Home / Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования / Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть II

Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть II

Сухарев Александр Владимирович – ведущий научный
сотрудник Института психологии РАН,
доктор психологических наук, профессор

E-mail: zavor753@mail.ru

 

Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента

 немецкой ментальности в конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих

западноевропейских стран. Часть II

Аннотация. В первой части исследования было установлено, что с позиций этнофункциональной методологии ментальность Франции и Англии к концу XIX в. менее интегрирована. В английской ментальности степень синтеза компонентов архаики и премодерна была ниже, чем в немецкой ментальности, а во французской ментальности – ниже, чем в английской. При этом представленность компонента модерна в рассматриваемых странах была приблизительно сходной. В результате исследования было установлено, что снижение степени синтеза этноинтегрирующих компонентов архаики и премодерна в ментальности рассмотренных коллективных субъектов была пропорциональна снижению  уровня естественнонаучных достижений в соответствующих странах. Подтверждение полученных результатов предполагает проведение дальнейшей проверки и ряда дополнительных исследований, в частности, в условиях российской ментальности. При подтверждении данных результатов они могут быть использованы в целях государственного регулирования. Результаты могут служить основой гуманитарной технологии «мягкой силы» для осуществления внутренней политики развития и создания культурно-психологических условий повышения уровня естественнонаучных достижений в России.

Ключевые слова: английская ментальность, государственное регулирование, гуманитарные технологии, естественнонаучное знание, историческая психология, немецкая ментальность, «мягкая сила», французская ментальность, этнофункциональный подход.

 

Comparative Analysis of the Development of Scientific Component of German Mentality

in late XIX – early XX Centuries in the Context of the Leading

Western European Countries. Part II

Abstract. In Part II of the study, from the standpoint of ethno-functional methodology it was found that the mentalities of France and England by the end of the XIX century were less integrated. In the English mentality, the degree of synthesis of archaic and pre-modern components was lower than in the German mentality, and in the French mentality – lower than in the English one. At the same time, the representation of the modern component in all these countries under consideration was approximately similar. In the result of the study it was found that reducing the level of archaic and pre-modern mentality ethno-integrative components synthesis was proportional to the decrease in the level of achievements of the natural sciences in these countries. Confirmation of the results obtained implies further verification and a number of additional studies, in particular, in the context of the Russian mentality. If these results are confirmed, they can be used for state regulation purposes. The results can serve as a basis for the humanitarian technologies of «soft power» for the implementation of domestic development policy and the creation of cultural and psychological conditions for increasing the level of natural science achievements in Russia.

Keywords: English mentality, state regulation, humanitarian technologies, scientific knowledge, historical psychology, German mentality, «soft power», French mentality, ethno-functional approach.

Текст статьи в PDF

Рецензия