Home / Педагогика, психология, конфликтология / Лябах А.Ю., Куземкина В.В. Использование форума «Территория смыслов» в процессе обучения студентов: опыт Академии гражданской защиты МЧС России

Лябах А.Ю., Куземкина В.В. Использование форума «Территория смыслов» в процессе обучения студентов: опыт Академии гражданской защиты МЧС России

Лябах Андрей Юрьевич – преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России

0190555@mail.ru

Куземкина Виктория Викторовна – студентка 4-го курса
Академии гражданской защиты МЧС России

(направление «Государственное и муниципальное
управление, уровень баклавриата)

Kuzemkinamchs@yandex.ru

 

Использование форума «Территория смыслов» в процессе обучения студентов:
опыт Академии гражданской защиты МЧС России

Using the forum «Territory of meanings» in the process of teaching students:

Experience of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia

 

Аннотация: в данной статье рассматривается полезность форума «Территория смыслов» с точки зрения получения компетенций в рамках обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Методом социологического опроса проводится анализ заинтересованности студентов Академии гражданской защиты МЧС России к участию в форуме «территория смыслов» и формируется проблема отсутствия в Академии органов управления, занимающихся привлечением студентов на форумы. Для выработки путей решения этой проблемы применяется метод SWOT-анализа.

Статья подготовлена в рамках научной школы «Государственная политика и управление», функционирующей в Академии гражданской защиты МЧС России на постоянной основе.

Abstract: in this article the usefulness of the forum «Territory of meanings» is considered from the point of view of obtaining competencies in the cancers of training in the direction of preparation «State and municipal management». The honey of the sociological survey analyzes the interest of the students of the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia to participate in the «territory of senses» forum and the problem of the absence of management bodies in the Academy engaged in attracting students to the forums is formed. To work out solutions to this problem, the SWOT analysis method is used.

The article was prepared within the framework of the scientific school «State Policy and Management», functioning in the Civil Defense Academy EMERCOM of Russia on a permanent basis.

Ключевые слова: Академия, гранты, компетенции, молодежь, опыт, проблема, проекты, студенты, социологический опрос, тематические форумы, форум «Территория смыслов», SWOT-анализ.

Keywords: Academy, grants, competencies, youth, experience, problem, projects, students, sociological survey, thematic forums, «Territory of Meanings» forum, SWOT-analysis.

 

Текст статьи в pdf

Рецензия

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими положениями.

С 20 июня по 10 сентября 2016 года один из авторов настоящей статьи (Куземкина В.В.) присутствовала на командировке на форуме «Территория смыслов на Клязьме» (в составе ВОМО «ВСКС»). Данный форум позволяет студентам поучаствовать в реализации различных студенческих проектов, разработать свой проект и получить грант/гранты на его реализацию. На этом форуме также есть прекрасная возможность научиться решать учебные кейсы на различные (в зависимости от названия смены) темы. Более того студенты имеют возможность прослушать выступления специально приглашенных спикеров, которые являются профессионалами в различных отраслях, в зависимости от тематики форума. Нередко приглашаются и высокопоставленные государственные служащие, политики и бизнесмены.

Участники, получившие грант на реализацию своего проекта, приглашаются на прохождение практики, а в дальнейшем и на работу в департаменты, министерства, заинтересованные в данном проекте. Огромное количество проектов, представленных на форуме, вовлекают в свою реализацию молодежь, тем самым, давая возможность найти себя и решить, кем они хотят стать.

В форуме 2016 года принимало участие большое количество студентов из различных Российских вузов, но из АГЗ МЧС России присутствовал только выше упомянутый автор. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что данный форум либо не востребован у студентов Академии, либо работа по их привлечению и организации участия не ведется. Далее более глубоко рассмотрим актуальность участия студентов в форуме «Территория смыслов» с точки зрения обучения, приобретения умений, навыков и компетенций.

Как подчеркивают исследователи А.С. Сушанский и Н.И. Милюкова в процессе реформ в области государственной службы и переосмысления роли государственного служащего в современном российском обществе меняются и требования к подготовке кадров, появляются новые компетенции, которые требуют получения практических навыков [1]. Так в ФГОС 38.03.04 по направлению «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата), есть следующие компетенции:

  1. Способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2).
  2. Способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3).
  3. Способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4) [2].

А во ФГОС 38.04.04 по направлению «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры) определены следующие компетенции:

  • способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности (ОПК-2);
  • владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4);
  • владением принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-8) [3].

Все без исключения перечисленные выше компетенции, как уровня магистратуры, так и уровня бакалавриата могут быть реализованы с использованием тематических форумов в качестве образовательного инструмента. Так, форум «Территория смыслов», имея практически-проектную направленность, позволяет привить навыки организации и управления как собственным временем и собственными ресурсами, так и ресурсами предмета проектирования (в случае проектов по государственному и муниципальному управлению ими могут выступать как государственные и муниципальные организации, так и институты бизнес-среды), умения вести деловую переписку и подготовку документов. Более того, в качестве мотиватора к обучению и подготовке более качественных разработок и проектов выступает элемент конкуренции за выплаты в форме грантов на проекты, занявшие в конкурсе лидирующие позиции.

Рассуждая об инструментальности форума «Территория смыслов», как инструмента в достижении компетенций, следует заметить, что исследователи А.С. Сушанский и Н.И. Милюкова [1] в рамках вышеупомянутой статьи (исследования) проводили анализ организаторских склонностей студентов Академии, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры), который показывает высокий и очень высокий уровень организаторской направленности у студентов. По мнению авторов настоящей статьи, данный студенческий талант должен иметь возможность прямого воплощения в процессе обучения, одним из вариантов которого является презентация собственных проектов на молодежных форумах, одним из которых в нашей стране является «Территория смыслов».

В итоге своей статьи исследователи А.С. Сушанский и Н.И. Милюкова [1] делают вывод о том, что необходимо усиливать линию использования методов активного обучения в подготовке кадров по данному направлению. По мнению авторов настоящей статьи, эффективным инструментом подготовки может стать разработка собственных инициативных проектов, апробация которых может проводится не только на конференциях и «Днях научного творчества», но и на различных молодежных формах, где проект может получить реальную финансовую поддержку и возможность практической реализации. Помимо получения практических навыков, такой метод позволяет студенту заложить базис для подготовки своей выпускной квалификационной работы.

Более того, в практике преподавания на кафедре государственного и муниципального управления Академии идет упор на практические методы обучения студентов (один из авторов статьи – Лябах А.Ю. – является преподавателем данной кафедры, что позволяет сделать этот вывод). В подтверждение этого факта, отметим, что в 2016-2017 учебном году преподавателями кафедры государственного и муниципального управления в Академии проводилось два педагогических эксперимента с целью внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс обучения [4]. Для настоящей научной статьи важно, что в ходе педагогического эксперимента основной упор был сделан на использование кейсов в процессе обучения, которые направлены на выработку умений принимать решения в конкретной ситуации. Учитывая практическую направленность процесса преподавания на кафедре, постоянной подготовки студентами курсовых проектов по различным учебным дисциплинам, целесообразным представляется участие студентов в тематических форумах с целью получения опыта проектной деятельности и предоставления собственных проектов на получения грантовой поддержки. Более того, те участники форума «Территория смыслов», которые не предоставляют собственных проектов, занимаются решением множества тематических кейсов, что авторы статьи расценивают положительно с точки зрения обучения и достижения компетенций.

Проблематизация. Для формирования и актуализации проблемы настоящего исследования приведем данные опроса, проведенного со студентами 2-го и 3-го курсов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающимися по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Всего в опросе приняло участие 29 респондентов. Проведение опроса подразумевало достижение нескольких целей:

  1. Выявить степень заинтересованности студентов к участию в тематических форумах.
  2. Выявить степень информированности студентов о возможности их участия в форумах.
  3. На основании проведенного опроса выявить и сформулировать (если проблема выявлена) проблему настоящего исследования.

Диаграмма 1

Полученные от опрошенных студентов ответы на данный вопрос, показывают, что более половины опрошенных студентов осведомлено о форуме.

Диаграмма 2

Из диаграммы 2 можно сделать вывод о том, что привлечение студентов на форумы в Академии не проводится. Ни один из опрошенных нами студентов (которые осведомлены о существовании форума) не указал, что узнал о нем от сотрудников Академии или деканата. Единственная организация, которая распространяет информацию о форуме, по своей сути является объединением спасателей и если и имеет отношение к проектной деятельности студентов, то скорее все же косвенное.

Диаграмма 3

Проведя анализ ответов студентов, отраженных в диаграмме 3, сделаем вывод о наличии потенциальной заинтересованности большинства студентов нашего вуза в участии в работе форума «Территория смыслов».

Диаграмма 4

Исходя от статистики ответов диаграммы 4, сделаем вывод: студенты нашего вуза считают проведение таких форумов полезным для процесса обучения.

Диаграмма 5

По диаграмме 5 можно сделать вывод о том, что студенты считают необходимым пропагандировать участие в форумах и сами форумы в Академии, в том числе и в процессе обучения. Авторы статьи согласны с данным мнением, более того, предоставление на форум собственного проекта может стать альтернативой некоторым конкурсам внутри Академии. К примеру, в стенах Академии ежегодно проводится конкурс на лучшую научную (научно-исследовательскую) работу слушателей, курсантов и студентов, но к участию принимаются только те научные работы (в том числе и проекты), которые по тематике имеют прямое отношение к МЧС России. Но не все студенты, исследуя гуманитарную проблематику и проблематику органов государственной и муниципальной власти, работу бизнес организаций (ориентируясь на тему выпускной квалификационной работы), затрагивают деятельность МЧС России. В итоге выходит, что данный контингент студентов, по формальным признакам принять участие в Академическом конкурсе не может, но научные работы и проекты готовит. В подобных условиях, данные проекты и могут быть направлены на тематические форумы, в том числе и на «Территория смыслов».

Вернемся к формированию проблемы данной статьи. Основываясь на проведенном среди студентов опросе, управленческая проблема состоит в следующем: студенты в своем большинстве хотят участвовать в форуме и оценивают данное участие положительно с точки зрения эффекта на процесс образования (самообразования), при этом в Академии не проводится работа по привлечению студентов к участию в данном форуме и предоставлению студенческих проектов на конкурсы по получению грантов.

Далее проведем SWOT-анализ возникшей проблемы и самого форума как инструмента в процессе обучения в ее рамках.

Таблица 1

SWOT-анализ проблемы исследования и форума «Территория смыслов»
как инструмента в процессе обучения в рамках проблемы

Сильные стороны форума Слабые стороны организации процесса участия студентов
1.             Достаточно большое количество направлений работы форума по гуманитарной проблематике (что дает возможность участвовать большему числу студентов Академии).

2.             Встреча с руководителями ведомств, министерств, различными научными и общественными деятелями. Руководителями крупных предприятий и политиками, в рамках их тематических выступлений (которые в большинстве своем затрагивают проблематику дисциплин, преподаваемых в процессе обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление»).

3.             Выработка умений разработки и реализации собственных проектов (что, по мнению авторов настоящей статьи, в особенности полезно для проектирования ВКР).

4.             Обмен опытом среди студентов – разработчиков проектов.

5.             Привлечение выпускников, которые принимали участие в форуме, к дальнейшему трудоустройству в организации, к которым имели отношение разработанные проекты, либо работники данных организаций выступали в качестве экспертов и спикеров в процессе работы форума.

6.             Решение практических кейсов по тематике форума.

7.             Оценка авторских проектов профессионалами.

8.    Для студентов, которые участвуют в форуме, но не предоставляют собственных проектов, есть возможность оценить проекты своих коллег, тем самым ознакомиться с их тематикой и особенностями (авторы статьи считают, что этот фактор обуславливает целесообразность участия в форуме студентов младших курсов, которые еще не разрабатывают собственные проекты).

9.    Участие в форуме является полностью бесплатным, более того бесплатно выделяются палатки, для проживания и питание.

1.    Данная проблема усугубляется сложной системой отбора кандидатов для участия в форуме, что обуславливает необходимость наличия в Академии органа управления, который будет осуществлять содействие по оформлению документов на участие.

2.    По мнению одного из авторов статьи, студентам в общей массе трудно разработать собственный проект без квалифицированной поддержки (которую может оказать преподаватель).

3.    Студентов, которые участвуют в конкурсе, но не предоставляют собственных проектов, необходимо контролировать. Оказывать содействие в рамках работы самого форума, что подразумевает создание старост (подразумевается старший группы студентов, направленных на форум от Академии) и наставников из студентов, которые уже принимали участие в форуме.

Возможности Угрозы
1.        При наличии реального доступа студентов к форумам (Территория смыслов) повысится возможность трудоустройства студентов по интересующим их направлениям.

2.         Возможность взаимодействия с различными субъектами бизнеса, чиновниками различного уровня и другими студентами, которые заинтересованы в обмене опытом и реализации проектов.

3.        Возможность получения денежных средств в виде грантов на реализацию собственных проектов.

4.        Возможность получения практического опыта проектной работы, в процессе предоставления собственных разработок на конкурс, а также участия студентов в качестве судей при реализации чужих проектов (что не влияет на процесс грантовой поддержки). Возможность решения массива тематических кейсов.

1.    Как показывает исследование проведенной студентами 2015 года выпуска М.К. Чехольской [6] и Е.В. Грицкевичем [5], Академия и ее органы управления слабо заинтересованы в налаживании нового взаимодействия с различными организациями.

2.    Не понятно, какой именно орган в Академии должен вести пропагандистскую (в рамках информирования о форуме) и проектно-сопроводительную деятельность.

3.    Так как средства выделяются строго на реализацию конкретного проекта, угроза снижения мотивации ввиду отсутствия финансовой выгоды при реальном получении средств по проекту.

 

Далее, исходя из логики исследования и основываясь на первой таблице SWOT-анализа выработаем возможные пути решения обозначенной выше проблемы (сознательно не используя таблицу сопоставления SWOT-анализа):

  1. Ввиду заинтересованности студентов нашего вуза участвовать в работе форума «Территория смыслов» предлагаем создать на основе Центра культурно-досугового и воспитательного развития Академии отдел, который будет заниматься организацией участия студентов в различных форумах, в том числе и в работе форума «Территория смыслов».
  2. С помощью, официального сайта Академии, сайта кафедры государственного и муниципального управления, официальной страницы Академии в социальной сети «Вконтакте», проводить различные рекламные компании для привлечения студентов на форумы.
  3. Заключить договор между Академией и Федеральным агентством по делам молодежи, для возможности отправки студентов на форум без конкурса (подобные договора практикуются в процессе взаимодействия указанного агентства с большинством крупных российских вузов).

 

Литература:

  1. Сушанский А.С., Милюкова Н.И. Формирование управленческих способностей студентов в процессе обучения в ВУЗе (на примере студентов 1-го курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» уровня магистратуры)» [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2017. № 2. URL: gosreg.amchs.ru/pedagogika-psikholog-konflikt/sushanskij-a-s-milyukova-n-i-formirovanie-upravlencheskix-sposobnostej-studentov-v-processe-obucheniya-v-vuze-na-primere-studentov-1-go-kursa-obuchayushhixsya-po-napravleniyu-gosudarstvennoe-i-mu.html (дата обращения: 29.08.2017).
  2. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. N 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5314 (дата обращения: 01.09.2017).
  3. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. N 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5036 (дата обращения: 01.09.2017).
  4. Лябах А.Ю., Мельков С.А., Сушанский А.С., Эркин А.Ф. О некоторых итогах педагогического эксперимента: научились ли в его ходе студенты решать учебные кейсы? Часть 1 [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». Химки: АГЗ МЧС России, 2017. № 2 [сайт]. URL: http://gosreg.amchs.ru/pedagogika-psikholog-konflikt/lyabax-a-yu-melkov-s-a-sushanskij-a-s-erkin-a-f-o-nekotoryx-itogax-pedagogicheskogo-eksperimenta-nauchilis-li-v-ego-xode-studenty-reshat-uchebnye-kejsy-chast-1.html (дата обращения: 01.09.2017).
  5. Грицкевич Е.В. Проектирование взаимодействия Академии гражданской защиты МЧС России с ГБОУ СОШ № 2005 г. Москвы: Выпускная квалификационная работа. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015 (находится в библиотеке АГЗ МЧС России).
  6. Чехольская М.К. Создание механизма взаимодействия между ГБОУ СОШ № 853 и АГЗ МЧС России: Выпускная квалификационная работа. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. (находится в библиотеке АГЗ МЧС России).
  7. Официальный сайт молодежного образовательного форума «Территория смыслов» [Электронный ресурс]. URL: http://территориясмыслов.рф (дата обращения 15.01.2017).

Территория смыслов на Клязьме [Электронный ресурс] / ВКонтакте [сайт]. URL: https://vk.com/terrascientiaforum (дата обращения 14.01.2017).