Home / Педагогика, психология, конфликтология / Горикова Ю.А., Сушанский А.С. Анализ мотивации учебной деятельности обучающихся в магистратуре Академии гражданской защиты МЧС России по направлению «Государственное и муниципальное управление»

Горикова Ю.А., Сушанский А.С. Анализ мотивации учебной деятельности обучающихся в магистратуре Академии гражданской защиты МЧС России по направлению «Государственное и муниципальное управление»

Сушанский Артур Сергеевич – профессор кафедры
государственного и муниципального управления
Академии гражданской защиты МЧС России
кандидат педагогических наук, доцент

arsu@mail.ru

Горикова Юлия Анатольевна – студент 1-го курса

Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное

управление», уровень магистратуры)

yuliyagorikova@mail.ru

 

Анализ мотивации учебной деятельности обучающихся в магистратуре
Академии гражданской защиты МЧС России по направлению подготовки
«Государственное и муниципальное управление»

The analysis of motivation of educational activity of students in a magistracy
Civil defense Academy EMERCOM of Russia in the field of training
«State and municipal management»

 

Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие мотивации, и проанализированы факторы, способствующие формированию ведущих мотивов учебной деятельности. Исследование проводилось с помощью двух методик: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» и «Мотивация обучения в вузе». На основе данного исследования были выявлены наиболее эффективные мотивы обучения в вузе, а также дана рекомендация повышения мотивации учебной деятельности магистрантов очной формы обучения Академии гражданской защиты МЧС России по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского семинара при непосредственном участии доктора политических наук, профессора Мелькова Сергея Анатольевича и научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в этом вузе на постоянной основе.

Abstract: In this article, the concept of motivation is considered, and factors that contribute to the formation of the leading motives of educational activity are analyzed. The study was carried out using two methods: «Studying the motives of students’ learning activities» and «Motivation for studying at a university». On the basis of this study, the most effective motivations for studying at a university were revealed, and a recommendation was given to increase the motivation of the training activity of the full-time undergraduates of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia in the area of ​​training «State and municipal management».
The article was prepared in the framework of a research seminar with the direct participation of Doctor of Political Sciences, Professor Melkova Sergey Anatolyevich and the scientific school «State Policy and Management», functioning in this institution on a permanent basis.

Ключевые слова: бально-рейтинговая система, ГМУ, знания, магистрант, мотив, мотивация, навык, негативные мотивы, образование, обучающиеся, опрос, профессия, позитивные мотивы, респонденты, учебная деятельность, фактор.

Keywords: ball-rating system, knowledge, master student, motive, motivation, skill, negative motives, education, trainees, survey, profession, positive motives, respondents, educational activity, factor.

 

Рецензия

Текст статьи в PDF

 

Актуальность заявленной темы, во-первых, непосредственно связана с тем обстоятельством, что в настоящее время получение степени магистра зачастую является добровольным решением каждого человека. Этот факт ставит перед вузом проблему создания эффективной системы работы по повышению качества образования и повышению эффективности мотивации учебной деятельности в магистратуре.

Во-вторых, необходимо учесть, что на магистерском уровне подготовки зачастую осуществляется ориентация обучающихся на последующую научную деятельность, а не только на конкретную профессию или должность. Именно в магистратуре следует формировать соответствующие компетенции, которые позволят обучающемуся подготовиться к ведению научной деятельности [4]. Эта идея отражена в учебной программе преподаваемого магистрам-очникам Академии гражданской защиты МЧС России Научно-исследовательского семинара с задачами:

– самостоятельного поиска эффективных управленческих решений на любом уровне государственного и муниципального управления;

– профессиональной экспертно-аналитической деятельности в системе государственного и муниципального управления … [5].

Проблему можно сформулировать следующим образом: мотивация многих современных студентов нуждается в тщательном анализе и корректировке, потому что не способствует их саморазвитию и получению должного уровня образования.

Целью нашего исследования стало определение ведущих мотивов обучающихся в очной магистратуре Академии гражданской защиты МЧС России по направлению подготовки ГМУ. Для реализации этой цели необходимо выявление и активация учебных мотивов обучающихся в данной магистратуре.

Необходимо отметить, что учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность личности обучаемого, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности [1]. В науке сформировалась следующая классификация мотивов учебной деятельности, перечислим некоторые из них: 1) социальные (общественные) мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой и со старшими; 2) познавательные; 3) профессионально-ценностные [2]. В своем исследовании мы будем опираться на данную классификацию мотивов.

Для достижения поставленной цели нами был проведен опрос студентов 1-го курса учебной группы очной магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», согласно методике Т. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе магистрантов профессии и удовлетворенности ею [3].

В данной учебной группе обучается 8 человек, каждый по 100-бальной шкале оценил мотив поступления для обучения в вузе.

Таблица 1

Мотивация обучения в вузе

Овладение профессией Приобретение знаний Получение диплома
1 45% 45% 10%
2 50% 30% 20%
3 30% 30% 40%
4 30% 45% 25%
5 20% 20% 60%
6 15% 45% 40%
7 35% 40% 25%
8 10% 15% 75%

Исходя из данного исследования, был получен следующий результат. Мотив «овладение профессией» составляет 29,4 % по учебной группе в целом, однако у отдельных респондентов он достаточно высок (45-50 %). Мотив «приобретение знаний» составил
33,8 % – высокий показатель. Мотив «получение диплома» составил 36,8 % – самый высокий показатель. То есть, магистранты данной учебной группы нацелены на конечный результат в большей степень, чем на получение знаний в процессе обучения. Это свидетельствует о том, что у магистрантов данной учебной группы в принципе слабо развиты познавательные мотивы.

По полученным результатам была построена диаграмма 1.

Диаграмма 1. Результаты опроса «Мотивация обучения в вузе»

С помощью данной методики мы – авторы статьи – определили цели обучения в магистратуре по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Далее выявим ведущие мотивы магистрантов Академии гражданской защиты МЧС России.

Обучающимся данной учебной группы было предложено участие в исследовании «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Данная методика способствует выявлению главных мотивов учебной деятельности магистрантов из предложенного списка. Перед магистрантами стояла задача выбрать наиболее значимые, на их взгляд, мотивы и отметить их в таблице (+), напротив соответствующего мотива. По всей выборке была определена частота выбора того или иного мотива, таким образом был получен общий результат по данной учебной группе [3].

Таблица 2

Изучение мотивов учебной деятельности студентов

Список мотивов 1 2 3 4 5 6 7 8 Общее
1. стать высококвалифицированным специалистом + + + + +
2. получить диплом + + + + + + + +
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах +  
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» + +  
5. постоянно получать стипендию  
6. приобрести глубокие и прочные знания + + + + +
7. быть постоянно готовым к очередным занятиям + + + + +
8. не запускать изучение предметов учебного цикла + + + + +
9. не отставать от сокурсников +  
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности + + + + + + + +
11.выполнять педагогические требования + +  
12. достичь уважения преподавателей + +  
13. быть примером для сокурсников  
14. добиться одобрения родителей и окружающих +  
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу + +  
16. получить интеллектуальное удовлетворение + +  

 

По данным опроса были получены следующие ведущие мотивы учебной деятельности обучающихся данной учебной группе магистров-очников по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»:

  • стать высококвалифицированным специалистом(4 обучающихся);
  • получить диплом (5 обучающихся);
  • приобрести глубокие и прочные знания(4 обучающихся);
  • быть постоянно готовым к очередным занятиям(4 обучающихся);
  • не запускать изучение предметов учебного цикла(4 обучающихся);
  • обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности(5 обучающихся).

Это говорит о том, что магистранты нацелены на конечный результат – получение диплома и обеспечение успешности будущей профессии, для достижения этого результата в процессе обучения их мотивирует получение знаний и навыков изучаемых дисциплин.

Авторами статьи был также выявлен ряд мотивов, являющихся наименее значимыми для магистрантов:

  • добиться одобрения родителей и окружающих (1 обучающийся);
  • не отставать от сокурсников (1 обучающийся);
  • успешно продолжить обучение на последующих курсах (1 обучающийся);
  • постоянно получать стипендию (0 обучающихся);
  • быть примером для сокурсников (0 обучающихся).

Такой результат позволяет нам утверждать, что обучающиеся в данной учебной группе не стараются равняться друг на друга, учиться ради одобрения окружающих и родителей, а также не ставят на первое место материальное поощрение (получение стипендии[1]). Магистрантов не мотивирует успешность обучения на последующих курсах. Это говорит о том, что социальные мотивы магистранты данной учебной группы учитывают в последнюю очередь.

В заключение следует заметить, что мотивация – ключ к успеху обучающегося не только на этапе непосредственного обучения в вузе, но и поступлении на работу, а также его трудовой деятельности. Проведенное исследование показало, что обучающиеся в магистратуре по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» нацелены, в основном, на получение диплома и обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что познавательные (текущие оценки, дальнейшее обучение на последующих курсах) и социальные (одобрение сверстников и родителей, стать примером для одногруппников) мотивы у магистрантов развиты слабо.

Для повышения социальных мотивов обучающихся в магистратуре мы предлагаем следующее:

  1. Заинтересовать магистрантов изучаемой учебной дисциплиной. Этого можно добиться путем личного примера – преподавателю показать обучающимся, насколько он сам заинтересован своей учебной дисциплиной.
  2. Ориентировать обучающихся на результат, а не на оценки – добиться выполнения заданий для получения знаний, умений и навыков, а не ради оценки. Для этого ввести систему поощрения магистранта за хорошую проделанную работу (возможны различные благодарственные письма, доска почета, оценка «автоматом»), за невыполнение каких-либо заданий в полной мере, задавать дополнительный вопрос.
  3. Для того, чтобы повысить интерес магистрантов к изучаемым предметам, и направить их внимание на получение знаний и навыков, нежели на получение диплома мы предлагаем ввести бально-рейтинговую систему. Это подразумевает своего рода соревнование между обучающимися в магистратуре. За выполнение конкретного задания выставлять каждому баллы и присваивать определенное место в рейтинге (с 1 по 8). В качестве эксперта будет выступать преподаватель. За лучшую работу магистранта присваивать ему первое место в рейтинге (здесь возможно включить поощрение). Рейтинг может быть на неделю, месяц, либо по конкретному заданию.

Таким образом, в процессе обучения магистрант нуждается в благоприятной обстановке внутри коллектива и на занятиях, в умении преподавателя интересно и грамотно преподнести информацию для изучения. Мотивировать обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» следует такими способами, как: личный пример – отношение преподавателя к своему предмету; добиваться от обучающихся результата, а не получение оценки; ввести бально-рейтинговую систему в вузе.

Литература:

  1. Асеев В.Д. Мотивация поведения и формирования личности. – СПб.: Питер, 2006. – 375 с.
  2. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования [Электронный ресурс] // Мотивационный тренинг. Информационный портал «ИноСМИ.ру». – 17 мая 2011 г. – 2000-2016 [сайт]. URL: http://inosmi.ru/world/20110517/169481135.html (дата обращения: 25.12.2016).
  3. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 119-131.
  4. Сушанский А.С. Проблемы обучения в магистратуре АГЗ МЧС РФ (на примере направления «Государственное и муниципальное управление»): приглашение к дискуссии [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/15number/articles15/Sushanskiy_15.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
  5. Учебная программа по дисциплине «Научно-исследовательский семинар» для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». – Химки: АГЗ МЧС России, 2016. – 35 с.