определенные сроки окончания автошколы и количество попыток для сдачи теоретической основы.
  4. Для улучшения работы органов государственной власти необходимо увеличить встречи Главы Управы с населением по вопросам культуры безопасного поведения и усовершенствования системы безопасности населения на дорогах. На этих встречах, полагаем, должны присутствовать представители ГИБДД, ДПС, различных активистских групп, которые будет предоставлять отчет перед Главой о проделанной работе [16].
  5. Систематически проводить мониторинг в электронном виде на сайтах органов гос. власти, для контроля состояния безопасности населения района на дорогах. В районе проводились опросы граждан, но они чаще, касались различных социальных проблем района. Сейчас такие мероприятия не проводятся.

В заключение отметим, что проведенный социологический опрос помог определить основные причины появления выявленных в этой статье проблем. Данные предложения являются актуальными, так как проблема безопасности и культуры поведения на дорогах всегда была острой не только для района Старое Крюково, но и для всей России. Безопасность населения является первоочередным приоритетом для органов государственной власти. Полагаем, что органам государственной власти, а также различным активистским группам данные выводы и результаты будут полезны для улучшения безопасности на дорогах.

Литература:

  1. Следственный отдел по ЗелАО г. Москвы [Электронный ресурс] // Портал ЗелАО [сайт]. URL: http://зеленоград.мск.мвд.рф/ (дата обращения:11.2016).
  2. Штат Аварийно-спасательных формирований [Электронный ресурс] // Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по г. Москве [сайт]. URL: http://zelao.mos.ru/ (дата обращения:11.2016).
  3. Окружная комиссия района [Электронный ресурс] // Управа района Старое Крюково [сайт]. URL: http://st-krukovo.mos.ru/ (дата обращения:11.2016).
  4. Борьба с детской смертностью [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа о безопасности дорожного движения на период 2013–2020 годы [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:11.2016).
  5. Безопасность населения [Электронный ресурс] // Портал система безопасности населения на дорогах [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/ [сайт]. (дата обращения 14.01.2017).
  6. Культура поведения людей [Электронный ресурс] //Культура безопасного поведения на дорогах [сайт]. URL:http://www.ug.ru/ (дата обращения 14.01.2017).
  7. Положение о Центре организации дорожного движения [Электронный ресурс] //СЦ ГКУ «ЦОДД» Правительства Москвы [сайт]. URL: http://dt.mos.ru/  (дата обращения 14.01.2017).
  8. Органы госвласти ЗелАО в соц. сети [Электронный ресурс] // Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по городу Москва [сайт]. URL:http://zelao.mos.ru/ (дата обращения 14.01.2017).
  9. Новости ЗелАО [Электронный ресурс] // Инфопортал Зеленограда [сайт]. URL: http://vk.com/zelenograd_netall (дата обращения 14.01.2017).
  10. Зеленоград в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] //Социальная сеть ВКонтакте [сайт]. URL: http://vk.com/club219708 (дата обращения 14.01.2017).
  11. Зеленоград. ру [Электронный ресурс] //Социальная сеть ВКонтакте [сайт]. URL:http://vk.com/zelenogradru (дата обращения 14.01.2017).
  12. Статистика нарушений ПДД за 2015-2016 г.г. [Электронный ресурс] //Портал ГИБДД ЗелАО [сайт]. URL: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения 14.01.2017).
  13. Учебные заведения района Старое Крюково Зеленограда [Электронный ресурс] //Портал государственных школ Москвы [сайт]. URL: https://schools-moscow.ru/ (дата обращения 14.01.2017).
  14. ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗелАО [Электронный ресурс] //Портал ГИБДД ЗелАО [сайт]. URL: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения 14.01.2017).
  15. Деятельность Совета [Электронный ресурс] // Молодежный Совет района Старое Крюково [сайт]. URL: http://www.okrugnoi_mol_sovet/ (дата обращения 14.01.2017).
  16. Мельков С.А., Анисимова Н.А. Изучение волонтёрской деятельности в АГЗ (на примере бакалаврской работы Чупрыны С.И. «Проектирование волонтерского центра в Академии гражданской защиты МЧС РОССИИ») [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 4 (18) [сайт]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_28090017_49138467.pdf (дата обращения 14.01.2017).