Home / Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования / Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть I

Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть I

Сухарев Александр Владимирович – ведущий научный
сотрудник Института психологии РАН
доктор психологических наук, профессор

E-mail: zavor753@mail.ru

 

Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента

 немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть I

Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу культурно-психологических условий возникновения высших достижений естественнонаучной мысли в ведущих западноевропейских странах конца XIX – начале XX вв. с позиций трансдисциплинарного этнофункционального подхода. Теоретически предполагалось, что данные достижения могут быть обусловлены выраженностью саморефлексии в развитии ментальностей соответствующих коллективных субъектов синтеза аутохтонных (этноинтегрирующих) компонентов архаики (природы и природно-анимистических представлений), премодерна (христианских представлений) и модерна (естественнонаучных представлений). В первой части исследования были представлены теоретико-методологические основы и методический инструментарий, осуществлен компаративный анализ естественнонаучных достижений Германии, Франции и Англии, а также на основе разработанного инструментария показана специфика развития немецкой ментальности конца XIX – начала XX вв. Установлено, что в немецкой ментальности, наряду с более выраженными, по сравнению с другими странами, естественнонаучными достижениями, была выявлена более высокая степень синтеза компонентов архаики, премодерна и модерна. Предполагается, что дальнейшее компаративное исследование позволит выявить роль каждого компонента, а также степени их синтеза для использования полученных результатов в государственном регулировании содержания образования и СМИ в целях интенсификации и повышения качества естественнонаучных исследований в стратегической перспективе.

Ключевые слова: английская ментальность, государственное регулирование,  естественнонаучное знание, историческая психология, немецкая ментальность, французская ментальность, этнофункциональный подход.

 

Comparative Analysis of the Development of Scientific Component of German Mentality

in late XIX – early XX Centuries in the Context of the Leading Western European Countries. Part I

Abstract. This research is devoted to the analysis of cultural and psychological conditions for the emergence of the highest achievements of natural science thought in the leading Western European countries of the late XIX – early XX centuries from the position of transdisciplinary ethno-functional approach. Theoretically it was assumed that these achievements can be attributed to the severity of self-reflection in mentality development of the relevant collective subjects the synthesis autochthonous (ethno-integrative) components of the archaic (nature and natural animistic representations), pre-modern (Christian) and modern (scientific understanding). In the first part of the study, theoretical and methodological foundations and methodological tools were presented, and the comparative analysis of the natural science achievements of Germany, France and England was carried out. On the basis of these tools, the characteristics of German mentality development in the late XIX – early XX centuries were defined. It was found that in the German mentality, along with more pronounced natural scientific achievements compared to other countries, a higher degree of synthesis of archaic, pre-modern and modern components was revealed. It is assumed that further comparative research will reveal the role of each component, as well as the degree of their synthesis for using the results obtained in the state regulation of the content of education and the media to intensify and improve the quality of natural science researches in a strategic perspective.

Keywords: English mentality, state regulation, scientific knowledge, historical psychology, German mentality, French mentality, ethno-functional approach.

Текст статьи в PDF

Рецензия